Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Педагогика
21.12.2022
21
Поделиться
Библиографическое описание
Столбова, Л. Н. Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14» / Л. Н. Столбова, Н. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 429-430. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97855/.


Реализация программы наставничества в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 14» (далее — «Лицей») производится последовательно по двум направлениям, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. Внешнее направление представляют директор Лицея и заместитель директора по научно-методической работе, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. Внутреннее направление обеспечивают: заместитель директора по УВР, психологи образовательной организации, педагоги-стажисты, молодые специалисты, обучающиеся и их родители.

Реализация программы наставничества в образовательных организациях должна включать шесть основных этапов, согласно методическим рекомендациям по внедрению целевой модели наставничества [1, с.36].

  1. Подготовка условий для начала работы по программе наставничества.
  2. Создание команды наставляемых учителей.
  3. Создание команды наставников.
  4. Обучение наставников.
  5. Формирование и организация наставнических пар или групп.
  6. Завершение наставничества.

Рассмотрим этапы подробнее.

Этап 1. Подготовка условий для начала работы по программе наставничества.

Первый этап направлен на формирование подходящих условий для начала работы по программе наставничества. Его цель — собрать первичные запросы от потенциальных наставляемых и определить соответствующие этим потребностям критерии для поиска наставников. Успешные результаты будут зависеть от точности определения целей и задач программы наставничества на первых этапах работы.

Этап 2. Создание команды наставляемых учителей.

Суть этапа заключается в выявлении конкретных трудностей обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества в соответствии с принятыми в организации формами наставничества.

Этап 3. Создание команды наставников.

Основная цель этапа — поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников. Работа включает действия по формированию базы наставников из числа педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Они могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных образовательных организаций.

Этап 4. Обучение наставников.

Основные задачи данного этапа:

— разработать критерии отбора наставников в соответствии с запросами наставляемых;

— выбрать из сформированной базы подходящих под эти критерии наставников;

— провести собеседование с отобранными наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической готовности;

— сформировать базу отобранных наставников.

Основные принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий.

  1. Принятие (не осуждение наставляемого).
  2. Умение слушать и слышать.
  3. Умение задавать вопросы.
  4. Равенство (отношение к наставляемому как к равному).
  5. Честность и открытость.
  6. Надежность и ответственность.
  7. Последовательность.

Этап 5. Формирование пар «наставник — наставляемые».

Основная задача этапа — сформировать пары «наставник — наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям. Основные критерии:

— профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;

— у наставнической пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.

Результаты этапа: пара или группа достигла необходимого результата, отношения были завершены качественным образом и проанализированы.

Этап 6. Завершение программы наставничества в образовательной организации.

Основные задачи этапа: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла — вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций [2, с.116].

С помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации региона можно добиться комплексного улучшения образовательных результатов. А также, что немаловажно на межличностном и социальном уровнях, таким образом, можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными поколениями и чувство сопричастности к жизни и развитию образовательной организации и региона.

Литература:

  1. Патрушев А. Наставничество сегодня — необходимая мера или ненужное излишество? // Управление развитием персонала. — 2012. — № 1. С. 26–30.
  2. Теплов А. О. Методы оценки эффективности наставничества // Государственное управление. Электронный вестник — 2011. — № 28. — [Электронныйресурс]http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk__28._sentjabr_2011_g./problemi_ upravlenija_teorija_i_praktika/teplov.pdf (дата обращения 10.10.2022).
  3. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. — [Электронныйресурс]- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ — (дата обращения 10.10.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 429-430):
Часть 6 (стр. 377-453)
Расположение в файле:
стр. 377стр. 429-430стр. 453

Молодой учёный