Министерство образования и науки РФ ставит перед педагогическим сообществом основную цель — социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [1, 2, 3, 6]. Для достижения поставленной цели необходимо построить индивидуальные образовательные траектории образования учащихся, позволяющие успешно адаптироваться школьникам в инновационном обществе. Отражение индивидуальных образовательных траекторий в работе образовательного учреждения должно быть связано с выполнением индивидуальных проектов.
В новых стандартах прописаны следующие требования к индивидуальному проекту [7]:
‒ индивидуальный проект рассматривается как особая форма организации деятельности учащегося, которая выполняется в течение одного или двух лет согласно учебному плану;
‒ работа должна быть выполнена в рамках одного или нескольких изучаемых предметов;
‒ работа может выполняться как самостоятельно, так и под руководством тьютора.
Индивидуальный проект должен быть представлен в форме завершенного учебного исследования или разработанного учебного проекта. По нашему мнению, различия в понимании терминов «учебное исследование» и «учебный проект» в новых стандартах достаточно не выделены. Проведенный нами анализ форм реализации индивидуального проекта позволяет сделать следующие выводы:
1. Учебное исследование и учебный проект имеют существенные различия:
‒ учебное исследование ставит главной целью поиск субъективно новых знаний для учащегося, а учебный проект — создание конкретной модели процесса или объекта окружающей действительности;
‒ учебное исследование выступает в форме информационного или исследовательского проекта, а учебный проект — в форме практикоориентированного проекта;
‒ этапы учебного исследования ориентированы на сбор материала по заданной проблеме, его классификацию, анализ и обобщение для вычленения собственных выводов, в то время, как этапы учебного проекта ориентированы на определение оптимальных ресурсов для моделирования конкретного процесса или объекта окружающей действительности.
2. Учебное исследование и учебный проект предполагают получение субъективно нового для школьника результата, а значит должны быть введены в учебный процесс после основательной пропедевтической работы с учащимися. Готовность к реализации индивидуального проекта основано на психологической и технологической подготовке ученика. Большую помощь в данном отношении играет обучение в детском саду и начальной школе.
3. Учебное исследование и учебный проект как формы выполнения индивидуального проекта служат важным основанием для развития всех групп УУД школьников, а, следовательно, позволяют выделить в полученном образовательном результате каждый из трех уровней: личностный, предметный и метапредметный.
Выполнение индивидуальных проектов мотивирует учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Рассмотрим пример содержания индивидуального проекта в рамках учебной дисциплины «Физика». Напомним, что первоначальный опыт проектной деятельности по новым образовательным стандартам школьники получают на всех предыдущих ступенях обучения: в детском саду, например, на занятиях по программе «Мир открытий» [4], а также в начальной школе на уроках по природоведению и окружающему миру (1–4 классы) [5].
Выполнение индивидуального проекта по теме «Плавание судов» (7 класс) можно представить как последовательность связанных между собой временных этапов.
Этапы работы над индивидуальным проектом
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Время работы |
1. Пропедевтический этап |
||
Организация, контроль и обсуждение индивидуальных и групповых мини-исследований, домашних опытов и наблюдений, составления докладов и презентаций, по темам: «Простые механизмы», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел». |
Выполнение индивидуальных и групповых мини-исследований в ходе выполнения предыдущих лабораторных работ, домашних опытов и наблюдений, составления докладов и презентаций. |
Первая и вторая четверть |
2. Организационный этап |
||
Обсуждение с учениками темы их индивидуального проекта и сроков его выполнения. Наблюдение, консультация в вопросах поиска информации, при необходимости — помощь в организация работы. |
Определение цели, задачи и формы представления индивидуального проекта. Определение источников информации. Разработка этапов работы и обсуждение сроков ее выполнения, выбор методов работы и формы представления результата, |
Первая неделя третьей четверти |
3. Деятельностный этап |
||
Подготовка и проведение уроков по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» на основе использования проблемного, частично-поискового и исследовательского методов обучения. Наблюдение, консультация, координация проекта, помощь в подготовке к защите проекта и оформлении результатов. |
Сбор и анализ информации с выделением частного и общего. Классификация информации по выбранным критериям. Выведение следствий. Создание результата проекта. Сличение способа действий и их результата с заданной моделью, с целью обнаружения отклонений и отличий. Внесение изменений в результат своей деятельности. Подготовка к представлению результатов проекта. Оформление презентации для защиты. |
Третья четверть |
4. Презентативно-оценочный |
||
Организация и проведение конференции по теме «Плавание тел». Руководство индивидуальным и коллективным анализом и оценкой результатов, обобщение полученных результатов, подведение итогов, организация рефлексии. |
Участие в конференции «Плавание тел», выступление с подготовленными докладами и презентациями. Представление результатов индивидуального проекта в виде завершенного учебного исследования или учебного проекта. Защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив. |
Конец третьей четверти |
Работа по выполнению индивидуальных проектов в рамках образовательного учреждения может быть описана с помощью структурно-функциональной модели. Модель определяет структуру взаимосвязанных элементов и предполагает последовательность выполнения определенных шагов в направлении проектируемого результата, соответствующего требованиям ФГОС ООО.
Структурно-функциональная модель реализации индивидуального проекта
В заключение статьи остановимся на основных результатах нашей работы:
- В содержании статьи представлены результаты сравнительного анализа понятий «учебный проект» и «учебное исследование», выступающих в качестве форм реализации индивидуального проекта выпускника основного общего образования.
- Выполнение школьниками индивидуального проекта по физике должно соответствовать временным этапам, отражающим деятельность ученика и учителя в направлении поставленной цели проектной деятельности.
- Работа по выполнению индивидуальных проектов в рамках образовательного учреждения происходит в контексте выделенных нами элементов и этапов структурно-функциональной модели реализации индивидуального проекта.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 20.05.2016).
2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 20.05.2016).
3. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL:http://минобрнауки.рф/документы/543(дата обращения 20.05.2016).
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf (дата обращения 20.05.2016).
5. Рабочая программа по окружающему миру для 1–4 класса Виноградова Н. Ф. URL: http://school39.ivedu.ru/files/prog/okrujmir-1–4.pdf (дата обращения 20.05.2016).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения 20.05.2016).
7. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/2365 (дата обращения 20.05.2016).