Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сыздыкбаева, А. Д. Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов / А. Д. Сыздыкбаева, Т. Б. Байназарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4833/ (дата обращения: 22.12.2024).

Профессиональная деятельность будущего учителя начальных классов требует от него умения познавать, проектировать, моделировать и на этой основе определять наиболее целесообразные способы решения проблем на практике. Будущий учитель начальных классов должен обладать основами исследовательской культуры, которые находят свое повседневное проявление в ценностном отношении к профессиональной и исследовательской деятельности, готовности личности к научному познанию на основе имеющихся исследовательских знаний, умений и навыков, способностях личности выстраивать собственную систему исследовательской деятельности.

Исследовательская культура, наряду с профессионально-этической, социально-педагогической и организационно-управленческой культурой является частью профессиональной культуры бакалавра образования. Она предполагает владение будущими учителями начальной школы методологией и методами исследовательской деятельности. Процесс формирования основ исследовательской культуры у будущих учителей начальной школы становится доминирующим в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Важным компонентом профессиональной подготовки является исследовательская деятельность студентов. В рамках её закладываются основы научной организации труда, формируются необходимые аналитические качества, востребованные в профессиональной деятельности.

Проблемы развития исследовательской деятельности как компонента профессиональной подготовки нашли свое отражение в работах И. Б. Карпауховой, Ф. К. Савиной, С. М. Тутарищевой, Т. И. Торгашиной, Е. Ф. Федоровой, В. А. Яковлева, А. В. Ястребова и др. В них отмечается значимость данного рода деятельности для развития интеллектуальных качеств личности, обосновываются формы и методы её организации в вузе [1].

Отдельные аспекты формирования исследовательской культуры у школьников, студентов, курсантов, педагогов раскрыты в трудах В. И. Марковой, О. Г. Морозовой, И. В. Носаевой, Т. Н. Шаповой, C. B. Шмачилиной, М. В. Чистовой и др. Технологии профессионально-ориентированного обучения раскрыты в трудах М. Я. Виленского, П. И. Образцова, А. И. Умана и др. [2].

Несмотря на достаточно высокий уровень изученности данного вопроса, в настоящее время возникло противоречие между объективно растущей потребностью в исследовательской культуре учителя и неразработанностью механизмов ее формирования в системе профессиональной подготовки, так как научная работа — исключительно напряженный, творческий труд, который требует полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности, творческого мышления, чувства нового, стремления познать неведомое.

В настоящей статье, хотелось бы остановиться на профессиональных качествах исследователя, для того, чтобы способствовать их формированию в профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы.

В истории науки было немало попыток перечислить наиболее важные профессиональные качества ученого-исследователя, среди которых выделяют: хорошую память, умение сосредоточиться, уйти в себя, научную фантазию, интеллектуальную независимостью, т. е. самостоятельность мышления; увлеченность, страстность, одержимость и настойчивость в науке. В. А. Обручев выделяет три основных принципа плодотворной научной деятельности: планомерность, аккуратность и любовь к творчеству. И. П. Павлов полагал, что ученого-исследователя отличают: научная последовательность, прочность познания азов науки и стремление идти от них к вершинам человеческих знаний, сдержанность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, терпеливо накапливать факты, научная скромность, готовность отдать науке всю жизнь. К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности [3].

Важное качество исследователя — психолого-педагогическая направленность, проявляющаяся в постоянном стремлении к достижению главной цели — формированию и развитию личности обучающегося, повышению качества его воспитания и обучения. Исходя из сказанного, к профессионально важным качествам будущего учителя начальных классов как исследователя следует отнести: оптимизм — веру в возможность улучшить положение дел, выработать оптимальные варианты творческого развития обучающихся, гуманизм, предполагающий доброту, отзывчивость, сердечность к людям, справедливость, уравновешенность, терпимость, сдержанность, самообладание; умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью. Это в свою очередь предполагает требовательность исследователя к себе и людям, т. е. следование нормам морали, добросовестное исполнение своего профессионального долга. Существенное значение в исследовательской работе имеет общительность и коммуникабельность. Все названные профессионально важные личностные качества определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являются: глубокие разносторонние специальные знания; владение профессиональными и исследовательскими навыками; наличие психолого-педагогических способностей; общая педагогическая культура; умение общаться с людьми; поведение в соответствии с нормами профессиональной психолого-педагогической этики.

Таким образом, к исследователю, как профессионалу предъявлялись и предъявляются исключительно высокие требования, находящиеся на пределе возможностей человека и требующие от него полной самоотдачи, которое сложно, но можно осуществить в рамках профессионального образования. Обобщая основные профессионально важные качества личности будущего учителя — исследователя, правомерно представить их в следующем виде [4].

1. Общие психолого-педагогические качества:

-          профессиональная психолого-педагогическая направленность;

-          социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, справедливость и доброжелательность к людям; общительность, требовательность к себе и людям.

2. Профессиональные психолого-педагогические качества:

-          психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и практическая подготовленность;

-          развитые психолого-педагогические способности: коммуникативные, перцептивные, проективные, суггестивные, эмоционально-волевые, конструктивные, дидактические, организаторские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креативные).

3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогические качества:

-          психолого-педагогическая направленность психических процессов: познавательных и эмоциональных, волевых;

-          эмоциональная отзывчивость (эмпатия);

-          развитость воли;

-          рефлексия.

Исследовательская культура проявляется в его профессиональных способностях [5]:

-          интеллектуальных (развитость научного психолого-педагогического мышления), которые определяют умение: анализировать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несущественного; проводить психологический и педагогический эксперименты; осуществлять научный поиск в гностическом цикле «факты — модель — гипотеза — следствия — проверка»; строить на основе опытных данных теоретическую (идеализированную) модель, находить связи между количественными и качественными сторонами исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости; рассматривать процессы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противоречия; абстрагироваться, анализировать и обобщать исследовательский материал; сюда же относится интуиция, дар предвидения, обширность знаний;

-          перцептивных, которые лежат в основе умения проникать во внутренний мир человека: необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и т. п.;

-          коммуникативных, позволяющих устанавливать правильные взаимоотношения с участниками процесса исследования;

-          конструктивных, дающих возможность предвидеть ход, развитие и результаты образовательного процесса;

-          суггестивных, нацеленных на получение нужного результата путем эмоционально-волевого влияния, внушения силой слова, авторитета;

-          эмоционально-волевых, которые позволяют управлять своим внутренним состоянием, чувствами, поведением;

-          дидактических, проявляющихся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, аргументировано;

-          организаторских, позволяющих организовать познавательную деятельность обучающихся, а также свою собственную работу педагога-исследователя: высокая самоорганизация, большая работоспособность;

-          научно-познавательных, которые дают возможность оперативно овладевать новой информацией;

-          творческих, позволяющих творчески решать психолого-педагогические и исследовательские задачи: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса, непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Таковы основные профессионально важные личностные качества будущего учителя — исследователя, определяющие его как подлинного ученого, новатора. Исследовательская культура требует огромного трудолюбия, работоспособности, умения длительное время работать с большим умственным напряжением. Эти качества существенно влияют как на проведение теоретического, экспериментального исследования, так и на процесс обобщения его результатов, внедрения научных рекомендаций в педагогическую практику. Глубокое изучение работы предшественников — не только дань уважения, признания их вклада в разработку той или иной проблемы — от него зависит качество разработки проблемы самим исследователем.

Любовь к исследовательскому труду выливается в открытия высокого ранга, только любознательность, стремление выявить истину может побудить исследователя выйти за рамки темы, увлечься научными проблемами, неожиданно возникшими в ходе исследования, на стыке различных наук и т. д. Но именно эти проблемы часто становятся теми научными находками, которые составляют золотой фонд науки. Когда исследовательский труд в радость, эффективность научных изысканий возрастает многократно.

Принципиальность исследователя проявляется многообразно. Это и отстаивание своей концепции, методики исследования, стремление к объективности результатов, аргументация выводов, с сомнением воспринимаемых теми или иными лицами и т. п. В конечном счете, принципиальность проявляется в высокой результативности научного труда, в практической действенности выводов и рекомендаций. Нравственные качества исследователя как бы вплетаются в ткань его научных изысканий, в истину. Поэтому не случайно среди наиболее важных характеристик личности исследователя эксперты отмечают именно их.

В процессе научной работы исследователь вступает в непростые отношения с испытуемыми, эффективность научного исследования зависит от умения этически правильно построить взаимоотношения с окружающими. Как показывает практика, проблем здесь возникает немало, так как современные психолого-педагогические исследования все в большей степени требуют коллективных усилий. Это обусловлено чрезвычайно сложным объектом исследования, необходимостью накопления большого объема экспериментального, эмпирического, а нередко и теоретического материала. Все это ставит отдельного исследователя, решающего конкретные прикладные научные задачи, перед множеством аргументов, фактов, данных, осмыслить которые всесторонне и глубоко в относительно короткий промежуток времени предпочтительнее, используя коллективный разум, интеллект научного коллектива. Неслучайно наиболее фундаментальные открытия, постоянные научные успехи сопутствуют не отдельным авторам, а творческим педагогическим коллективам, в которых царит дух доброжелательности, товарищеской взаимопомощи, подлинной научности.

Исследовательская культура — это непрерывный поиск, столкновение мнений, научных идей. Важно, чтобы она не превратилась в столкновение личностей, иначе под видом развития исследовательской культуры, принципиальной борьбы мнений начнется утонченное сведение личных счетов, и исследователи станут ориентироваться не на истину, а на межличностные отношения. Все это разъедает науку, снижает эффективность научного потенциала, создает конфликтные ситуации, негативно сказывающиеся на научной деятельности, психическом здоровье людей. Причем более развитый в интеллектуальном отношении человек оперирует и более утонченными средствами, приемами нарушения профессиональной этики. Поэтому требовательность к самому себе, к коллегам, профессиональная этика в научно-педагогических коллективах должны быть самого высокого уровня [6]. Внедрение результатов исследований в педагогическую практику также предъявляет требования к исследовательской культуре ученого. Так, например, применение в целях профессионального отбора сомнительных методик, тестов без предварительного определения их валидности и надежности — этическое преступление, которое негативно влияет на результат исследования.

Успех деятельности исследователя во многом зависит от стиля профессионального общения, т. е. индивидуально-типологических особенностей его взаимодействия с респондентами, и определяется коммуникативными возможностями, его творческой индивидуальностью, уровнем развития качеств личности, обеспечивающих контакт с людьми, позволяющих раскрыть их, получить объективные данные при исследовании субъективных явлений. Оптимальный уровень общительности, обеспечивающий максимальный успех в научной работе, всегда индивидуален. В одних случаях перед началом исследования нужно пошутить, чтобы установить непринужденный контакт с респондентами, в другом — просто промолчать, в третьем вас выручит понимающая улыбка, в четвертом наибольший эффект даст общение в рамках взаимоотношений «руководитель — подчиненный» и т. д. Насколько разнообразны личности людей, настолько различно должно быть и общение с ними. В связи с этим возникает весьма специфичная проблема: для получения объективных научных данных в психолого-педагогическом исследовании сам исследователь должен владеть общением как искусством. Причем это искусство должно быть самого высокого уровня, когда человек понимает людей, чувствует их при ограниченном вербальном контакте, умеет раскрывать души и сердца участников исследования в кратчайшие сроки. При этом цель общения не должна ограничиваться только получением информации, она должна быть более фундаментальной, позволяющей оказать собеседнику необходимую нравственную, психологическую и педагогическую помощь. Это нередко требует применения в методике исследования воспитательных воздействий с целью устранения выявленных негативных явлений.

Психолого-педагогическое исследование нуждается не просто в обоснованном, но и в правильно реализованном общении с людьми, которое обеспечивает продуктивность научных поисков, способствует этому психолого-педагогический такт исследователя, т. е. его способность разумно и умело использовать арсенал средств воздействия на личность и взаимодействовать с ней. У опытного экспериментатора эта способность проявляется в выборе таких средств, которые помогают регулировать взаимоотношения с людьми, не нарушают разумной меры в употреблении средств и способов влияния на них.

Таким образом, научное исследование — это огромный труд. Отдаться ему полностью, самоотверженно может далеко не каждый. Формирование профессиональных качеств является первым и важным шагом в развитии исследовательской культуры в профессиональной подготовке. Обзор исследований, посвящённых вопросам развития исследовательской культуры в профессиональной подготовке будущего учителя начальной школы, показал, что проблема формирования его профессионально значимых качеств уже много лет рассматривается в научно-педагогической литературе как социально значимая проблема и не теряет актуальности по сей день, приобретая иное наполнение. Решение этой проблемы напрямую связано с формированием готовности будущего учителя — исследователя к профессиональной деятельности в Новой начальной школе.

Литература:

1.                 Ардашева Н. В. Формирование исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности.- Кемерово, 2011 г.

2.                 Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. — М.: Знание, 1978.-173 с.

3.                 Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя. Автореферат дис. док. пед. наук, Оренбург, 2001.

4.                 Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192с.

5.                 Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал: (Психологические проблемы) / Л. М. Митина. — М.: Дело, 1994. — 215 с.

6.                 Талманова Т. М. Формирование исследовательской компетенции учителя начальных классов в системе непрерывного образования: дис. канд пед. наук / Т. М. Талманова. — М., 2003. — 237 с.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская культура, будущий учитель, профессиональная подготовка, начальная школа, исследовательская деятельность, качество, научная работа, профессиональная деятельность, умение, исследовательская работа.

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Похожие статьи

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога