В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.
Ключевые слова: математический кружок, курс кружка, наглядная геометрия.
Как известно, математика — предмет, который изучают в школе с первого по одиннадцатый класс. Как следствие объем определений, теорем и формул, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик.
Ни для кого не секрет, что любое появление новых предметов в школьном курсе для детей является сложным, вызывает стресс и боязнь не справится и не освоить новый и такой большой объем информации. К сожалению, геометрия входит в список так называемых «страшных» предметов.
Безусловно, с элементами геометрии школьники знакомятся еще в младшей школе. К среднему звену они уже знают немало геометрических фигур и не видят в этом трудностей. Но лишь единицы с большим интересом ждут разделения математики на две отдельные дисциплины. Объем полученных знаний уже велик, но есть и накопившиеся у учащихся за годы обучения пробелы, многие из которых образуются еще в начальной школе.
И наша задача, как учителей, ввести новый предмет в жизнь школьника таким образом, чтобы он был заинтересован в его изучении.
Возможно ли это сделать в рамках обычного урока? Теоретически да. Однако не стоит забывать о том, что урок не должен превращаться в маркетинговый план по внедрению детям важности и нужности данного предмета, и не уходить от плана работы. Поэтому отличным «помощником» в данном случае учителю послужит математический кружок.
Основнойцельюматематического кружка как формы внеурочной деятельности является выработка и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, и к геометрии в нашем случае. Ученик должен чувствовать удовлетворение от решенной им задачи, от установленной им самим возможности приложения математики к другим наукам.
Целью данной работы является разработка математического кружка для учащихся 7 класса по теме «Наглядная геометрия», основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и учебно — методический комплекс «Наглядная геометрия» И. Ф. Шарыгиной.
В основе курса “Наглядная геометрия” лежит практическая деятельность обучающегося, рассматриваются различные геометрические объекты, с которыми ученик сталкивается в реальной жизни. В курсе кружка нет строгих рассуждений и теорем, он составлен таким образом, чтобы стимулировать обучающегося к проведению несложных рассуждений и поиску закономерностей. Программа дает возможность провести интеграцию основной общеобразовательной программы по геометрии 7–11 класс с дополнительной программой «Наглядная геометрия», что позволяет выработать единое образовательное пространство на уроках геометрии для всестороннего развития личности. Программа основана на активной деятельности обучающихся, направленной на осмысление, накопление и систематизацию полученной геометрической информации. Она включает в себя 34 часа обучения, с проведением занятий 1 час в неделю. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, которые выходят за рамки школьной программы.
Календарно-тематическое планирование кружка «Наглядная геометрия»
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Первые шаги в геометрии. |
1 |
1 неделя |
2 |
Пространство и размерность. |
1 |
2 неделя |
3 |
Простейшие геометрические фигуры. |
1 |
3 неделя |
4 |
Угол. Измерение углов. Виды углов. |
1 |
4 неделя |
5 |
Куб и его свойства. |
1 |
5 неделя |
6 |
Основные элементы куба. |
1 |
6 неделя |
7 |
Развертка куба. |
1 |
7 неделя |
8 |
Изготовление бумажных моделей куба. |
1 |
8 неделя |
9 |
Задачи на разрезание и складывание фигур. |
1 |
9 неделя |
10 |
Треугольник. Виды треугольников. |
1 |
10 неделя |
11 |
Конструкции из треугольников. |
1 |
11 неделя |
12 |
Практическая работа “Треугольник”. |
1 |
12 неделя |
13 |
Многогранники. Параллелепипед и его свойства. |
1 |
13 неделя |
14 |
Сечения параллелепипеда. |
1 |
14 неделя |
15 |
Призма. |
1 |
15 неделя |
16 |
Свойства и сечения прямой призмы. |
16 неделя |
|
17 |
Пирамида. |
1 |
17 неделя |
18 |
Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. |
1 |
18 неделя |
19 |
Правильные многогранники. |
1 |
19 неделя |
20 |
Геометрические головоломки. |
1 |
20 неделя |
21 |
Геометрия танграма. |
1 |
21 неделя |
22 |
Старинные русские меры длины. |
1 |
22 неделя |
23 |
Старинные русские меры длины. |
1 |
23 неделя |
24 |
Вычисление длины, площади и объема. |
1 |
24 неделя |
25 |
Практическая работа “Площадь”. |
1 |
25 неделя |
26 |
Практическая работа “Объемы” |
1 |
26 неделя |
27 |
Окружность и круг. |
1 |
27 неделя |
28 |
Из истории зодчества Древней Руси. |
1 |
28 неделя |
29 |
Решение занимательных геометрических задач. |
1 |
29 неделя |
30 |
Геометрический тренинг. |
1 |
30 неделя |
31 |
Задачи со спичками. |
1 |
31 неделя |
32 |
Задачи, головоломки, игры. |
1 |
32 неделя |
33 |
Задачи, головоломки, игры. |
1 |
33 неделя |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
34 неделя |
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей обучающегося (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. Курс кружка даёт возможность обучающимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, расширить математический кругозор и эрудицию, позволяет реализовать свои возможности, обрести уверенность в себе, способствует формированию познавательных учебных действий.
Основные цели кружка:
– создание запаса геометрических представлений как основы для формирования геометрических понятий, идей, методов;
– максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
– обозначить роль геометрических знаний в познании мира;
– развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося;
– развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса обучающихся, развитие глазомера, памяти, обучение правильной геометрической речи;
– формирование логического и абстрактного мышления;
– формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи:
– целостное развитие мышления обучающихся, как наглядно-образного и практического, так и логического;
– развитие математического языка и речи учащихся; расширение кругозора (в том числе и за счет привлечения исторических сведений);
– формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике (прикладная направленность курса);
– формирование готовности к изучению систематического курса геометрии;
– вооружить обучающихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности;
– познакомить обучающихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач.
Ученик, прошедший курс кружка, научится применять полученные знания не только в школьном курсе геометрии 8–11 классов, но и разовьет свои пространственные представления, образное мышление, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т. е. сформирует геометрическое мышление.
Подводя итог, можно сказать, что данный курс является незаменимым помощником для учителя, имеет большое прикладное и общеобразовательное значение.
Динамичный, наглядный и стимулирующий стиль ведения кружка делает его идеальным инструментом в пробуждении интереса к геометрии, к ее красоте, неожиданности, предсказательной силе и волшебной связи со всем окружающим.
Во время прохождения педагогической практики разработанные занятия были частично апробированы на учащихся Уссурийского суворовского военного училища. Как показывает опыт проведения, с помощью кружка можно действительно улучшить знание математики и привить интерес к ее изучению. Механически заучиваемые и воспроизводимые определения и теоремы превращаются в осмысленные, экспериментально проверяемые понятия. Теперь учащиеся с удовольствием составляют собственные суждения об их истинности. Дети (даже не слишком «сильные» и разговорчивые) увлечены работой, они не отвлекаются, с охотой и радостью делятся друг с другом своими достижениями. Естественно, у них развивается стремление к красивому и ясному изложению своих мыслей, возникает чувство авторства, ценности своих экспериментов и т. д. Это подтверждается результатами проведенных опросов.
Несомненно, разработанный математический кружок помогает сделать обучение геометрии, а значит и всей математики в целом, более эффективным, интересным.
Литература:
- Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь А. Л. Внеклассная Работа по Математике в 6–8 Классах. — М.: Просвещение, 1984
- Дюсембаева Б. У. Внеклассная работа по математике. UPL:http://b.slave.festival.1september.ru/articles/538428/ [дата обращения 18.03.2015].
- Мещеряков В. В. Организация работы математического кружка учащихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 6. — С. 91–95. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65219.htm.
- Смирнов В. А., Смирнова И. М., Ященко И. В. Наглядная геометрия. — МЦНМО, 2017.
- Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Учебное пособие «Наглядная геометрия» 5–6 класс. Изд-во: «Дрофа», 2014