Современный урок русского языка — альтернатива традиционного урока
Автор: Ерофеева Анастасия Алексеевна
Научный руководитель: Федосеева Татьяна Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 25.01.2021
Статья просмотрена: 224 раза
Библиографическое описание:
Ерофеева, А. А. Современный урок русского языка — альтернатива традиционного урока / А. А. Ерофеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16344/ (дата обращения: 23.11.2024).
Урок — это сложное и многогранное понятие, включающее в себя не только различные риторические и дидактические, но и разнообразные методические особенности, которые следует отразить в его определении. Обратившись к документам, регламентирующим образовательный процесс, одним из которых является образовательный стандарт (ФГОС), мы выяснили, что целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Принципиальная разница в современном подходе к обучению в том, что современный стандарт ориентирует не только на освоение образовательных программ, но и предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Акцент во ФГОС сделан на результаты, которых должен достичь ученик по каждому предмету. Все же результаты в целом разделены на предметные, личностные и метапредметным. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [3].
В связи с изменением стандарта, изменилось и понятие урока, сейчас другие признаки отличают современный урок от традиционного. Актуальность нашего исследования заключается в представлении сравнительных результатов традиционного и современного урока.
В основу нашего исследования легло два основных понятия : урок и современный урок. Кратко рассмотрим их, опираясь на научную литературу.
Урок — понятие сложное, так как в определении необходимо отразить и сущность, и признаки, и деятельность учителя и учеников, поэтому в научной литературе нет единого определения этого понятия. Под уроком понимают «минимальный учебный период, занимающий один академический час» [2]. Это определение отражает лишь временные особенности изучаемого понятия. Кроме того, урок — ограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и учащихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания. Результатом такого взаимодействия является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие способностей, а также совершенствование опыта педагога [1].
Щуркова Н. Е. рассматривает современное занятие как «свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает, и никто никого не боится» [4]. На наш взгляд, в таком описании урока акцентируется внимание на заинтересованности и мотивированности обеих сторон учебного процесса — учителя и учащихся, что является особенностью именно современного урока.
Проведя исследование, мы выяснили, что современный урок отличает наличие двух важных факторов: использование новых технологий и современный учитель, который способен выстроить свою работу так, чтобы она соответствовала ФГОС, регулирующему работу учителя, и помогала достигать результатов обучения, согласно вышеназванному документу.
Наша практическая работа над исследованием началась с проведения анкетирования школьников. Была разработана анкета из 7 вопросов разного типа, которую мы предложили заполнить 20 ученикам 6 а класса школы № 67 г. Новокузнецка, в котором предположительно должна была быть проведена дальнейшая работа.
Опрос позволил не только выявить уровень понимания особенностей современного урока русского языка и его частотность для учеников данного класса, но и увидеть глазами учащихся особенности современных учителей и школьников. Оказалось, что для большей части класса проводимый урок станет первым современным уроком за их школьную практику, о чем свидетельствуют результаты опроса (55 % учеников ответили, что никогда не были на таком уроке). Кроме того, опрос показал, что шестиклассники если и были на уроке с использованием современного оборудования, то это единичные случаи, однако, ребята уверенно выделили данную особенность современного урока, на их взгляд, особенность — использование техники. При указании сложностей, возникающих у учителя при организации современного урока 40 % отметили сложность в проведении урока возникает, а главная причина, по мнению трети опрошенных — незнание техники и неумение работать с ней. Современного учителя класс представил вполне успешно, назвав главными качествами: доброту, веселый нрав, а также отметив профессиональное качество — умение хорошо объяснять. Что касается особенностей современных школьников, то единых качеств названо не было, однако в целом, образ был представлен довольно четкий. Школьное оснащение было представлено в наличии различных технических средств. Все полученные данные легли в основу экспериментальных уроков, разработанных с учетом календарного плана по русскому языку для 6 класса, с учетом особенностей детей и технических возможностей школы.
На основе полученных данных мы разработали и провели 2 урока русского языка. Экспериментальное обучение началось с подготовки уроков и подборов способов их анализа и сопоставления. Так как учитель и ученики являются участниками обучения, было принято решение, что и оценивать урок должны были две стороны, и если первая сторона может детально сопоставлять, анализировать, выводить статистику, то для второй стороны процесс оценивания должен быть быстрым и простым. Таким образом, оба урока были оценены школьниками с помощью простого опроса, который проводился сразу после урока и предполагал постановку одной цифры от 1 до 5, и нами, но уже более детально, в соответствии с выбранными заранее критериями.
Первый урок был проведен в традиционной форме, второй был назван современным уроком. Урок был разделен на 5 этапов (организационный этап, изучение нового материала, запись домашнего задания, изучение нового материала, итог урока).
Для второго урока, современного, была выбрана тема — притяжательные местоимения. Композиция, по которой был организован урок, такова: сначала ученики опытным путем выясняли особенности неизвестных им местоимений, после чего уже ученики должны были убедиться в правоте своих выводов.
После проведения первого, традиционного урока, а потом и современного, мы сопоставили отдельно результаты опроса учеников и результаты нашего анализа. Современный урок оказался более интересным и понятным ученикам и более эффективным с точки зрения методики.
Сначала рассмотрим анализ по критериям, который проводили мы. Количество отметок за урок увеличилось в 4,6 раза (с 6 отметок до 28), отметка за урок выросла на 0,32 (с 3,5 до 3,96). Охват вырос на 16 человек, что составило 65 %, этому поспособствовала групповая работа над карточками. Выполнение и средний балл за классную работу изменилось (с 15 человек (88 %), до 16 (94 %), а средняя отметка изменилась на 0,82 (с 3,6 возросла до 4,42. Изменились и показатели за выполнение, и средняя отметка за домашнюю работу (с 12 человек в классе (70 %), которые сделали домашнюю работу до 16 (94 %), средний балл был улучшен на 0,33 (с 4,15 до 4,48). В современный урок была включена не только индивидуальная работа, как была на традиционном, но и групповая (группа — ряд и группа по 3–4 человека). Второй экспериментальный урок включал в себя использование современного оборудования (проектора, ПК), который непосредственно использовался на большей части урока.
Сравнение по результатам опроса школьников после урока
Критерий для сравнения |
Традиционный урок |
Современный урок |
Интерес |
3,76 |
4,6 |
Понятность |
4,1 |
4,7 |
Эмоциональное состояние |
4,17 |
4,76 |
Усталость |
2,23 |
2,25 |
Отдельным вопросом после проведения современного урока был «Помогла ли вам презентация на уроке?». 16 из 20 (80 %) учеников ответили положительно.
Обратимся к результатам опроса школьников . Им необходимо было оценить оба проведенных урока по различным основаниям по пятибалльной шкале. Показатели современного урока превосходят показатели традиционного. Рассмотрим подробнее. Интерес возрос на 1,44 балла, понятность на 0,6, эмоциональное состояние стало лучше на 0,59, усталость также на 0,52, что говорит о насыщенности работы на уроке. Таким образом, показатели, выбранные нами для оценивания учениками после урока, доказывают эффективность проведения уроков по современным параметрам
В итоге, можно сделать вывод, что современный урок русского языка имеет более высокие показатели по результатам проведения, а значит, он более эффективен при обучении школьников.
Проведение констатирующего среза и экспериментальных уроков, позволяет сделать вывод о том, что современный урок русского языка качественно отличается от традиционного урока и имеет более высокие показатели по результатам проведения, а значит, более эффективен при обучении школьников. Это доказывают как результаты урока по критериям, которые были выбраны нами, так и опрос школьников.
Литература:
- Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электрон. ресурс]. Электрон. дан. — Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponjatija-terminy-aktualnaja-leksika.html, свободный
- Современный образовательный процесс, основные понятия и термины [Электрон. ресурс]. Электрон. дан. — Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/sovremennyi-obrazovatelnyi-process-osnovnye-ponjatija-i-terminy.html, свободный
- Федеральные государственные образовательные стандарты [Электрон. ресурс]. Электрон. дан. — Режим доступа: https://fgos.ru/, свободный
- Щуркова, Н. Е. Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. — Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. — 114 с