В современном мире наиважнейшей ценностью и основным капиталом общества, его движущей силой становятся образованные граждане, способные к высокопроизводительному труду, обладающие высокими духовными и моральными качествами. Именно поэтому в XXI веке — веке интеллектуальных знаний, высокого уровня развития смогут добиться те страны, которые избрали своим приоритетом инвестиции в человеческий капитал. Только по-настоящему образованное общество будет способно преодолеть современные вызовы и проблемы.
Конкурентоспособность любой страны на мировом рынке в настоящее время зависит не столько от наличия природных ресурсов, а, в первую очередь, от постоянного воспроизводства высокообразованной и дисциплинированной рабочей силы, способной осваивать современные, постоянно обновляющиеся технологии, и без которой невозможно создавать новые производства, формирующие высокотехнологичную структуры экономики.
Любое государство должно быть заинтересовано в развитии интеллектуального и духовного потенциала страны. В эпоху глобализации образованность становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а высокий духовный уровень населения позволит органично формировать правовую культуру, способность народа жить и трудиться в свободном, демократическом правовом государстве, осознавать свои права и свободы, уметь ими пользоваться в интересах государства и общества [1].
Те люди, которые осознают необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития.
Основными принципами реформирования системы образования должно стать формирование в обществе атмосферы престижности знаний, образованности и высокого интеллекта; соответствия образовательных и профессиональных программ современным мировым достижениям образования, науки, техники и технологий, экономики и культуры; обеспечения тесной связи образования с будущей практической профессиональной деятельностью молодежи; формирования у обучающихся приоритетности общечеловеческих ценностей, высокой духовности, культуры и творческого мышления; органичного единства образования с национальной историей, народными традициями и обычаями, уважения к истории и культуре других народов.
Именно поэтому мы хотим подробно остановиться на исследовательской деятельности, как одной из форм профессиональной самореализации педагога.
Современной школе нужен принципиально новый учитель — учитель-исследователь, владеющий методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной работы. В профессиональной деятельности, особенно в сфере образования, существуют благоприятные условия для реализации данной потребности. Работая с младшими школьниками, педагоги:
- сталкиваются с проблемой, как создать условия для индивидуального развития ребенка;
- выдвигают идеи и гипотезы о возможных путях, формах, способах решения этой проблемы;
- выбирают и обосновывают методы собственной профессиональной деятельности;
- получают определенные результаты собственной профессиональной деятельности и обосновывают их в итоге реализации программы четырехлетнего обучения младших школьников [2].
Из данных компонентов и складывается исследовательская деятельность педагога, основы которой должны быть заложены в ходе получения профессионального образования.
Исследовательская деятельность педагогов может осуществляться по трем направлениям:
- исследовательская деятельность в рамках работы методического объединения;
- исследовательская деятельность в рамках прохождения педагогом процедуры аттестации;
- инициативная исследовательская деятельность (самообразование).
Первое направление исследовательской деятельности педагогов представляет собой чаще всего эпизодическую и связанную с планом работы методического объединения работу. В рамках данного направления организуется подготовка сообщений для коллег по результатам изучения, анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы, аннотирования статей периодической печати.
Как показывает практика, потребность в исследовательской деятельности особенно активизируется в момент прохождения процедуры аттестации педагогических работников: учитель готовит работу по обобщению опыта, в которой представляет теоретический материал по самообразованию, какие-то диагностические данные, практические материалы.
Первые два направления, по мнению большинства специалистов, следует отнести не к исследовательской деятельности, а к исследовательской работе, которая проводится эпизодически и не приносит существенных результатов, не позволяет педагогу в полной мере показать результаты своего труда.
Истинная исследовательская деятельность будет присутствовать в профессиональной деятельности педагога лишь в том случае, если у него сформирована мотивация к ней. Педагог владеет исследовательскими умениями и приемами организации подобной деятельности. Первым шагом в исследовательской деятельности как одной из форм самореализации педагога-практика должно стать проявление умения выявить противоречие и сформулировать проблему при выборе темы самообразования [3].
Таким образом, исследовательская деятельность будет выступать одной из форм профессиональной самореализации педагогов при условии реализации научного подхода к изучению уровня сформированности у учащихся тех или иных умений.
По мере овладения преподавателем профессиональными знаниями и в процессе решения профессионально направленных задач складывается видение реальных условий профессиональной деятельности и соотнесение задач, условий и своих возможностей, умение регулировать свою деятельность на основе профессиональной рефлексии — важнейшего качества личности профессионала.
Рефлексия в широком смысле слова характеризует самосознание человека осмысление им оснований собственных действий и поступков.
Рефлексивное отношение человека к собственной деятельности является одним из важнейших психологических условий все более глубокого ее сознания, критического анализа и конструктивного совершенствования. Именно рефлексия обеспечивает выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятие позиции над ней (вне ее), для суждения о ней.
Для преподавателя характерно то, что сама деятельность выступает для него в качестве особого предмета анализа, осмысления оценки. Если при решении практических задач, возникающих в конкретных педагогических ситуациях, он непосредственно включен в процессы реального взаимодействия с учащимися, то теперь сами эти процессы становятся предметом исследования. Рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя. Они проявляются:
- в процессе практического взаимодействия преподавателя с учащимися, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся;
- в процессе проектирования деятельности учащихся, когда преподаватель разрабатывает цели обучения и конструктивные шаги их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;
- в процессе самоанализа и самооценки преподавателем собственной деятельности.
Таким образом, профессиональная рефлексия проявляется в глубине анализа педагогической деятельности (своей и чужой), в умении корректировать деятельность на основе этого анализа, в умении ставить реальные цели и задачи как с точки зрения объективной логики процесса профессиональной деятельности, так и с точки зрения собственных реальных возможностей достичь цели имеющимися у них средствами.
По мере становления преподавателя как субъекта педагогического труда, он начинает занимать все более активную личностную позицию по отношению к своему труду, внося свой индивидуальный вклад не только в его осуществление, но и в совершенствование и развитие. Высокий уровень профессиональной активности личности педагога проявляется в творческом отношении профессиональной деятельности [4].
Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Внимание на ней акцентировано и в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий», в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» и других документах. Анализ официальных требований к современному учителю, воспитателю показал, что они должны быть готовы к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолению противоречий её развития. Они должны быть способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Исследовательские действия, операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога.
Литература:
1. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластепина — Москва: Изд.цент «Академия»,2004. — 2004.
2. Горовая В. И., Тарасова С. И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. — М.: Илекса; Ставрополь: Ставрополь-серввысшкола, 2002.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
4. Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Дис.... д-ра пед. наук. — Оренбург, 2001.