Формирование познавательного интереса младших школьников средствами наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 07.05.2024

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Приходченко, Е. И. Формирование познавательного интереса младших школьников средствами наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир» / Е. И. Приходченко, Е. Е. Старичевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113744/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье раскрыты принципы использования основных средств наглядности. Предложены возможные способы, как привлекать учащихся к созданию наглядных материалов. Приведен комплекс средств наглядности по предмету «Окружающий мир» в рамках УМК «Школа России».

Ключевые слова: познавательный интерес, младшие школьники, урок, принцип, наглядность.

Актуальность. Наглядность играет важную роль в формировании познавательного интереса у младших школьников. Она позволяет младшим школьникам лучше понять и запомнить информацию, а также развивает их воображение и творческое мышление. Визуальные материалы, такие как иллюстрации, диаграммы, схемы и модели, помогают ученикам лучше представить предмет или явление, о котором они учатся, а также делают информацию более доступной и понятной, что способствует активизации познавательного интереса учеников. Наглядность помогает создать эмоциональную привлекательность к обучаемому материалу. Яркие и интересные изображения могут вызывать у детей положительные эмоции и заинтересованность в изучении темы. Кроме того, использование наглядности в процессе обучения способствует активизации различных каналов восприятия учеников. Так, ученики могут видеть, слышать и ощущать предметы и явления, что помогает им лучше усваивать информацию, что особенно важно для младших школьников, у которых еще не полностью сформированы навыки абстрактного мышления [3]. Наглядность играет важную роль в формировании познавательного интереса у младших школьников. Она делает обучение более интересным, доступным и эмоционально привлекательным, способствуя активизации познавательной деятельности детей.

Тема является достаточно изученной, так как она связана с областью педагогики и психологии обучения. В течение многих лет исследователи изучали влияние наглядности на процесс обучения и развитие детей. Однако, в рамках данной темы все еще существуют малоизученные аспекты. Например, можно провести дополнительные исследования, чтобы более глубоко понять, какие конкретные виды наглядности наиболее эффективны для формирования познавательного интереса у младших школьников. Также можно исследовать, какие методы использования наглядности (например, активное участие детей в создании наглядных материалов) могут быть наиболее эффективными. Стоит отметить, что с развитием технологий и появлением новых средств визуализации (например, компьютерные программы, виртуальная реальность) возникают новые возможности для использования наглядности в образовательном процессе. Исследования в этой области могут помочь понять, как эти новые средства могут быть использованы для формирования познавательного интереса у младших школьников.

Цель статьи — раскрыть содержание работы по формированию познавательного интереса младших школьников средствами наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир».

Формирование познавательного интереса младших школьников с помощью наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир» является важной задачей образования. Одним из основных средств наглядности являются учебные пособия, модели, макеты, карты, фотографии и видеоматериалы. Они позволяют визуализировать информацию и делать ее более доступной и понятной для детей. Например, использование карт и глобусов позволяет детям лучше представить географическое расположение стран и континентов, а модели животных или растений помогают лучше понять их строение и особенности.

Принципы использования основных средств наглядности (учебных пособий, моделей, карт, фотографий и др.):

  1. Принцип доступности: наглядность должна быть понятной и доступной, простой и легко воспринимаемой.
  2. Принцип активности: дети должны быть активно вовлечены в работу с наглядностью, иметь возможность самостоятельно исследовать и изучать предметы, моделировать, рисовать и создавать свои наглядные материалы.
  3. Принцип систематичности: наглядность должна быть интегрирована в учебный процесс и использоваться для углубления знаний на регулярной основе.
  4. Принцип дифференциации: наглядность нужно адаптировать к возрастным особенностям учеников, а также важно учитывать их уровень развития, способности к восприятию информации.
  5. Принцип эмоциональной окрашенности: наглядность должна вызывать положительные эмоции у детей. Использование интересных иллюстраций, видеороликов или демонстрации экспериментов привлекает внимание детей и вызывает у них интерес к изучаемому предмету.
  6. Принцип целенаправленности: для достижения конкретных образовательных целей. Наглядные материалы должны быть выбраны и использованы с учетом учебной программы и задач урока.
  7. Принцип разнообразия: использование разных наглядных материалов, чтобы предоставить учащимся различные способы восприятия информации: учебные пособия, модели, карты, фотографии, видеоматериалы и другие средства наглядности.
  8. Принцип последовательности: наглядность должна вводится в соответствии с логикой учебного процесса, чтобы обеспечить понимание и усвоение материала.
  9. Принцип индивидуализации: некоторым детям может быть интереснее работать с моделями, другим — с картами или фотографиями. Необходимо предоставить младшим школьникам возможность выбора и поддерживать их индивидуальные интересы.
  10. Принцип системности: наглядность должна использоваться на протяжении всего учебного процесса [1].

Соблюдение перечисленных принципов поможет эффективно использовать наглядность в процессе формирования познавательного интереса младших школьников. В образовательном процессе нужно активно привлекать учащихся к созданию наглядных материалов. Предлагайте ученикам различные варианты создания наглядных материалов, такие как рисование, создание моделей, использование компьютерных программ и т. д. Можно использовать групповые формы работы над созданием наглядных материалов, чтобы дети могли обмениваться идеями, учиться друг у друга и развивать навыки коллективной работы. Давайте учащимся конкретные задания, которые они смогут решить, используя наглядные материалы. Например, попросите их создать модель экосистемы или сделать презентацию о животном, используя картинки и фотографии. Предоставьте ученикам возможность самостоятельно изучать тему и находить информацию для создания наглядных материалов, поддерживайте инициативу. Отмечайте оригинальные идеи и творческие решения при создании наглядных материалов. Рекомендуется показывать младшим школьникам примеры уже созданных наглядных материалов, чтобы они могли вдохновиться и получить представление о том, какие возможности есть для создания собственных материалов. Проведите выставку наглядных материалов, созданных детьми, чтобы они могли поделиться своими работами с другими учениками, родителями и педагогами. Это даст им возможность почувствовать себя участниками образовательного процесса и получить признание за свои труды.

Важно учесть, что наглядность должна быть не только информативной, но и эмоционально окрашенной. Для этого можно использовать интересные иллюстрации, видеоролики или демонстрацию экспериментов. Это даст возможность привлечь внимание младших школьников и вызвать у них положительные эмоции, что способствует формированию познавательного интереса.

Однако следует помнить, что наглядность должна быть дифференцированной и адаптированной к возрастным особенностям детей. Необходимо учитывать их уровень развития и способности к восприятию информации. Использование наглядности должно быть целенаправленным и подходить для достижения конкретных образовательных целей, которые стоят перед изучением интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе [2].

Уроки окружающего мира в начальной школе УМК «Школа России» строятся на основе системного подхода к изучению окружающей среды и ориентированы на формирование у детей познавательного интереса к миру. УМК «Школа России» предлагает, что во время урока учитель активизирует предварительные знания учащихся, проводит мотивацию к изучению нового материала, ставит цели и задачи урока, представляет новый материал, используя различные наглядные пособия, интерактивные методы и игры, работу с учебником, где дети находят необходимую информацию и выполняют задания. Также предусмотрены различные практические и творческие задания, которые помогают закрепить полученные знания и умения. Важно подвести итоги урока, обобщить полученные знания и опыт, выявить проблемы и трудности, возникающие у учащихся, сформулировать домашнее задание.

В учебнике «Окружающий мир» для начальной школы в УМК «Школа России» представлены разнообразные темы, которые охватывают такие области, как: природа, человек, общество и культура. В процессе изучения этих тем учащиеся знакомятся с различными явлениями окружающего мира, его закономерностями и взаимосвязями. На каждом уроке должна использоваться наглядность. В учебнике представлены иллюстрации, схемы, таблицы, карты, которые помогают визуализировать информацию и сделать урок более интересным и понятным для учащихся. Следовательно, уроки окружающего мира в УМК «Школа России» предлагают системный подход к изучению окружающей среды, активное использование наглядности и разнообразных методов работы, что способствует формированию познавательного интереса у младших школьников.

Для примера приведем комплекс средств наглядности для первого класса по предмету «Окружающий мир» в рамках программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова (УМК «Школа России»). Тема: «Что у нас над головой?» На этом уроке дети отгадывают загадки о небесных телах, знакомятся с тем, что можно увидеть на небе днем и ночью, изучают различные виды облаков, понятия Луны и Солнца, одно из созвездий звездного неба — Большую Медведицу, слушают рассказ педагога о данном созвездии, учатся изготавливать модель Солнца и созвездий. Дети, как правило, с удовольствием участвуют в моделировании звездного неба при помощи пластилинографии.

Тема: «Что у нас под ногами?» На уроке учащиеся знакомятся с различными видами коллекций камней: гранит, известняк, кремень; учатся сравнивать и классифицировать их по основным признакам, сортировать камни по цвету, форме, размеру, выполняют практическую работу по определению камней с помощью атласа-определителя А. А. Плешакова.

Тема: «Что общего у разных растений?» Данный урок посвящён ознакомлению с различными видами растений. Младшие школьники узнают, из каких частей состоят растения, учатся находить и показывать эти части. Проводится практическая работа по изучению частей растений с использованием лабораторного оборудования. В конце урока дети делают выводы о том, из каких частей состоят различные растения. На уроке используются иллюстрации учебника «Окружающий мир» А. А. Плешакова и гербарные листы.

Тема: «Что растет на подоконнике?» На уроке ученики знакомятся с названиями комнатных растений, при помощи атласа-определителя А. А. Плешакова, учатся определять названия комнатных растений. Ученикам нужно предложить комнатные растения класса и познакомить их с понятием «паспорт комнатных растений». Урок предполагает просмотр видеофильма «Зеленые друзья на подоконнике».

Тема: «Что растет на клумбе?» На уроке дети знакомятся с названиями растений, растущих на клумбе, учатся определять с помощью атласа-определителя А. А. Плешакова их названия, проводят экспериментальную деятельность по посадке семян в горшок, с целью последующего выращивания и пересаживания на клумбу семян бархатцев. Необходим демонстрационный материал (использование компьютера): ученикам предлагается возможность самостоятельно выбрать вопрос на этапе закрепления полученных знаний. Учителю стоит подготовить презентацию «Что растет на клумбе».

Тема: «Что такое хвоинки?» На этом уроке младшие школьники знакомятся с понятиями «хвойные и лиственные деревья», сравнивают ель и сосну, описывают их по плану. Проводится дидактическая игра «С какой ветки детка?». На уроке используется система проблемных вопросов и проблемных ситуаций, игровые моменты, разнообразный раздаточный материал, задания творческого характера, практическая работа [4].

Таким образом, наглядность помогает сделать учебный материал более доступным и интересным для детей младшего школьного возраста, активизирует их познавательную деятельность и способствует развитию их мышления и воображения. Для повышения качества естественнонаучных знаний учащихся необходимо регулярное применение различных средств наглядности.

Литература:

  1. Карпова, Т. Н. Наглядное обучение как эффективный процесс формирования знаний школьников: монография / Т. Н. Карпова. — Ярославль: Принт, 2016. — 196 с.
  2. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. ‒ Москва: Издательский центр «Академия», 2019. ‒ 336 с.
  3. Петрова, Д. В. Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников / Д. В. Петрова. // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 429–431.
  4. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / И. А. Сапронов // ЗПУ. — 2018. — № 3. — С.185–188.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, наглядность, материал, ребенок, урок, школьник, начальная школа, образовательный процесс, практическая работа, учебный процесс.


Похожие статьи

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

В статье рассмотрен курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа». Представлены основные цели, задачи инструменты и планируемы результаты пройденного курса.

Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности младших школьников, проведенного в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общ...

Внеурочные занятия по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Данная статья рассматривает содержание и структуру познавательных универсальных учебных действий, а также внеурочную работу по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в начальных классах. Определены ...

Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов

В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Дан...

Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников

В статье рассмотрен опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира во 2 классе с целью повышения познавательного интереса.

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Похожие статьи

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»

В статье рассмотрен курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа». Представлены основные цели, задачи инструменты и планируемы результаты пройденного курса.

Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности младших школьников, проведенного в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общ...

Внеурочные занятия по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Данная статья рассматривает содержание и структуру познавательных универсальных учебных действий, а также внеурочную работу по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в начальных классах. Определены ...

Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов

В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Дан...

Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников

В статье рассмотрен опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира во 2 классе с целью повышения познавательного интереса.

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Задать вопрос