Учебный мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы студентов
Автор: Соколова Алёна Геннадьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2675 раз
Библиографическое описание:
Соколова, А. Г. Учебный мастер-класс как метод стимуляции самостоятельной работы студентов / А. Г. Соколова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/492/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последнее время популярны организация и демонстрация так называемых мастер-классов – своеобразных занятий по обмену опытом, обучению какому-либо мастерству. Чаще всего такие занятия проводятся в частном порядке на платной основе, вне образовательных учреждений, по принципу добровольности участия и по интересам.
На приобретение нового опыта в режиме мастер-класса направлены, прежде всего, молодые люди, в том числе студенты вузов. И это оправдано, ведь на таких занятиях вне строгого преподавательского контроля, в раскрепощенной обстановке удобно не только овладевать свежими навыками (будь то ручной, интеллектуальный или физический труд), но и заводить новые знакомства, общаться с друзьями, плодотворно использовать свободное время.
Подобная организация обучения оправдывает одно из важных качеств грядущей модели образования [1] - ценность «таланта и мастерства, понимаемого как владение особо эффективными средствами деятельности в конкретной области». Таким образом, движущей силой образования становится мотивация и заинтересованность, увлеченность студентов собственным развитием.
Актуальность новой формы приобретения практических навыков была нами использована при проведении аудиторных занятий в стенах учебного заведения. Изначально было решено провести лабораторные работы по декоративно-прикладному творчеству для студентов-будущих педагогов в форме мастер-классов. Цикл занятий открывался мастер-классом, проводимым самим преподавателем, на тему «Изготовление русской обрядовой куклы». Этот, самый первый показ, был демонстрацией не только определенных приемов изготовления конкретного изделия (например, народной куклы), но и вводил студентов в суть понятия «мастер-класс», наглядно описывал этапы проведения урока, указывал методические приемы работы мастера.
Цели такого занятия обозначены как:
Знакомство с традициями изготовления народных кукол, русских обрядовых кукол;
Приобретение умений и знакомство с технологией изготовления традиционных кукол, на примере кукол «Веснянка» и «Первоцвет»;
Введение студентов в новую форму проведения занятий в режиме мастер-класса;
Демонстрация методики организации и проведения мастер-класса.
Далее студентам было предложено самостоятельно выбрать, отталкиваясь от собственных предпочтений, тот вид работ, который на следующих занятиях будут демонстрировать они. При этом со стороны преподавателя исходила методическая поддержка и совместное со студентом решение основных организационных вопросов:
Изготовление какого изделия будет демонстрироваться? Важно, чтобы оно было простым для уровня начинающих, но в то же время интересным, оригинальным;
Каковы материальные затраты? Какими материалами мы владеем, а какие необходимо приобрести дополнительно? Кто обеспечивает инструментами и материалами: есть ли они в наличии в лаборатории, либо приносит сам мастер, либо приносят учащиеся. Необходимо определить объем затрат на человека и на группу (включая преподавателя и мастера), перед занятием выполнить «раскрой» материалов, т.е. подготовить готовый набор всех необходимых материалов с размерной обработкой и инструментов на человека;
Каково время течения мастер-класса? Вопрос важный для преподавателя, поскольку нужно выделенное учебным графиком время распределить таким образом, чтобы каждый студент испытал себя в качестве мастера.
После того, как студенты узнают о своих задачах по данной дисциплине на текущий семестр и мысленно определяются с выбором вида декоративно-прикладного искусства, обозначаются конкретные сроки подачи «заявки» на роль мастера. Для этого к определенной дате им необходимо написать план своей работы, в который входят обязательные элементы: небольшая историческая справка по данному виду ДПИ, расход материалов и перечень инструментов, изображение готового изделия, технология его изготовления, планируемое время. Заявки обсуждаются в группе, определяется последовательность выступлений, выслушиваются замечания и предложения.
Подобный подход можно сопоставить с немало известным кейс-методом, когда ход обучения имитирует реальные события (в данном случае - ведение школьного урока технологии), включая адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения [2]. Сущность кейс-технологий заключается в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов, ситуаций), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа, изложения выводов, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов [3].
В данном случае кейс (задание) для всех учащихся будет звучать примерно одинаково: «Перед вами стоит задача обучения школьников выполнению определенного вида декоративно-прикладного искусства. Как бы вы построили и организовали процесс обучения, чтобы вызвать максимальную заинтересованность и увлеченность учащихся?» Очевиден созидательный характер решений данной ситуации и их практическое выражение.
Замечено, что в таком, необычном, режиме обучения большинство ребят проявляют познавательную и творческую активность. Еще на этапе проведения первого мастер-класса, где преподаватель выступает мастером, студенты чувствуют всю необычность ситуации, неординарность обстановки в аудитории. Возникает интерес к работе, творческий настрой, желание знать и уметь. Все это, конечно, обеспечивает преподаватель индивидуальным подходом к каждому студенту, помощью, дружеским настроем.
В ходе поиска идей и решения проблемы выбора демонстрируемой технологии студент выполняет заложенную на него учебной программой нагрузку – самостоятельную работу. Исследование, анализ материалов, подготовка, личностные установки – все это предполагает творческий характер задачи, дополненный ориентацией на собственные интересы. При этом возникает желание подготовить необычный мастер-класс, выделиться в группе, привлечь и увлечь товарищей.
Подготовительному этапу принадлежит особая роль. Это не только поиск информации по данной тематике (а теоретический экскурс всегда должен присутствовать в мастер-классе в форме познавательного рассказа о традициях, истории искусства, особенностей технологии и т.п., и гармонично вплетаться в сюжет занятия), но и организация с предварительными расчетами затрат материалов на группу.
Абсолютно недопустимо проводить мастер-класс, заменяя необходимые материалы и инструменты подручными, выполняя работу «как придется», только под словесными указаниями мастера (без реального показа и/или схем). Потому в подготовке студента к своему мастер-классу всегда должен участвовать преподаватель, контролировать, интересоваться, помогать делом.
На этапе работы с аудиторией студенту дано право почувствовать себя в роли педагога, преподавателя. При этом влияние самого преподавателя как такового на аудиторию должно быть минимальным, чтобы переместить центр внимания аудитории на мастера. Это достигается несколькими факторами.
Во-первых, с началом занятия руководящая роль передается студенту-мастеру, который занимает место преподавателя, сам же преподаватель становится «учеником», он наравне со всеми выполняет указания мастера, сидя за партой. Статус преподавателя не защищает его от ошибок в процессе работы, аудитория чувствует уязвимость до сих пор «всемогущего» преподавателя, но в условиях дружелюбной обстановки относится к этому лояльно.
Во-вторых, в условиях ограниченности времени, а также увлеченности работой маловероятно, что в группе наступит хаос и безделье, даже при отсутствии преподавателя;
В-третьих, во время подобных занятий, не смотря на индивидуальный процесс и темп работы каждого участника мастер-класса, чувствуется коллектив, объединение по принципу общности интересов (в данный конкретный момент). В таких случаях часто завязывается дружелюбная беседа, в которой может поучаствовать и преподаватель. При этом его статус не нивелируется, студенты по-прежнему прислушиваются к его мнению как авторитетному, но в то же время могут задать вопросы, которые в иных случаях стеснялись задать или считали неуместными. А преподаватель в такие моменты может делиться своим житейским опытом, высказывать в легкой форме замечания, которые в других ситуациях были бы обидными, вести скрытую воспитательную работу со студентами.
Очень удобно для обеспечения близости общения во время практической работы (когда не звучат указания мастера, конечно) отойти от стандартной расстановки учебной мебели – перед началом занятия сдвинуть столы и разместиться вокруг одного общего рабочего пространства. При такой организации иногда отпадает необходимость приобретения инструментов для индивидуального пользования – в центре стола помещается корзина с необходимыми материалами и инструментами общего употребления.
Особый интерес у участников мастер-класса возникает на значимых занятиях, приуроченных к каким-то датам, событиям. Например, роспись пасхальных яиц в преддверии Пасхи, изготовление новогодних венков, подарков ко дню рождения одногруппника и т.д.
По аналогии с дисциплиной «Декоративно-прикладное творчество» нами стали использоваться мастер-классы на занятиях по техническим средствам обучения. При всем объеме существующих технологий преподавателю сложно показать все приемы использования ТСО. Студентам предложено рассказать об известных им возможностях использования техсредств обучения одновременно с применением средств, имеющихся в наличии.
К примеру, студент отлично владеет навыками создания флэш-анимации – он должен провести мастер-класс по работе в соответствующих программах. Также некоторые студенты могут изучить конструкцию и принцип работы определенных технических средств (например, кодоскопа), методику показа изображений, а затем, в рамках лабораторной работы, поделиться своими умениями с остальными ребятами.
В большинстве случаев подготовки студентов к проведению собственного мастер-класса у них отпадает возможность перенятия чужого опыта, как при поиске материала через сеть Интернет при написании реферата, например. Потому что главной целью самостоятельной работы становится личное совершенствование, приобретение полезных профессиональных умений и навыков, а также творческий анализ идей с последующей их апробацией на мастер-классе.
Полезно завершать как отдельные занятия, так и их цикл (в конце семестра) групповой рефлексией, обсудить наиболее интересные моменты, выявить недостатки, ошибки и способы их предотвращения, наметить планы работы по другим дисциплинам.
Таким образом, оправдывается идея о том, что вузовское образование может иметь практическую, созидательную составляющую одновременно с научной, исследовательской. А необычные формы подачи материала призваны облегчить работу преподавателя по привлечению внимания студентов, включив их тем самым в увлекательный процесс саморазвития через творчество.
Литература:
Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики (Материалы для обсуждения)//Вопросы образования.-2008.-№1.-С.32-65.
Морозова Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Морозова Н.В. // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 102-104.
Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования [Текст]: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.