Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, май 2019)

Дата публикации: 30.04.2019

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Буркин, Е. И. Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока / Е. И. Буркин. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15045/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена динамике познавательного интереса при изучении «Начального курса географии». Раскрыты понятия познавательного интереса школьников, причины его увеличения и снижения. Обоснована важность формирования познавательного интереса к изучению географии на самых ранних этапах обучения. Проведено сравнение традиционного и современного уроков географии. В заключительной части представлены результаты методического исследования, подтверждающие важность использования системно-деятельностного подхода при реализации образовательной программы основного общего образования по географии.

Ключевые слова: познавательный интерес, урок географии, системно-деятельностный подход, «Начальный курс географии».

Познавательный интерес — важнейшее интегральное образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях, т. е. его наличие не присуще человеку от рождения. Следовательно, можно утверждать следующее: развитие познавательного интереса обучающихся — одна из основных задач любого школьного предмета. При построении своих уроков учителям в первую очередь стоит привлечь внимание обучающихся, активизировать их мышление, включить в активную учебную деятельность и т. п.

География обладает большими возможностями для активизации познавательной активности обучающихся к обычным фактам, процессам. Она широко использует аналоги, ассоциации и т. п., т. е. всё то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса [3].

Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приёмы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приёмов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности обучающихся, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса также способствует развитию познавательного интереса.

Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, обучающиеся развивают приёмы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т. д. В результате содержание материала становиться понятным, а значит, интересным.

Традиционный урок — это целая история — по которому обучалось и воспитывалось не одно поколение. Реалии сегодняшнего дня таковы, что более половины учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме. Очевидным становится проблемы, связанная с нежеланием что-то изменить в своей профессиональной деятельности. Однако современная образовательная парадигма, которая ориентирована на системно-деятельностный подход, даёт возможность учителю применять новые образовательные технологии, ориентированные в первую очередь на развитие познавательного интереса, который практически не формируется в условиях традиционной модели проведения уроков [1].

Практика работы в школе даёт основание говорить об одной из главных проблем современной системы образования: традиционный урок снижает познавательный интерес и не решает задачи всестороннего развития личности обучающегося. В первую очередь это важно на этапе знакомства обучающихся с географией (при изучении «Начального курса географии») в 5–6 классах, т. к. это является фундаментом для дальнейшего изучения школьной географии.

«Начальный курс географии» формирует у обучающихся первоначальные знания из таких науках о Земле, как картография, геология, климатология, почвоведение, биогеография и др. Это ведёт к пониманию сложной системы взаимосвязей компонентов природы.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения последующих курсов географии и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки [4, с. 5–6].

Формирование и развитие познавательного интереса возможно только при активной деятельности обучающихся, когда отношения между учителем и школьником складываются в системе «субъект — субъект». Именно поэтому применять традиционную модель урока географии нецелесообразно, особенно в курсе географии 5–6 классов. На основании вышесказанного сформулирована следующая рабочая гипотеза: при изменении модели урока с традиционной на современную повысится познавательный интерес у обучающихся.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы была поставлена следующая цель — доказать зависимость познавательного интереса от модели проведения урока. Задачи проведённого исследования:

1) сравнить современный и традиционный урок географии (проверить активность обучающихся, определить функции учителя и обучающихся, определить виды деятельности обучающихся, определить преобладающий метод обучения и методические приёмы);

2) проследить изменении познавательного интереса у обучающихся при разной модели проведения урока;

3) доказать эффективность современного урока географии в сравнении с традиционным.

Сравнительная характеристика современного и традиционного уроков географии приведена в таблице 1.

Таблица 1

Признаки традиционного исовременного уроков географии [3, с. 202–203]

Признаки для сравнения

Традиционный урок

Современный урок

Цели и содержание

Формирование знаний и умений

Развитие личности обучающегося, формирование опыта творческой деятельности через применение знаний и умений

Функция учителя

Информирование обучающихся; функции учителя и обучающихся чётко разграничены

Организация учебно-познавательной самостоятельной деятельности обучающихся; часть функций учителя передаётся обучающимся (планирование логики изучения темы, контроль результатов, самопроверка и др.)

Преобладающие методы обучения

Объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным

Сочетание частично поискового, объяснительно иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Средства обучения

Традиционные: карты, учебник, средства наглядности

УМК и новые (цифровые) средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, средства телекоммуникации, космические снимки, интерактивная доска и т. д.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Преобладание фронтальной в сочетании с индивидуальной

Применение коллективных форм: групповая работа, работа в парах

Особенности и типы уроков

Чёткое разграничение этапов урока; урок ограничен расписание, замкнут; классификация уроков по дидактической цели; преобладают комбинированные непроблемные уроки

Нет чёткого разграничения этапов урока; обучающая часть переносится в начало урока; классификация уроков по формам организации учебной деятельности (урок-лекция, урок-диалог и проч.); урок тесно связан с другими формами обучения

Главный фактор воспитания обучающихся

Содержание урока

Продуктивные методы и технологии обучения

Стиль общения учителя и обучающихся

Авторитарный либо попустительский

Демократический

Характер взаимоотношений обучающихся

Общение между обучающимися отсутствует

Обучающиеся общаются в рамках коллективной работы

На основании данные, представленных в таблице 1, можно выявить основное отличие современного урока географии — преобладает самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в работе со средствами обучения, в решении учебных задач и проблем [5]. Именно отличительные черты легли в основу построения констатирующего эксперимента (таблица 2), который заключался в сравнении уровня познавательной активности обучающихся в ходе традиционного и современного уроков географии. Проводилось данное методическое исследование в 6-х классах на базе МБОУ «СОШ № 3» г. о. Ступино Московской обл. на завершающих этапах изучения темы: «Атмосфера» (23–30 апреля 2019 года).

Таблица 2

Модель констатирующего эксперимента

Этап эксперимента

Класс

6 «А»

6 «Б»

Традиционный урок «Погода и климат» (23.04.2019 г.)

+

+

Современный урок «Повторительно-обобщающий урок по теме: “Атмосфера”» (30.04.2019 г.)

+

Традиционный урок «Повторительно-обобщающий урок по теме: “Атмосфера”» (30.04.2019 г.)

+

Анкетирование обучающихся «Какой урок лучше?» (30.04.2019 г.)

+

+

По данным таблицы 2 видно: основным классом был выбран 6 «Б», а контрольным — 6 «А». Для проведения этапов эксперимента были разработаны планы-конспекты традиционных уроков и технологическая карта современного урока. Также завершающим этапом было проведение с обучающимися анкетирования на предмет понравившейся модели урока (таблица 3).

Таблица 3

Анкета для обучающихся «Какой урок лучше?»

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Какая форма урок тебе запомнилась?

2.

На каком из 2-х уроков тебе было интересно?

а) на первом;

б) на втором;

в) на обоих было не интересно.

3.

Самым полезным для меня был урок…

4.

Что понравилось на уроке больше?

а) объяснение материала;

б) самостоятельная работа;

в) творческая работа на уроке;

г) другие формы.

5.

Тебе нравится задавать вопросы учителю?

6.

Какие формы опроса тебе больше всего понравились?

а) индивидуальный;

б) письменная работа;

в) совместная работа в микро-группе.

7.

Какая информация, которую ты получил на 2-х уроках, пригодится тебе в дальнейшей жизни?

Для проведения анализа эффективности современного урока географии был выбран вопрос № 2 (таблица 3). Именно он даёт представление о том, какой урок оказался наиболее удачным (с точки зрения обучающихся). В анкетировании приняли участие 58 обучающихся 6-х классов; все они присутствовали на обоих уроках. Получившиеся результаты представлены на рис.1 и на рис.2.

Рис. 1. Соотношение ответов среди обучающихся 6 «А» класса

Рис. 2. Соотношение ответов среди обучающихся 6 «Б» класса

Представленные выше результаты методического исследования подтверждают обозначенную гипотезу: обучающимся в большей степени нравятся современные модели урока. Особенно это заметно при сравнении результатов с контрольным классом (6 «А»): данным обучающимся в большей степени не понравились оба урока, которые были организованы по традиционной модели обучения. В 6 «Б» классе обучающихся больше всего заинтересовал и запомнился второй (современный) урок, что вполне закономерно, поскольку данная модель отвечает основной особенности поведения подростков, ведущим видом деятельности которых является общение. В ходе взаимодействия между собой они с удовольствием выполняют творческие задания, любят работать в микро-группах и т. п.

Таким образом, на основании впечатлений обучающихся, а также проведённого констатирующего эксперимента, можно утверждать следующее: современный урок географии, на котором используются инновационные формы и методы обучения, формирует у обучающихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. Следовательно, при использовании современной модели проведения уроков создаётся больше возможностей для решения разного рода познавательных задач, высказывания предложений, реализации творческого потенциала — создаются условия для полного развития личности обучающегося.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации.
  2. Беловолова Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе: Монография. / Е. А. Беловолова. — М.: МПГУ, 2013. — 144 с.
  3. Таможняя Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общ. ред. Е. А. Таможней. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 321 с.
  4. Рабочие программы. География. 5–9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2015. — 409 с.
  5. Таможняя Е. А. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения // География в школе. — М.: Школьная Пресса, 2012. — № 3. — с. 29–38.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, обучающийся, традиционный урок, современный урок, урок, современный урок географии, средство обучения, какой урок, класс, функция учителя.

Ключевые слова

системно-деятельностный подход, познавательный интерес, урок географии, «Начальный курс географии»

Похожие статьи

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности

Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования. Кроме ...

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Показатели и уровни познавательного интереса

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса. Обоснована необходимость формирования познавательного интереса учащихся средней школы. Представлены показатели и уровни развития познавательного интереса у старшеклассников при изучении шко...

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек»

В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии ...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Похожие статьи

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности

Данная статья посвящена изучению формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе проектной деятельности. В работе рассматриваются подходы к изучению познавательного интереса, исследуется природа и этапы его формирования. Кроме ...

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Показатели и уровни познавательного интереса

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса. Обоснована необходимость формирования познавательного интереса учащихся средней школы. Представлены показатели и уровни развития познавательного интереса у старшеклассников при изучении шко...

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек»

В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии ...

Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.