Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Автор: Тришанина Анна Сергеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 29.03.2015
Статья просмотрена: 12187 раз
Библиографическое описание:
Тришанина, А. С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка / А. С. Тришанина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/45/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание наилучших условий для реализации потенциальных возможностей воспитанников.
На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в ФГОС выделяется раздел «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования». В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, на норму, но не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок логопедической группы.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, направлена на преодоление несоответствия между тем, какой уровень задает образовательная программа, и реальными возможностями каждого воспитанника, исходя из его особенностей.
Индивидуальный подход является важным психолого-педагогический принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей. [1]
Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями.
Одним из решений задачи дошкольного образовательного учреждения, о которой говорилось выше, является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
А выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности, возможно благодаря мониторингу развития ребенка.
Индивидуальный маршрут ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т. В. Волосовец, Т. Н. Гусева, Л. М. Шипицына и другие): [4]
- принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
- принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. [3]
- принцип отказа от усредненного нормирования, т. е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
- принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка.
Этапы работы по индивидуальному маршруту развития ребенка: [2; с. 115–118]
I этап — Подготовительный.
II этап — Комплексной диагностики. (мониторинг)
III этап — Разработка индивидуального образовательного маршрута.
IV этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.
V этап — Промежуточный мониторинг.
VI этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.
VII этап — Итоговый мониторинг.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка. [5; с. 26–31]
Необходимо обозначать временные отрезки, на которые составляется индивидуальный маршрут. Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Составляется введение, где объясняется, для чего составляется маршрут, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.
Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания индивидуального образовательного маршрута. Наряду с диагностикой в процессе реализации маршрута проводится мониторинг в работе с дошкольниками — это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Необходима коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками.
По истечению определённого времени необходимо проводить корректировку. Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий, V этап работы по индивидуальному маршруту развития ребенка.
Оценка готовности педагогов к работе с ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и желание ему помочь.
Необходимо получить согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.
Реализация индивидуального образовательного маршрута может проходить по трем формам: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.
МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово первый год принял решение самостоятельно составлять индивидуальные образовательные маршруты, таким образом, на начало 2014–2015 учебного года каждый обучающийся имеет свой индивидуальный образовательный маршрут.
В настоящее время находятся на стадии разработки механизмы и технологии работы с индивидуальными маршрутами обучающихся. Сегодня актуализировано решение проблемы организации и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в условиях ФГОС ДО. [6]
На основании мониторинга, у каждого воспитанника ДОУ можно проследить слабо развитые интегративные качества. По одному критерию будет несколько «отстающих», на основании этого можно составить карту индивидуальных маршрутов воспитанников группы.
Таблица 1
Пример карты мониторинга интегративных качеств
Фамилии, имена воспитанников группы |
Критерии мониторинга интегративных качеств воспитанников |
|||
Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения. |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
||
Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений. |
Способность к волевому усилию. |
Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации. |
Самоконтроль. |
|
В. Виктор |
|
|
Х |
|
З. Татьяна |
Х |
Х |
Х |
|
К. Михаил |
|
Х |
|
|
М. Дмитрий |
Х |
|
|
|
Н. Сергей |
Х |
Х |
|
|
П. Данила |
|
Х |
|
Х |
Р.Гордей |
|
|
|
|
С.Роман |
|
|
|
|
С.Денис |
|
|
|
|
С. Денис |
Х |
Х |
|
Х |
С. Алена |
|
|
|
|
С. Михаил |
Х |
|
Х |
|
Р. Петр |
Х |
|
|
Х |
Ф.Роман |
|
|
|
|
Затем, после составления карты, подбираются комплексы упражнений, игр, бесед и др. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника — игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает проектная деятельность, в которой происходит интеграция специалистов, и реализуются индивидуальные качества каждого ребенка.
После заключительного мониторинга, по результатам наблюдений заполняется та же таблица.
Эффективная реализация маршрута позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС ДО является обязательным условием психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качеств.
Литература:
- Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
- Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы II международной научно-практической конференции 10–11 ноября 2013 года. — Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013–160 с.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб.:«Речь», 2005
- Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2010.
- Соловьева, С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические рекомендации / С. В. Соловьева. — Екатеринбург: ИРО, 2011. с.-140.
- Штепина И. С. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: алгоритм создания на примере МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» [Текст] / И. С. Штепина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 164