Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету
Автор: Алексеева Ирина Яковлевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 05.07.2016
Статья просмотрена: 3308 раз
Библиографическое описание:
Алексеева, И. Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету / И. Я. Алексеева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10786/ (дата обращения: 19.12.2024).
Актуальность исследования. Увлечь учеников своим предметом, сегодня уже невозможно без применения интерактивных методов обучения. Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося.
Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению, сформировать у школьников комплекс умений учить самого себя.
Данной проблемой по применению интерактивных методов обучения занимались многие: Н. Г. Суворова, А. Р. Федорова, Н. Шевченко, М. В. Кларин и др. В их работах рассмотрены основные преимущества интерактивного обучения, критерии отбора методов обучения. Н. И. Шевченко замечает, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся на уроках обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.
Цель исследования: исследовать возможности применения интерактивных методов на уроках геометрии в 9 классе для повышения интереса учащихся
Гипотеза исследования: применение интерактивных методов обучения будет способствовать повышению интереса учащихсяк изучаемому предмету.
Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения [2].
Цель интерактивного обучения — создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Это могут быть творческие задания, работа в малых группах, работа в парах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, кейс-технологии, презентации и многое другое [1, с. 97].
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Свобода выбора.
Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия [2].
В интерактивном методе обучения в помощь интерактивному подходу могут использоваться информационные технологии.
Далее приведем фрагменты разработанных уроков с использованием интерактивных методов обучения по теме «Метод координат».
Урок № 1.
Мозговой штурм (этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону)
Класс делится на 3 группы и каждой группе даются задания.
‒ Изучить правило № 1
‒ Изучить правило № 2
‒ Изучить правило № 3
Инструкционная карта.
- Изучить материал по учебнику
- Разобрать пример
- Выполнить подобные задания
- Ответить на контрольные вопросы
1 этап.
Каждый берет себе одно из них. Затем группы переформируются по полученным заданиям. Теперь каждая группа занимается одним заданием.
2 этап.
Учащиеся возвращаются в первоначальные группы. Теперь каждый в группе знает один из вопросов, и его задача — познакомить с материалом всю группу. Каждый учащийся выступает в роли учителя, каждый учит каждого.
Урок № 2.
Дерево решений (этап построения проекта выхода из затруднения)
Класс делится на 3 группы. Каждая группа берет лист А4 и обсуждает вопрос, делая записи на своем «дереве», после группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идем.
1 группе дается задание рассмотреть вспомогательную задачу а) Координаты середины отрезка
2 группе дается б) Вычисление длины вектора по его координатам
3 группе в) Расстояние между двумя точками
Урок № 3.
Аквариум (этап актуализации и фиксирования затруднений)
Выбирается малая группа из класса, остальные выступают в качестве зрителей. Один ученик из малой группы начинает диалог по проблеме.
Каждый ученик в группе отвечает на вопрос ведущего.
Вопросы:
- Что такое окружность?
- Формула длины окружности
- Формула площади окружности
- Свойства окружности
- Как построить окружность методом координат?
Урок № 4.
Урок-исследование (этап построения проекта выхода из затруднения)
Задание: составить наиболее точную и подробную информацию по данной теме на ватмане.
Оборудование:
Линейка, карандаш, ручка, маркер, ватман.
Примерные вопросы для составления плаката:
- Вывод уравнения прямой
- Уравнение прямой
- Что такое число К?
- Объяснить решение задачи
Критерии оценивания плаката
- Достоверность
- Полнота
- Наглядность
- Аккуратность
Инструктаж: ученики делятся на группы по пять человек, распределение ролей, примерное содержание инструктажа: регламент работы, алгоритм работы, критерии оценки плаката.
Целью эксперимента является проверка выдвинутой гипотезы.
Экспериментальная работа по проверке эффективности разработанных материалов проведена на базе МБОУ СОШ № 31 г. Якутск.
Для проведения экспериментальной работы выбран 9 «В» класс физико-математического профиля, где обучение математике ведется по программе с углубленным изучением математики.
Для проведения констатирующего этапа экспериментальной работы исследовалось, как учащиеся относятся к предмету геометрия.
Для этого учащимся была предложена анкета: «Мое отношение к геометрии» по О. Г. Авезовой
Анкета: «Мое отношение к геометрии» по О. Г. Авезовой
Определите своё отношение к предмету, поставив в нужной графе знак «+»
- На уроках геометрии бывает интересно.
- Нравится учитель, умение преподать предмет.
- Нравится получать хорошие отметки.
- Геометрия пригодится мне для сдачи ОГЭ (экзаменов).
- Учу геометрию.
- Геометрия полезна для жизни.
- На этом уроке узнаю много нового.
- Геометрия заставляет думать.
- Получаю удовольствие, работая на уроке.
- Легко дается этот предмет.
- С нетерпением жду урока геометрии.
- Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель
Результаты оценивания:
8 и более плюсов — предмет геометрии интересует
4 и менее плюсов — предмет геометрии не интересует
5–7 плюсов — нейтральное отношение к геометрии.
Результаты исследования:
Интересуются предметом геометрия — 8 учащихся (33 %)
Не интересуются предметом геометрия -10 учащихся (41 %)
Остальным ученикам геометрия ни нравится и ни не нравится.
Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся особо не интересуется геометрией.
Целью формирующего этапа эксперимента являлось применение интерактивных методов обучения на уроках геометрии для повышения интереса учащихся к изучаемому предмету.
На этом этапе проводилось 4 урока в 9 «В» классе с углубленным изучением математики с применением интерактивных методов обучения, как мозговой штурм, аквариум, работа в группах, урок-исследование.
В конце формирующего этапа эксперимента повторно проведено анкетирование учащихся на отношение учащихся к геометрии.
Анкета: «Мое отношение к геометрии» по Авезовой О. Г.
Результат исследования:
Интересуются предметом геометрии — 12 учащихся (50 %)
Не интересуются предметом геометрии — 6 учеников (25 %)
Остальным ученикам геометрия ни нравится и ни не нравится.
Результаты показали, что интерес к геометрии у учащихся вырос, по сравнению с прошлыми показателями.
Таким образом, в результате применения интерактивных методов обучения на уроках геометрии повысился интерес учащихся к предмету геометрия и изученный материал усваивался полнее. На уроках ярко отражены все основные аспекты интерактивного обучения: созданы комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, чувствуют свою успешность, проявляется инициатива учащихся в учебном процессе.
Литература:
- Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание / Н. Н Двуличанская. — М.: Просвещение, 2011. — 176с.
- Интерактивные подходы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/