Интерактивные дидактические материалы как способ развития исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Омарова, Ж. Б. Интерактивные дидактические материалы как способ развития исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка / Ж. Б. Омарова, С. Б. Бейсембаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52.1 (551.1). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121121/ (дата обращения: 16.01.2025).



В современном мире люди все больше ориентируются на интерактивность и активную работу с информацией. В связи с этим, дидактические материалы начали использовать не только для ознакомления с новыми знаниями, но и для развития исследовательских навыков учащихся. В данной статье мы рассмотрим, как использование интерактивных дидактических материалов может способствовать развитию исследовательских навыков учащихся.

Ключевые слова: интерактивность, информация, дидактические материалы, развитие исследовательских навыков учащихся, интерактивные дидактические материалы,творческая мысль у учащихся.

In the modern world, people are increasingly focused on interactivity and active work with information. In this regard, didactic materials began to be used not only to familiarize with new knowledge, but also to develop students' research skills. In this article, we will consider how the use of interactive didactic materials can contribute to the development of students' research skills.

Keywords: interactivity, information, didactic materials, development of students’ research skills, interactive didactic materials, students’ creative thinking.

В современном образовании, особенно в условиях электронной среды, важно учитывать инновационные идеи и новые подходы к формированию учебного процесса. «Сейчас понятие «интерактивные методы и формы обучения» наполняется новым содержанием, в котором существует несколько приоритетов, включая положения об активном взаимодействии коммуникантов в учебно-образовательной сфере» [1]. Использование интерактивных дидактических материалов позволяет создать новые условия для эффективного обучения учащихся русскому языку. Эти материалы включают в себя видео, аудио, графические изображения и другие элементы, которые могут быть использованы для обучения и развития учащихся. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения — это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности [2]. Перед современным учителем возникает проблемный вопрос: как использование интерактивных дидактических материалов способствует развитию исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка? Вспомогательные вопросы:

  1. Какие конкретные интерактивные дидактические материалы могут использоваться на уроках русского языка для развития исследовательских навыков учащихся?
  2. Какие исследовательские навыки могут быть развиты при использовании интерактивных дидактических материалов на уроках русского языка?
  3. Как можно убедиться, что интерактивные дидактические материалы действительно способствуют развитию исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка?
  4. Каковы преимущества использования интерактивных дидактических материалов на уроках русского языка для развития исследовательских навыков учащихся?
  5. Если использование интерактивных дидактических материалов действительно полезно для развития исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка, то как можно улучшить применение таких материалов в образовательном процессе?

Цель данного исследования заключается в изучении того, как использование интерактивных дидактических материалов может помочь в развитии исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

  1. Изучение существующих методик применения интерактивных дидактических материалов на уроках русского языка.
  2. Определение понятия «исследовательские навыки» и их структуры для учащихся на уроках русского языка.
  3. Анализ влияния использования интерактивных дидактических материалов на развитие исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка.
  4. Разработка педагогического эксперимента с использованием интерактивных дидактических материалов для развития исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка.
  5. Оценка эффективности разработанной методики развития исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка.
  6. Анализ полученных результатов и рекомендации по применению интерактивных дидактических материалов в обучении русскому языку с целью развития исследовательских навыков учащихся.

В трудах казахстанских ученых, педагогов, методистов нами обнаружен широкий отклик по проблеме нашего исследования. Приведем примеры.

Ф. М. Ержанова, Ж. Б. Ибраева, С. К. Серикова (КазНПУ имени Абая) в научном исслдеовании «Использование интерактивных дидактических материалов в обучении русскому языку как иностранному» исследуют эффективность применения интерактивных материалов для обучения русскому языку как иностранному, а также их влияние на мотивацию и результативность учащихся. М. Бузинская в статье «Роль интерактивных учебных приложений в формировании лингвистических навыков на уроках русского языка» анализирует влияние интерактивных учебных приложений на развитие языковых навыков учащихся в процессе изучения русского языка. В исследовании «Эффективность использования виртуальных игровых сред в обучении грамматике русского языка» (А. В. Матохина, Н. В. Харламова, О. А. Шабалина, Е. А. Куликов) рассматривается возможность повышения интереса к изучению грамматики русского языка через применение виртуальных игровых средств. Скакова А. М. в научном труде «Интерактивные методы обучения как средство стимулирования речевой активности на уроках русского языка» описывает роль интерактивных методов в стимулировании устной и письменной речевой активности учащихся при изучении русского языка. В работе О. Ю. Матвеевой «Применение дополненной реальности в процессе обучения лексике и культуре русского языка» исследуется эффективность использования технологии дополненной реальности для обогащения лексического запаса и понимания культурных особенностей русского языка.

Для проведения эксперимента была выбрана группа из 30 учащихся 10-х классов. Основным методом обучения была использована технология «FlippedClassroom», которая предусматривает изучение материала дома на основе видеоуроков, а на уроках решение практических задач и обсуждение темы. В качестве интерактивных дидактических материалов были использованы различные электронные ресурсы, такие как видеоуроки, интерактивные упражнения, игры и тесты. Задания, которые используются при этом:

— на переработку готового текста в плане его совершенствования. (например, устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения).

— создания нового текста на основе данного. (например, подготовить сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем вопроса: записать услышанный рассказ и так далее),

— создание интерактивного текста (например, составить тезисы выступления, написать заметку, описать в научном стиле проведенный опыт, написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то тему [3].

Ученики из экспериментальной группы учились с помощью интерактивных презентаций, виртуальных лабораторий, игр и других интерактивных дидактических материалов. Они могли использовать эти материалы для самостоятельного изучения и практического применения полученных знаний.Ученики из экспериментальной группы показали более высокий уровень анализа и критического мышления при работе с текстами и другими учебными материалами, а также более успешно решали задачи на построение речевых конструкций и правописания слов.

Эксперимент также показал, что интерактивные дидактические материалы могут оказать положительное влияние на мотивацию учащихся. Ученики были более заинтересованы в учебном процессе и проявляли больший энтузиазм при работе с интерактивными материалами. Это позволило им достигать большего успеха в учебе и оставаться мотивированными на дальнейшее обучение.на уроках русского языка и способствовать их более успешному обучению.

Приведем некоторые примеры интерактивных дидактических материалов на уроках русского языка:

  1. Презентации, созданные учителем или учениками, с использованием слайдов, изображений, аудио- и видеоматериалов, которые могут быть использованы для активизации учебного материала и зрительной и звуковой памяти.
  2. Интерактивные игры или симуляторы, которые могут эффективно помочь в изучении грамматических правил, правописания и синтаксиса, например, игра на составление предложений из случайно выбранных слов.
  3. Электронные постеры и проекты (Canva,Genialy) с интерактивными заданиями, тестами, тренажерами и примерами, которые могут помочь в понимании и закреплении теории.
  4. Видеоуроки, которые могут помочь в обучении языку через просмотр видеоматериалов на интересные темы, от новостных до культурных и исторических.
  5. Мультимедийные книги, которые предлагаются на интерактивных сайтах или в приложениях и позволяют ученикам совершать путешествия по сюжету книги, находить скрытые герои и предметы, создавать собственные иллюстрации и многое другое.
  6. Виртуальные лаборатории, которые могут дать ученикам возможность активно исследовать и анализировать русский язык, моделируя реальные языковые ситуации.

Все эти интерактивные дидактические материалы могут способствовать более глубокому пониманию и закреплению учебного материала, активизации и развитию исследовательских навыков, а также повышению мотивации учащихся

На этапе контрольной диагностики распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням знаний и навыков позволило провести сравнительный анализ результатов обучения.

После завершения формирующего эксперимента и проведения контрольной диагностики были получены следующие результаты:

— учащиеся экспериментальной группы, обучавшиеся с использованием интерактивных дидактических материалов, продемонстрировали более высокий уровень усвоения учебного материала по русскому языку по сравнению с учащимися контрольной группы;

— наблюдался значительный прирост языковых навыков у учащихся, которые использовали интерактивные методы обучения, особенно в области понимания и практики устной и письменной речи;

— учащиеся экспериментальной группы проявили более высокий уровень мотивации к изучению русского языка и активной учебной деятельности в целом.

Контрольная диагностика также позволила выявить, что использование интерактивных дидактических материалов способствовало повышению интереса учащихся к учебному процессу и улучшило общую атмосферу на уроках русского языка.

Обобщая итоги контрольной диагностики, можно сделать вывод о том, что применение интерактивных методов обучения на уроках русского языка имеет положительное воздействие на эффективность обучения и качество усвоения языкового материала у учащихся.

В заключение можно подчеркнуть следующие аспекты:

— использование интерактивных дидактических материалов на уроках русского языка имеет большой потенциал для улучшения эффективности образовательного процесса,

— результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что интерактивные методы обучения способствуют повышению мотивации учащихся, активизации учебной деятельности, улучшению усвоения материала и развитию языковых навыков,

— в процессе исследования было установлено, что применение разнообразных форм интерактивных дидактических материалов, таких как веб-приложения, игровые платформы, виртуальные среды и другие, способствует развитию исследовательских навыков, более глубокому и продуктивному усвоению учебного материала, обогащению лексического запаса, развитию коммуникативных навыков и улучшению уровня владения русским языком.

Важно отметить, что использование интерактивных дидактических материалов требует комплексного подхода и постоянного совершенствования образовательного процесса. Дальнейшие исследования в этой области могут привести к разработке новых эффективных методик обучения, способствующих более качественному обучению русскому языку и повышению образовательного уровня студентов.

В целом, результаты настоящего исследования свидетельствуют о перспективности использования интерактивных дидактических материалов на уроках русского языка для достижения лучших учебных результатов и развития языковых компетенций у учащихся.

Литература:

  1. Петрова И. В. Применение интерактивных технологий на уроках русского языка // Известия ПГГПУ. — 2012. — № 2 (31). — С. 43–47.
  2. Загребельная Е. И. Использование интерактивных методов и технологий на уроках русского языка // Учитель-XXI века. — 2015. — № 1(25). — С. 15–18.
  3. Калугина Н. М. Использование интерактивных дидактических материалов на уроках русского языка в школе // Начальная школа. — 2014. — № 9. — С. 54–60.
  4. Блинова Е. А. Интерактивные формы работы на уроках русского языка // Российский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 31–37.
  5. Кудрявцева О. Г. Использование интерактивных дидактических материалов на уроках русского языка в средней школе // Среднее образование в России. — 2018. — № 7. — С. 24–29.
  6. Комарова А. Н. Развитие исследовательских навыков на уроках русского языка // Педагогика. Наука и образование. — 2017. — № 2. — С. 29–34.
  7. Петрова Н. В. Использование интерактивных дидактических материалов для развития исследовательских навыков на уроках русского языка // Современные технологии в образовании. — 2018. — № 2. — С. 68–71.
  8. Березина Е. А. Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка с использованием социальных сетей // Информационные технологии в образовании и науке. — 2019. — Т.1. — С. 97–99.
  9. Парфенова Л. А. Исследовательские навыки учащихся на уроках русского языка с помощью проблемно-модульного обучения // Modern Science. — 2020. — № 1. — С. 91–94.
  10. Михайлова Т. В. Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка: развитие исследовательских навыков учащихся // Молодой ученый. — 2021. — № 11. — С. 45–48.
  11. Шеховцова, Т. Е. Использование интерактивных игр на уроках русского языка для развития исследовательских навыков учащихся // Методика обучения иностранным языкам. — 2019. — № 2(45). — С. 97–100.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, исследовательский навык учащихся, материал, урок, развитие, интерактивный метод обучения, учебный материал, экспериментальная группа, контрольная диагностика, образовательный процесс.


Ключевые слова

информация, интерактивность, дидактические материалы, развитие исследовательских навыков учащихся, интерактивные дидактические материалы, творческая мысль у учащихся

Похожие статьи

Задать вопрос