Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 5429 раз

Библиографическое описание:

Турдиева, Р. У. Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога / Р. У. Турдиева, А. Л. Кенжаев, Ф. М. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1317-1319. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19011/ (дата обращения: 21.11.2024).

В современном мире наиважнейшей ценностью и основным капиталом общества, его движущей силой становятся образованные граждане, способные к высокопроизводительному труду, обладающие высокими духовными и моральными качествами. Именно поэтому в XXI веке — веке интеллектуальных знаний, высокого уровня развития смогут добиться те страны, которые избрали своим приоритетом инвестиции в человеческий капитал. Только по-настоящему образованное общество будет способно преодолеть современные вызовы и проблемы.

Конкурентоспособность любой страны на мировом рынке в настоящее время зависит не столько от наличия природных ресурсов, а, в первую очередь, от постоянного воспроизводства высокообразованной и дисциплинированной рабочей силы, способной осваивать современные, постоянно обновляющиеся технологии, и без которой невозможно создавать новые производства, формирующие высокотехнологичную структуры экономики.

Любое государство должно быть заинтересовано в развитии интеллектуального и духовного потенциала страны. В эпоху глобализации образованность становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а высокий духовный уровень населения позволит органично формировать правовую культуру, способность народа жить и трудиться в свободном, демократическом правовом государстве, осознавать свои права и свободы, уметь ими пользоваться в интересах государства и общества [1].

Те люди, которые осознают необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития.

Основными принципами реформирования системы образования должно стать формирование в обществе атмосферы престижности знаний, образованности и высокого интеллекта; соответствия образовательных и профессиональных программ современным мировым достижениям образования, науки, техники и технологий, экономики и культуры; обеспечения тесной связи образования с будущей практической профессиональной деятельностью молодежи; формирования у обучающихся приоритетности общечеловеческих ценностей, высокой духовности, культуры и творческого мышления; органичного единства образования с национальной историей, народными традициями и обычаями, уважения к истории и культуре других народов.

Именно поэтому мы хотим подробно остановиться на исследовательской деятельности, как одной из форм профессиональной самореализации педагога.

Современной школе нужен принципиально новый учитель — учитель-исследователь, владеющий методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной работы. В профессиональной деятельности, особенно в сфере образования, существуют благоприятные условия для реализации данной потребности. Работая с младшими школьниками, педагоги:

-          сталкиваются с проблемой, как создать условия для индивидуального развития ребенка;

-          выдвигают идеи и гипотезы о возможных путях, формах, способах решения этой проблемы;

-          выбирают и обосновывают методы собственной профессиональной деятельности;

-          получают определенные результаты собственной профессиональной деятельности и обосновывают их в итоге реализации программы четырехлетнего обучения младших школьников [2].

Из данных компонентов и складывается исследовательская деятельность педагога, основы которой должны быть заложены в ходе получения профессионального образования.

Исследовательская деятельность педагогов может осуществляться по трем направлениям:

-          исследовательская деятельность в рамках работы методического объединения;

-          исследовательская деятельность в рамках прохождения педагогом процедуры аттестации;

-          инициативная исследовательская деятельность (самообразование).

Первое направление исследовательской деятельности педагогов представляет собой чаще всего эпизодическую и связанную с планом работы методического объединения работу. В рамках данного направления организуется подготовка сообщений для коллег по результатам изучения, анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы, аннотирования статей периодической печати.

Как показывает практика, потребность в исследовательской деятельности особенно активизируется в момент прохождения процедуры аттестации педагогических работников: учитель готовит работу по обобщению опыта, в которой представляет теоретический материал по самообразованию, какие-то диагностические данные, практические материалы.

Первые два направления, по мнению большинства специалистов, следует отнести не к исследовательской деятельности, а к исследовательской работе, которая проводится эпизодически и не приносит существенных результатов, не позволяет педагогу в полной мере показать результаты своего труда.

Истинная исследовательская деятельность будет присутствовать в профессиональной деятельности педагога лишь в том случае, если у него сформирована мотивация к ней. Педагог владеет исследовательскими умениями и приемами организации подобной деятельности. Первым шагом в исследовательской деятельности как одной из форм самореализации педагога-практика должно стать проявление умения выявить противоречие и сформулировать проблему при выборе темы самообразования [3].

Таким образом, исследовательская деятельность будет выступать одной из форм профессиональной самореализации педагогов при условии реализации научного подхода к изучению уровня сформированности у учащихся тех или иных умений.

По мере овладения преподавателем профессиональными знаниями и в процессе решения профессионально направленных задач складывается видение реальных условий профессиональной деятельности и соотнесение задач, условий и своих возможностей, умение регулировать свою деятельность на основе профессиональной рефлексии — важнейшего качества личности профессионала.

Рефлексия в широком смысле слова характеризует самосознание человека осмысление им оснований собственных действий и поступков.

Рефлексивное отношение человека к собственной деятельности является одним из важнейших психологических условий все более глубокого ее сознания, критического анализа и конструктивного совершенствования. Именно рефлексия обеспечивает выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятие позиции над ней (вне ее), для суждения о ней.

Для преподавателя характерно то, что сама деятельность выступает для него в качестве особого предмета анализа, осмысления оценки. Если при решении практических задач, возникающих в конкретных педагогических ситуациях, он непосредственно включен в процессы реального взаимодействия с учащимися, то теперь сами эти процессы становятся предметом исследования. Рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя. Они проявляются:

-          в процессе практического взаимодействия преподавателя с учащимися, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся;

-          в процессе проектирования деятельности учащихся, когда преподаватель разрабатывает цели обучения и конструктивные шаги их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;

-          в процессе самоанализа и самооценки преподавателем собственной деятельности.

Таким образом, профессиональная рефлексия проявляется в глубине анализа педагогической деятельности (своей и чужой), в умении корректировать деятельность на основе этого анализа, в умении ставить реальные цели и задачи как с точки зрения объективной логики процесса профессиональной деятельности, так и с точки зрения собственных реальных возможностей достичь цели имеющимися у них средствами.

По мере становления преподавателя как субъекта педагогического труда, он начинает занимать все более активную личностную позицию по отношению к своему труду, внося свой индивидуальный вклад не только в его осуществление, но и в совершенствование и развитие. Высокий уровень профессиональной активности личности педагога проявляется в творческом отношении профессиональной деятельности [4].

Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Внимание на ней акцентировано и в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий», в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» и других документах. Анализ официальных требований к современному учителю, воспитателю показал, что они должны быть готовы к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолению противоречий её развития. Они должны быть способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Исследовательские действия, операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога.

 

Литература:

 

1.         Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластепина — Москва: Изд.цент «Академия»,2004. — 2004.

2.         Горовая В. И., Тарасова С. И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. — М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь-серввысшкола, 2002.

3.         Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

4.         Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис.... д-ра пед. наук. — Оренбург, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, профессиональная деятельность, исследовательская деятельность педагогов, методическое объединение, педагогический труд, профессиональная рефлексия, развитие, собственная деятельность, собственная профессиональная деятельность, умение.


Похожие статьи

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре как условие его продуктивной самореализации

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Похожие статьи

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре как условие его продуктивной самореализации

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Задать вопрос