Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 1405 раз

Библиографическое описание:

Косян, А. С. Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии / А. С. Косян, Е. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50385/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.

Ключевые слова: математический кружок, курс кружка, наглядная геометрия.

Как известно, математика — предмет, который изучают в школе с первого по одиннадцатый класс. Как следствие объем определений, теорем и формул, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик.

Ни для кого не секрет, что любое появление новых предметов в школьном курсе для детей является сложным, вызывает стресс и боязнь не справится и не освоить новый и такой большой объем информации. К сожалению, геометрия входит в список так называемых «страшных» предметов.

Безусловно, с элементами геометрии школьники знакомятся еще в младшей школе. К среднему звену они уже знают немало геометрических фигур и не видят в этом трудностей. Но лишь единицы с большим интересом ждут разделения математики на две отдельные дисциплины. Объем полученных знаний уже велик, но есть и накопившиеся у учащихся за годы обучения пробелы, многие из которых образуются еще в начальной школе.

И наша задача, как учителей, ввести новый предмет в жизнь школьника таким образом, чтобы он был заинтересован в его изучении.

Возможно ли это сделать в рамках обычного урока? Теоретически да. Однако не стоит забывать о том, что урок не должен превращаться в маркетинговый план по внедрению детям важности и нужности данного предмета, и не уходить от плана работы. Поэтому отличным «помощником» в данном случае учителю послужит математический кружок.

Основнойцельюматематического кружка как формы внеурочной деятельности является выработка и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, и к геометрии в нашем случае. Ученик должен чувствовать удовлетворение от решенной им задачи, от установленной им самим возможности приложения математики к другим наукам.

Целью данной работы является разработка математического кружка для учащихся 7 класса по теме «Наглядная геометрия», основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и учебно — методический комплекс «Наглядная геометрия» И. Ф. Шарыгиной.

В основе курса “Наглядная геометрия” лежит практическая деятельность обучающегося, рассматриваются различные геометрические объекты, с которыми ученик сталкивается в реальной жизни. В курсе кружка нет строгих рассуждений и теорем, он составлен таким образом, чтобы стимулировать обучающегося к проведению несложных рассуждений и поиску закономерностей. Программа дает возможность провести интеграцию основной общеобразовательной программы по геометрии 7–11 класс с дополнительной программой «Наглядная геометрия», что позволяет выработать единое образовательное пространство на уроках геометрии для всестороннего развития личности. Программа основана на активной деятельности обучающихся, направленной на осмысление, накопление и систематизацию полученной геометрической информации. Она включает в себя 34 часа обучения, с проведением занятий 1 час в неделю. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, которые выходят за рамки школьной программы.

Календарно-тематическое планирование кружка «Наглядная геометрия»

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Первые шаги в геометрии.

1

1 неделя

2

Пространство и размерность.

1

2 неделя

3

Простейшие геометрические фигуры.

1

3 неделя

4

Угол. Измерение углов. Виды углов.

1

4 неделя

5

Куб и его свойства.

1

5 неделя

6

Основные элементы куба.

1

6 неделя

7

Развертка куба.

1

7 неделя

8

Изготовление бумажных моделей куба.

1

8 неделя

9

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

9 неделя

10

Треугольник. Виды треугольников.

1

10 неделя

11

Конструкции из треугольников.

1

11 неделя

12

Практическая работа “Треугольник”.

1

12 неделя

13

Многогранники. Параллелепипед и его свойства.

1

13 неделя

14

Сечения параллелепипеда.

1

14 неделя

15

Призма.

1

15 неделя

16

Свойства и сечения прямой призмы.

16 неделя

17

Пирамида.

1

17 неделя

18

Треугольная пирамида, ее свойства и сечения.

1

18 неделя

19

Правильные многогранники.

1

19 неделя

20

Геометрические головоломки.

1

20 неделя

21

Геометрия танграма.

1

21 неделя

22

Старинные русские меры длины.

1

22 неделя

23

Старинные русские меры длины.

1

23 неделя

24

Вычисление длины, площади и объема.

1

24 неделя

25

Практическая работа “Площадь”.

1

25 неделя

26

Практическая работа “Объемы”

1

26 неделя

27

Окружность и круг.

1

27 неделя

28

Из истории зодчества Древней Руси.

1

28 неделя

29

Решение занимательных геометрических задач.

1

29 неделя

30

Геометрический тренинг.

1

30 неделя

31

Задачи со спичками.

1

31 неделя

32

Задачи, головоломки, игры.

1

32 неделя

33

Задачи, головоломки, игры.

1

33 неделя

34

Итоговое занятие.

1

34 неделя

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей обучающегося (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. Курс кружка даёт возможность обучающимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, расширить математический кругозор и эрудицию, позволяет реализовать свои возможности, обрести уверенность в себе, способствует формированию познавательных учебных действий.

Основные цели кружка:

– создание запаса геометрических представлений как основы для формирования геометрических понятий, идей, методов;

– максимальное развитие познавательных способностей учащихся;

– обозначить роль геометрических знаний в познании мира;

– развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;

– развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса обучающихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;

– формирование логического и абстрактного мышления;

– формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи:

– целостное развитие мышления обучающихся, как наглядно-образного и практического, так и логического;

– развитие математического языка и речи учащихся; расширение кругозора (в том числе и за счет привлечения исторических сведений);

– формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике (прикладная направленность курса);

– формирование готовности к изучению систематического курса геометрии;

– вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности;

– познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач.

Ученик, прошедший курс кружка, научится применять полученные знания не только в школьном курсе геометрии 8–11 классов, но и разовьет свои пространственные представления, образное мышление, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т. е. сформирует геометрическое мышление.

Подводя итог, можно сказать, что данный курс является незаменимым помощником для учителя, имеет большое прикладное и общеобразовательное значение.

Динамичный, наглядный и стимулирующий стиль ведения кружка делает его идеальным инструментом в пробуждении интереса к геометрии, к ее красоте, неожиданности, предсказательной силе и волшебной связи со всем окружающим.

Во время прохождения педагогической практики разработанные занятия были частично апробированы на учащихся Уссурийского суворовского военного училища. Как показывает опыт проведения, с помощью кружка можно действительно улучшить знание математики и привить интерес к ее изучению. Механически заучиваемые и воспроизводимые определения и теоремы превращаются в осмысленные, экспериментально проверяемые понятия. Теперь учащиеся с удовольствием составляют собственные суждения об их истинности. Дети (даже не слишком «сильные» и разговорчивые) увлечены работой, они не отвлекаются, с охотой и радостью делятся друг с другом своими достижениями. Естественно, у них развивается стремление к красивому и ясному изложению своих мыслей, возникает чувство авторства, ценности своих экспериментов и т. д. Это подтверждается результатами проведенных опросов.

Несомненно, разработанный математический кружок помогает сделать обучение геометрии, а значит и всей математики в целом, более эффективным, интересным.

Литература:

  1. Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь А. Л. Внеклассная Работа по Математике в 6–8 Классах. — М.: Просвещение, 1984
  2. Дюсембаева Б. У. Внеклассная работа по математике. UPL:http://b.slave.festival.1september.ru/articles/538428/ [дата обращения 18.03.2015].
  3. Мещеряков В. В. Организация работы математического кружка учащихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 6. — С. 91–95. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65219.htm.
  4. Смирнов В. А., Смирнова И. М., Ященко И. В. Наглядная геометрия. — МЦНМО, 2017.
  5. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Учебное пособие «Наглядная геометрия» 5–6 класс. Изд-во: «Дрофа», 2014
Основные термины (генерируются автоматически): неделя, математический кружок, задача, курс кружка, практическая работа, конструктивная деятельность, наглядная геометрия, образное мышление, русская мера длины, формирование готовности.


Ключевые слова

математический кружок, наглядная геометрия, курс кружка

Похожие статьи

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка

В данной статье рассматривается возможность использования заданий, направленных на развитие у младших школьников навыка геометрического построения в ходе занятий математического кружка.

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету, расширить мате...

Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе

Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Внеурочные занятия по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Данная статья рассматривает содержание и структуру познавательных универсальных учебных действий, а также внеурочную работу по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в начальных классах. Определены ...

Похожие статьи

Особенности организации школьных геометрических олимпиад

В статье исследуется опыт организации и проведения геометрических олимпиад школьников. Изучаются цели и тематика задач очных, заочных, устных геометрических олимпиад. Необходимость включения геометрических задач и связанного с ними теоретического мат...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка

В данной статье рассматривается возможность использования заданий, направленных на развитие у младших школьников навыка геометрического построения в ходе занятий математического кружка.

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Логические задачи на математических кружках в основной школе

Данная статья посвящена обзору применения логических задач на математических кружках в основной школе. Использование логических задач на внеклассной работе позволяет совершенствовать логическое мышление, формировать интерес к предмету, расширить мате...

Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе

Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Внеурочные занятия по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Данная статья рассматривает содержание и структуру познавательных универсальных учебных действий, а также внеурочную работу по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в начальных классах. Определены ...

Задать вопрос