Образовательный коучинг для личной эффективности и профессиональной компетентности студентов
Автор: Рыбина Ольга Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 3038 раз
Библиографическое описание:
Рыбина, О. С. Образовательный коучинг для личной эффективности и профессиональной компетентности студентов / О. С. Рыбина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/798/ (дата обращения: 16.12.2024).
Качество современного профессионального образования обусловлено характером протекания инновационных процессов и определяется особенностями вводимого новшества, инновационным потенциалом среды и педагогического коллектива. В качестве одного из таких процессов выступает «коучинг», создающий условия для формирования субъекта деятельности, способного к реализации своих потенциальных возможностей.
Слово coach (англ.) на русском языке означает наставлять, тренировать и воодушевлять. Умение показать свои профессиональные способности и возможности. Это одно из самых «слабых» профессиональных качеств, потому что самопрезентации необходимо учиться. Коучинг – это синтез тренинговых технологий. Это не только метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления или стиль поведения, это своеобразная философия, предполагающая эффективность в различных видах деятельности [2,с. 1].
В последнее время феномен «коучинг» отождествляют с такими понятиями как бизнес и психология. Однако такое явление как «коучинг» в образовательной среде является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг выступает в роли мощного средства, способствующего как личностному так и коммуникативному развитию студентов. [6, с. 5]
Методика коучинга позволяет не только научиться самопрезентации, но и способствует созданию собственной педагогической методики.
Центральным аспектом коучинга в контексте данного исследования являются взаимоотношения между преподавателем и студентами, где первый эффективно организует процесс поиска последними лучших решений своих задач и воплощения их в жизнь, стимулирует и побуждает к повышению уровня коммуникативного развития. Коуч помогает студентам развиваться, осваивать новые навыки и достигать высоких результатов не только в коммуникативной деятельности, а также в своей будущей профессии. Коучинг – это современная и очень социализированная практика для развития осознанности и восприятия, для раскрытия всех возможностей человека.
В образовательном контексте важную роль для студентов является коуч (куратор), который обладает умениями установления контакта, активного слушания, развитой эмпатией. Образовательный коучинг ярко иллюстрирует возможность «взращивания» успешного студента, обучающегося. Таким образом, для того, чтобы данная схема работала по принципу «делай как я» требуется высокий уровень подготовки преподавателя, владеющего новыми методами и практикующим подходами в организации учебного процесса. Времена меняются гораздо быстрее, чем мы себе это представляем. Появляются новые требования к уровню компетентности преподавателей. Прошло время, когда требования к учебному процессу диктовались сверху, структура рынка и технологии сегодня изменяются значительно чаще, чем в прошлом. Время диктует необходимость постоянного обучения сразу на рабочем месте посредством коучинга.
В настоящее время новизна термина порождает некоторые разночтения в его понимании. Одни специалисты говорят о тренингах «в стиле коучинг», другие считают коуча по большей части советчиком, помощником, консультантом, как в личностном, так и в профессиональном развитии, третьи рассматривают коучинг как личное тренерство и наставничество педагога, четвертые полагают, что коучинг – это своего рода психотерапия. Безусловно, все эти точки зрения имеют право на существование. Вопреки сложившемуся мифу, слово «коуч» – далеко не новое. Оно имеет венгерское происхождение и закрепилось в Англии в XVI веке. В то время оно означало не что иное, как повозку, карету. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина – «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути». Таким образом, данный экскурс в прошлое помогает наиболее точно понять суть данного феномена. Коучинг в рамках образовательного процесса представляет следующие общие направления:
- процесс партнерского взаимодействия (психолого-педагогическое сопровождение студентов, проектная деятельность), направленный на достижение результата, цели;
- проектирование технологий социального взаимодействия, интерактивных форм поддержки активности студентов;
- постепенный процесс по увеличению осознания и способностей личности;
По мнению Джона Уитмора, основателя корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге, коучинг акцентирует внимание на будущих возможностях, а не прошлых ошибках и промахах. Субъекты не столько получают решения от коуча, сколько принимают их сами, направляемые коучем [6]. Иными словами перед нам предстают два понятия эффективность и производительность в коучинге. Производительность – правильное выполнение работы, эффективность – выполнение "правильной" работы. Несомненными результатами коучинга являются улучшение продуктивности деятельности каждого человека и группы в целом, улучшение взаимоотношений в группе, способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям. Коучинг – это раскрытие потенциала человека для достижения им максимального результата. Это помощь скорее в том, чтобы он сам научился, чем в том, чтобы научить его. Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Коуч выступает в роли фасилитатора, то есть высвобождает студентов на то, чтобы они принимали более смелые и значительные решения. Для того, чтобы процесс коучинга был действенным для студентов, со стороны коуча необходимы также определенный уровень сознания, овладение специальными методиками-практиками, позволяющие найти индивидуальный ключ к успешному обучению студентов. Поскольку на сегодняшний день у обучающихся средне специальных учебных заведений наблюдается тенденция достаточно низкого уровня мотивации, поэтому студенты не в полной мере могут реализовать весь свой возможный потенциал.
Основная обязанность коуча, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в личности студента. В свою очередь основная цель студента заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за решение поставленной задачи и выполнять все, о чем он договаривается с коучем. Студент несет ответственность за свои результаты. Побудительный импульс, заставляющий субъектов работать в системе «коучинг», – это потребность в изменениях [6. с.10].
Основной успешный момент в коучинге это вовлечение студента в сам процесс, его активное самосовершенствование в образовательном смысле. Основополагающим фактором является его осознание нахождения «здесь» и «сейчас». Таким образом можно выстроить логическую схему механизма образовательного коучинга:
партнерство раскрытие потенциала результат
До момента наступления того самого партнерства между коучем и студентом следует обратить внимание на те психофизические особенности контингента учащегося, которые могут препятствовать данному процессу. Раскрытие потенциала являет собой некий творческий поиск оптимальных решений и что самое главное коуч поддерживает решимость студентов достигать желаемых целей. Стоить отметить ту атмосферу, в которой происходит обмен партнерством. Коуч должен создать наиболее благоприятные условия доверия и комфорта между собой и студентами, для того чтобы они смогли наиболее полно осознать свои мотивы и цели. Таким образом, модель коучинга можно представить на основе модели интерактивных форм поддержки гражданских инициатив студентов и непосредственно коуча. Студент ощущает свою причастность к деятельности только тогда, когда у него есть наглядный пример креативной среды с целью применения её на своем опыте. Согласно Джону Роджеру, основателю сети американских образовательных тренингов и семинаров по всему миру, «понимание следует за опытом».
В логике данной концепции можно констатировать, что истинное искусство коуча заключается в умении создать такие условия для студентов, когда они начинают двигаться к цели не посредством «кнута и пряника», а когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда студент по своей собственно инициативе вовлечен в какой-либо творческий процесс, в научную деятельность [1,с.8].
Коуч в любых сферах в том числе и образовательной будет так называемым независимым консультантом, который вовремя скажет «по курсу» или «вне курса», если у студента в определенный момент возникнут сложности с реализацией той или иной деятельности. В данном случае студент обладает правом принятия решений и несет ответственность за результат.
Коучинг возможен только тогда, когда:
-
- студент понимает, что
существует различие между тем, кто он есть и тем, кем хотел бы быть;
- - студент готов думать новым, непривычным для себя способом;
- - студент готов к совершению необходимых изменений и предпринимает необходимые действия;
- - студент согласен с тем, что за результат несёт ответственность только он сам, а не коуч-преподаватель;
- - студент готов думать новым, непривычным для себя способом;
Иными словами, используя коучинг, студенты достигают своих целей «гораздо быстрее, наиболее эффективным путем и просто получают удовольствие от процесса» [ 3 с. 16]. Задача сегодняшнего преподавателя при создании благоприятной атмосферы взаимодействия со студентами заключается в модификации системы обучения и адаптации к образовательной деятельности самостоятельно.
Преподаватель со всей его собственной системой представления знаний студентам является наставником (ментором) и работает по традиционному принципу: «Делай как я!». Подход «делай так, как я говорю» или «делай в соответствии с процедурой» редко способствует принятию ответственности за итоговый результат деятельности и не позволяет развивать творческие способности учащихся.
Если разобраться с понятиями, все достаточно логично. С начинающими, «молодыми» и неопытными (студенты младших курсов) работают преимущественно менторы и наставники, коучи работают с «чемпионами» – специалистами высокого уровня (студенты старших курсов). При этом необходимо учитывать тот факт, что ментору (наставнику) не возбраняется использовать элементы коучинга. Однако, модель директивного поведения преподавателя плохо воспринимается студентами, поскольку у студента может быть свое собственно автономное видение проблемы подчас более продуктивное и креативное. Коучинг лежит в другой плоскости взаимоотношений.
Коуч создает условия, побуждает студента к расширению сознания и ответственности, их совместную деятельность можно назвать Со-Творчеством. Потенциал – это зерно, которому предстоит раскрыться [6, с.15]. Студенты ищут лучшие для себя и оптимальные для конкретной ситуации решения. В процессе сессий коучинга отслеживается самоидентификация студента в проблеме, преодоление узких рамок проблемы, вход в различные перспективы, фасилитация выбора, ответственно восприятие плана, действия по воплощению плана [4].
В коучинге ключевыми словами являются слова «важно для меня», а не «хотеть», «попробовать», «попытаться»; «мне надо», а не «я обязан». Когда мне надо, я работаю продуктивнее, чем когда обязан. «Надо для себя, а обязан для кого-то».
Для современного педагога на сегодняшний день ставится достаточно сложная задача мотивировать на результативность каких-либо процессов, проявить живой интерес к субъекту с целью открыть в нем достаточно большой спектр его возможностей, обнаруженных с помощью коучинговых взаимоотношений.
Таким образом, образовательный коучинг является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выведение взаимоотношений между преподавателем и студентом на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты коммуникативного развития каждого студента.
Литература:
Джон Роджер, Питер Маквильямс. 101 Жизнь. – Лос-Анджелес, 2001 – 75 с.
Ерофеева Н.Ю. Коучинг в образовании. – Статья, доктор педагог. наук, профессор. – Великий Новгород, 2001
Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все / В. Е. Максимов. –
СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров. Автореф. - М.,2009 – 159 с.
Стив Бавистер, Аманда Викерс . Основы НЛП. – М.: ФАИР 2008 - 336 с.
Цыбина Е.А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку.-Ульяновск, 2007 – 75 с.