Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 09.10.2015
Статья просмотрена: 2198 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8840/ (дата обращения: 16.11.2024).
С самых первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо. Развитие личности в благоприятных условиях предполагает развертывание человеком своей человеческой сущности и утверждение другого в его исключительности, ценности и человечности. Эти факторы обеспечивают ребенку его родители. Значимость общения со взрослыми для психического развития ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого [8]. Ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. И первой ступенью в общество для ребенка раннего возраста становится дошкольное образовательное учреждение.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в настоящее время. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью — все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
Существенную помощь в решении проблемы оказали научно-практические разработки психологов (Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, Л. Г. Голубева, Н. П. Жукова, Р. В. Тонкова-Ямпольская). Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило определить целый ряд факторов, оказывающих влияние на течение адаптации: возраст, состояние здоровья, уровень психического развития, индивидуальные особенности психологической направленности, темперамент, прошлый опыт социальной адаптации. В работах Л. Н. Галигузовой была установлена зависимость между адаптацией ребенка к дошкольному учреждению и развитию у него потребности в общении [6]. Так, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором, влияющим на адаптацию, является становление потребности в общении со сверстниками.
Считается, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, в первую очередь, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных и детско-родительских отношений.
Значимость формирования у ребенка, начиная с первых месяцев жизни, привязанности к близким людям (прежде всего к матери) в настоящее время общепризнанна. Такая эмоциональная привязанность совершенно необходима для полноценного психического развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует личностному развитию и успешной социализации [2].
Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности изначально опосредовано системой общественных отношений, и осуществляется оно в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры [9]. Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т. е. автоматических, непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям. Безусловные рефлексы новорожденных сами по себе не обеспечивают появления человеческих форм поведения, для нормального психического и физического развития ребенку необходима забота о нем взрослых.
Теории развития личности, как на западе (теория объективных отношений, теория развития личности Э. Эриксона, теория привязанности, теория депривации и т. д.), так и отечественные представители (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. И. Мясищев, В. С. Мухина, Л. И. Божович, Е. Т. Соколова и др.), сходятся на том, что социум — наиважнейший фактор формирования личности [8]. Большинство авторов приходят к выводу, что только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка:
- стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым;
- широта связей с обществом, разнообразная, когнитинво насыщенная среда;
- собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира.
В первые месяцы между матерью и младенцем образуется особое состояние взаимности и неразрывности, которое Д. Винникот назвал нормальной симбиотической связью, Р. Сирс — диадой, Дж. Боулби — привязанностью, Э. Эриксон — доверием, М. Миллер — кинестетической эмпатией. Благодаря такой связи, мать адекватно реагирует на потребности младенца, такая способность называется — отзывчивостью [10]. Она характеризуется межличностной чувствительностью, эмпатическим осознанием, предсказуемостью, неназойливостью, эмоциональной доступностью, способностью быстро и гибко реагировать эмоциональным тонусом и подходящим уровнем реакции.
Группой американских психологов производилось изучение ранних форм социальной изоляции детей, механизмов ее возникновения и связи с последующим социально-эмоциональным развитием. Исследования М. Эйнсворт, Дж. Боулби позволили выделить три типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери):
1. надежную, безопасную привязанность (тип В);
2. ненадежную избегающую привязанность (тип А);
3. ненадежную тревожно-сопротивляющуюся привязанность (тип С).
Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж. Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ребенка, она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации [2; 7]. Нашими отечественными психологами было проведено аналогичное исследование, направленное на выявление дополнительных параметров, влияющих на развитие образа себя и его привязанности к матери [1; 3]. В эксперименте изучалось поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось матери успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистрировалось поведение ребенка: эмоциональные проявления, вокализации и действия (ориентировочно-исследовательские, игровые, инициативные).
Данные исследования указывают на то, что уровень развития образа себя у ребенка зависит от степени привязанности матери: чем больше привязанность, тем выше уровень развития образа себя. Одновременно показатели образа себя тем выше, чем ниже, по оценкам матерей, уровень привязанности ребенка к матери. Высокому уровню развития образа себя соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая зависимость его от матери, более выраженная активность в незнакомой или стрессовой ситуации (в присутствии незнакомого взрослого, пугающей игрушки).
В соответствии с классификацией М. Эйнсворт детей с развитым образом себя можно условно отнести к двум группам: «индифферентные» и«надежно привязанные». Дети с низкими показателями развития образа себя проявляют высокую степень зависимости от матери, демонстрируют «цепляющееся поведение» в незнакомой ситуации, при слабом стрессе испытывают чувство страха, опасности. Они плачут не только тогда, когда расстаются с матерью, но и находясь рядом с ней. Такое поведение условно соответствует типу «аффективной, ненадежной привязанности». Матери детей этой группы имеют преимущественно заниженную самооценку, невысокие показатели образа себя, у них отмечается эмоциональное неблагополучие, неуверенность в своих силах, своем будущем. В представлении о ребенке у таких матерей преобладает ориентация на уход за ребенком, как позитивное отношение они чаще отмечают развитие у малыша навыков, а не личностных качеств, отмечают больше негативные изменения в его поведении. Привязанность ребенка к себе они оценивают как чрезвычайную, а свою привязанность к ребенку оценивают как слабую или среднюю [1].
Результаты изучения привязанности, полученные зарубежными и отечественными специалистами, позволяют выдвинуть следующее предположение: поскольку привязанность ребенка к матери оказывает влияние на социализацию ребенка, она может оказывать определенное влияние и на его адаптацию к ДОУ. При этом адаптационный период у детей с различными типами привязанности будет протекать по-разному, отличаться разной степенью тяжести (легкой, средней, тяжелой).
При анализе результатов исследования Н.Н Авдеевой, И. В. Хохлачевой, касающихся характера адаптации и особенностей детско-родительских взаимодействий, были выявлены следующие закономерности [3]. Во взаимодействии практически всех родителей и детей, адаптационный период которых характеризовался как легкий (20 из 22, т. е. 90 %), отмечались: низкий или средний уровень требований к ребенку; низкая или средняя степень строгости; средний или высокий уровень контроля; средний уровень принятия ребенка; средний или высокий уровень последовательности во взаимодействии; средняя выраженность воспитательной конфронтации в семье.
Взаимодействие родителей и детей, адаптация которых протекала в форме средней тяжести или тяжело, характеризовались во всех случаях (10 из 10, т. е. 100 %): средним или высоким уровнем строгости по отношению к ребенку; значительной эмоциональной дистанцией во взаимоотношениях; низким уровнем принятия ребенка; низкой или средней степенью сотрудничества с ним. Кроме того, у родителей отмечался средний или высокий уровень тревожности за ребенка.
Таким образом, результаты исследования Н.Н Авдеевой, И. В. Хохлачевы показали, что в большинстве случаев легкая форма адаптации была свойственна детям с надежным типом привязанности к матери, адаптация средней тяжести и тяжелая — детям с ненадежной привязанностью. Во всех случаях детско-родительские взаимодействия детей со среднетяжелой и тяжелой формами адаптации имели неблагоприятные характеристики.
Соотнесение данных о течении адаптационного периода детей и особенностях детско-родительского эмоционального взаимодействия показало следующие зависимости:
1. при легкой адаптации ребенка к детскому саду: у большинства матерей (7 из 9) практически все характеристики эмоционального взаимодействия выражены в достаточной степени, лишь у 22 % испытуемых (2 из 9) выявлен дефицит выраженности позитивного эмоционального отношения матери к ребенку;
2. при среднетяжелой адаптации ребенка к детскому саду: практически во всех диадах (за исключением одной) выявлен дефицит характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (5 из 6);
3. при тяжелой адаптации ребенка к детскому саду у всех матерей (5 из 5) выявлены дефицитарные показатели эмоционального отношения к ребенку. Чаще всего при неблагоприятном протекании адаптации отмечался дефицит следующих характеристик эмоционального взаимодействия: а) способность матери к сопереживанию ребенку; б) безусловное принятие; стремление к телесному контакту; в) ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия.
При гармоничном эмоциональном взаимодействии матери с ребенком ярче всего выражены: позитивные чувства, возникающие у матери при общении с ребенком; безусловное принятие; преобладание положительного фона эмоционального взаимодействия; стремление к телесному контакту. При наличии дефицита выраженности характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия можно говорить о дисгармоничном эмоциональном взаимодействии матери с ребенком.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования о взаимосвязи между особенностями эмоционального взаимодействия матери с ребенком и течением адаптации ребенка к детскому саду подтвердилась: в большинстве случаев легкая форма адаптации свойственна детям с надежной привязанностью (тип В); адаптация средней тяжести — детям с ненадежной привязанностью (тип А или тип С); тяжелая — также соотносится с ненадежной привязанностью, преимущественно тревожно-сопротивляющегося типа (С).
Практически во всех случаях эмоциональная составляющая детско-родительских отношений имеет дисгармоничный характер, если у детей наблюдается среднетяжелая и тяжелая формы адаптации к детскому саду. Особенно настораживает тот факт, что у 60 % диад в той или иной степени наблюдается дефицит важнейших характеристик эмоционального отношения матери к ребенку (эмпатии, принятия, отзывчивости и др.).
Необходимо подчеркнуть, что эмоциональное взаимодействие родителей и детей, возникающее в самом начале жизни ребенка, оказывает огромное влияние на все последующее развитие. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые «рабочие модели» себя, других людей и межличностного взаимодействия, которые в дальнейшем помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать. Внимательные, чуткие, заботливые родители формируют у ребенка чувство базового доверия к миру; создается позитивная модель «Я», окружающих, безопасного социального взаимодействия. Дисгармоничные отношения, наоборот, убеждают ребенка в том, что другие люди, также как и родители, не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять (негативная рабочая модель окружающих). Таким образом, формирующиеся на первом году жизни модели себя, другого и межличностного взаимодействия в дальнейшем во многом определяют восприятие ребенком окружающего мира, построение отношений со сверстниками и взрослыми, развитие познавательных способностей, возможности адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности [2; 4].
Приход ребенка в детское дошкольное учреждение представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребенка серьезным испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребенка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребенка и родителей.
Безусловно, проблема соотношения эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия и протекания адаптации ребенка к детскому саду является достаточно многогранной и сложной. Но, тем не менее, можно утверждать, что ненадежная привязанность к матери и дисгармоничный характер эмоционального взаимодействия матери с ребенком представляют собой существенные факторы риска для дальнейшего социально-эмоционального развития детей и, в частности, могут служить ориентиром для прогнозирования течения и исхода адаптационного периода.
Данное направление на практике осуществляет педагог-психолог образовательного учреждения. При поступлении ребенка в детский сад представляется необходимым осуществлять оценку качества привязанности и характера эмоционального взаимодействия и отношения матери к ребенку. В период адаптации в рамках психологического сопровождения семьи родителям в консультативной форме могут быть даны рекомендации, направленные на развитие, а при необходимости и коррекцию эмоционального взаимодействия с ребенком [3]. Это поможет обеспечить наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду, а также позволит организовать плавный переход с домашнего на общественное воспитание.
Литература:
1. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве //Вопросы психологии. 1997. № 4.
2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
3. Авдеева Н. Н., Хохлачева И. В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ //Психологическая наука и образование — 2010. № 3.
4. Боулби Дж. Привязанность /Пер.Н. Г. Григорьевой, Г. В. Бурменской. М., 2003.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей /Пер. с англ. В. В. Старовойтова. М., 2006.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
7. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.
8. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России //Вопросы психологии. 2001.№ 3.
9. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.
10. Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. — СПб., 1997.