Развитие на уроках русского языка и литературы проектно-исследовательских умений учащихся 8–10-х классов через использование проблемно ориентированного обучения (PBL) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абуова, А. Т. Развитие на уроках русского языка и литературы проектно-исследовательских умений учащихся 8–10-х классов через использование проблемно ориентированного обучения (PBL) / А. Т. Абуова, Б. К. Базылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52.1 (551.1). — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121056/ (дата обращения: 15.01.2025).



В статье представлены и описаны подходы к эффективной организации учебной деятельности на уроках русского языка для выявления уровня сформированности исследовательских умений у учащихся и привлечения их к участию во внеклассной проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: проектно-исследовательские умения, проблемно ориентированное обучение, исследовательская позиция, коэффициент альфа Кронбаха, модели обучения.

The article presents and describes approaches to the effective organization of educational activities in Russian language lessons to identify the level of development of students' research skills and involve them in extracurricular project-based research activities.

Keywords: project-research skills, problem-oriented learning, research position, Cronbach's alpha coefficient, learning models.

Система обучения в Назарбаев интеллектуальных школах основывается на интегрированной образовательной программе АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» — NIS-Programme. В данной программе прописаны педагогические подходы, используемые при обучении предмету «Русский язык и литература» (Я2), среди которых в рамках рассматриваемой темы важно отметить моделирование коммуникативно-речевых и проблемных ситуаций на образцах, доступных пониманию учащихся с целью выработки способности принимать решения, предлагать различные стратегии поведения и развития языковой и функциональной грамотности учащихся; поощрение деятельности учащихся и активного обучения, основанного на исследованиях; развитие у учащихся навыков критического мышления. Указанные педагогические подходы и стратегии обучения реализуются через такую форму работы, как проектная деятельность, которая способствует развитию у учащихся исследовательских навыков. Кроме того, в процессе реализации программы и при планировании уроков особое внимание в сети интеллектуальных школ уделяется оказанию поддержки талантливых и одаренных детей [1].

При реализации вышеназванных подходов программы были выявлены проблемы учащихся: неумение ставить перед собой проблему и самостоятельно искать способы разрешения данной проблемы исследовательским путем и факторы, способствующие появлению проблемы: незнание учениками этапов работы над исследовательским проектом — с чего начать и чем закончить. Отсюда, цель учащихся по решению проблемы: научиться самостоятельно работать над исследовательским проектом, результатом же обучения при решении проблемы станет, безусловно, овладение проектно-исследовательскими умениями.

Вместе с тем нельзя не отметить и проблемы педагога в связи с проблемами учащихся, одной из которых является отсутствие специальных программ, обеспечивающих овладение исследовательскими компетенциями учениками. Что, в свою очередь, предполагает цель деятельности педагога по разрешению проблемы: способствовать овладению учениками исследовательской компетенцией, что позволит им самостоятельно заниматься проектно-исследовательской деятельностью, результатом же деятельности педагога по разрешению проблемы станут призовые места учеников на конкурсах исследовательских проектов разного уровня.

Таким образом, определяется проблема исследования — умение учащихся самостоятельно осуществлять проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы требует развития и совершенствования.

Из проблемы формулируется гипотеза исследования — если учитель будет использовать на уроках русского языка и литературы модель проблемно-ориентированного обучения с учётом способностей учащихся, то у них будут развиваться проектно-исследовательские умения, необходимые для успешного, результативного участия в конкурсах научных проектов разного уровня и дальнейшей учебной, а также будущей профессиональной деятельности.

При проведении исследования было изучено большое количество учебно-методической литературы и интернет-ресурсов по рассматриваемой теме. В результате обзора было обнаружено, что поднятая исследовательская тема является широко обсуждаемой и волнующей психологов и педагогов. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы изучения проблемы развития исследовательских навыков у детей, явились работы [3; 4].

Шумкова Н. Б. отмечает, что внутренним психологическим условием творческого развития ребёнка с высокой общей одарённостью выступает развитие его исследовательской активности, в ходе которого эта активность приобретает все более сложные формы. Поэтому достижение наиболее высоких форм исследовательской активности — порождение и решение новых проблем, становится возможным только при условии возникновения в процессе развития одарённого ребёнка его особой личностной характеристики — «исследовательской позиции» [3, с. 4]. Важнейшими же внешними условиями развития исследовательской, творческой активности детей с общей одарённостью являются, по Шумаковой Н. Б., обогащённая развивающая среда, отвечающая особым познавательным потребностям и возможностям одарённых детей, их личностным особенностям, а также признание ценности творчества ребёнка значимыми взрослыми [2; 3].

Важно отметить, что в ходе исследования собственной практики предстояло ответить на ряд вопросов, среди которых основным являлся вопрос: насколько использование модели проблемно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы будет способствовать развитию проектно-исследовательских умений учащихся 8–10-х классов с учётом их способностей?

В дополнение к основному были подняты и сформулированы вспомогательные вопросы исследования: как выявить потребности учащихся для осуществления дифференцированного подхода в обучении, направленного на развитие их проектно-исследовательских умений? как продуктивно организовать учебную деятельность на уроках для выявления уровня сформированности исследовательских умений у учащихся и привлечения их к участию во внеклассной проектно-исследовательской деятельности?

Данные вопросы определили следующие цели исследования:

— улучшение качества преподавания, направленного на развитие проектно-исследовательских навыков учащихся на уроках русского языка и литературы;

— результативность учащихся на конкурсах исследовательских проектов разного уровня;

— исследование эффективности использования метода проблемно-ориентированного обучения в развитии проектно-исследовательских навыков учащихся с учётом их способностей;

— определение уровня сформированности у учащихся проектно-исследовательских умений;

— выявление областей развития индивидуальных проектно-исследовательских умений учащихся;

— определение перспективы развития компетенций учащихся с низким уровнем сформированности проектно-исследовательских навыков;

— выстраивание индивидуальную траекторию развития способностей учащихся, имеющих высокий уровень сформированности проектно-исследовательских умений.

Для того чтобы найти ответы на вопросы исследования и достичь целей исследовательской работы в ходе обзора литературы одним из методов сбора данных было выбрано анкетирование, являющееся весьма продуктивным, документальным, гибким по возможностям получения и обработки информации письменным опросом. Из трёх типов анкеты выбор пал на смешанную анкету, особенностью которой является то, что в ней имеются элементы других двух типов анкеты, открытой и закрытой.

В данном случае речь идёт об анкете по Шумаковой Н. Б., направленной на выявление степени проявления «исследовательской позиции», признаками проявления которой является исследовательская активность, её устойчивость и широта; стремление к самостоятельному, продуктивному познанию неизвестного; настойчивость в достижении познавательной цели [4; 5].

Данный вопросник по определению уровня выраженности исследовательской позиции в обучении по теории профессора психологии Шумаковой Н. Б. состоит из двадцати утверждений, с каждым их которых ребёнок может согласиться или не согласиться, выбрав один из пяти вариантов ответов: «абсолютно не согласен», «не согласен», «затрудняюсь ответить», «согласен», «полностью согласен» [2; 5; 7].

Вопросник отвечает требованию однородности, показывает внутреннюю согласованность характеристик, описывающих один объект: коэффициент альфа Кронбаха — 0,7 — значение достаточное, что позволяет рассматривать предложенный вопросник как надежный инструмент изучения исследовательской позиции школьников [2; 5; 7].

Результаты анкетирования прошли по методике Шумаковой Н. Б. процедуру обработки данных, предусматривающую выставление баллов, следуя шкале: «абсолютно не согласен» — (-2), «не согласен» — (-1), «затрудняюсь ответить» — (0), «согласен» — (1), «полностью согласен» — (2) (рис. 1).

Анализ результатов анкетирования на основе процедуры обработки данных анкеты

Рис. 1. Анализ результатов анкетирования на основе процедуры обработки данных анкеты

Данные баллы, согласно использованной методике, выставляются за ответ ученика по каждому из указанных утверждений: 2, 3, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20 [2; 3; 5; 6].

Остальные же утверждения предполагают выставление следующих баллов по инструкции: «абсолютно не согласен» — (2), «не согласен» — (1), «затрудняюсь ответить» — (0), «согласен» — (-1), «полностью согласен» — (-2). (рис. 1) Подобные баллы, согласно методике Шумаковой Н. Б., выставляются на ответ каждого из следующих указанных утверждений: 1, 4, 5, 6, 7, 13, 14, 16, 17, 19 [2; 3; 7; 8].

Подсчёт суммы положительных и отрицательных ответов — это суммарный результат, представляющий показатель уровня выраженности исследовательской позиции ученика в обучении [2; 3].

Необходимо подчеркнуть, что анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы: первый вывод — исследовательская активность, её устойчивость и широта сформированы лишь у 13 % из числа опрошенных учащихся; второй — стремление к самостоятельному, продуктивному познанию неизвестного сформированы у 58 % учащихся; третий — настойчивость в достижении познавательной цели характерна для 38 % респондентов. (рис. 2).

Анализ анкетирования. Уровень выраженности исследовательской позиции в обучении

Рис. 2. Анализ анкетирования. Уровень выраженности исследовательской позиции в обучении

Из числа учеников со сформированной устойчивой исследовательской активностью, по предмету «Русский язык и литература (Я2)» были вовлечены, с учётом потребностей, двое учащихся, один из которых позже был задействован в проектно-исследовательскую деятельность по другому предмету. Поэтому успешных результатов добилась одна ученица из числа 13 % учащихся устойчивой исследовательской активностью (рисунок 3, рисунок 4).

Результаты достижений учащихся в проектно-исследовательской деятельности за 2020-2021 учебный год

Рис. 3. Результаты достижений учащихся в проектно-исследовательской деятельности за 2020-2021 учебный год

Результаты достижений учащихся в проектно-исследовательской деятельности за 2022-2023 учебный год

Рис. 4. Результаты достижений учащихся в проектно-исследовательской деятельности за 2022-2023 учебный год

Помимо указанного метода сбора информации, были выбраны такие инструменты исследования, как наблюдение и эксперимент, задействованные на практике при организации учебной деятельности.

Наряду с эмпирическими методами исследования, в процессе проведения анализируемого исследования были использованы такие теоретические методы исследования, как анализ и синтез, направленные на обработку и интерпретацию информации, собранной в ходе анкетирования, эксперимента и наблюдения.

Экспериментальная часть исследования была построена на реализации заданий, разработанных по модели с использованием реальных проблем, где задачей является организовать учебный процесс таким образом, чтобы ученики, работая в исследовательских группах, смогли провести свои исследования, необходимые для решения проблемы. При создании реальных ситуаций руководством стал алгоритм создания сценария проблемно-ориентированного обучения [1].

Модель 1. «Обучение исследованию». Пример 1. 8Я2 класса. Раздел 7. Еда. Выбрана цель обучения, которая подходит для PBL, 8.П3, предусматривающая логичное, грамотное представление учениками своих предположений, прогнозов, плана действий в результате поиска и отбора требуемой информации для решения заданной проблемы, развитие метапредметных навыков.

Проблемная ситуация: У вашего друга проблема со здоровьем — избыточная масса тела. В 11 лет он весит 60 кг вместо положенных от 32 до 40 кг. Ты непременно хочешь ему помочь.

Задание: Твои действия:

  1. Предположи, каковы три возможные причины его болезни.
  2. Сформулируй три совета по одной из приведённых возможных причин.
  3. Разработай план своих действий из трёх пунктов, опираясь на сформулированные советы.
  4. Спрогнозируй ожидаемые результаты по каждому пункту плана своих действий.

Исследовательские вопросы по проблемной ситуации: Почему это случилось с моим другом? Как я могу помочь ему? Какие действия я должен предпринять? Насколько они будут эффективными?

Целью данного задания по первой модели является не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования. Суть задания заключается в том, что учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику его решения, прописывает алгоритм действий для решения проблемы, само решение предстоит найти учащемуся.

Модель 2. «Приглашение к исследованию». Пример 2. 8Я2 класса. Раздел 8. Семья. Выбрана цель обучения, которая подходит для PBL, 8.П3, предусматривающая логичное, грамотное представление учениками своих предположений, прогнозов, плана действий в результате поиска и отбора требуемой информации для решения заданной проблемы, развитие метапредметных навыков.

Проблемная ситуация: У твоего младшего брата компьютерная игромания. Он предпочитает компьютерные игры общению с родными и друзьями, прогулкам во дворе, чтению книг, занятию спортом, выполнению домашних заданий и другим увлечениям и обязанностям. Родители днём на работе. На тебя легла вся ответственность. Тебе необходимо помочь родителям «вылечить» младшего брата от игровой зависимости.

Задание: Создайте ментальную карту в одном из веб-сервисов, предложив пути решения проблемы с зависимостью младшего брата от компьютерных игр.

Цель же задания по модели второй — развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления. Поэтому по условию данного задания учитель ставит проблему, но уже метод её решения ученики ищут самостоятельно.

Модель 3. «Систематическое исследование». Пример 1. 9Я2 класса. Раздел 5. Планета Земля. Океаны. Выбрана цель обучения, которая подходит для PBL, 9.Г4, предусматривающая логичное, грамотное представление учениками в устном высказывании своих предположений, прогнозов, плана действий в результате поиска и отбора требуемой информации для решения заданной проблемы, развитие метапредметных навыков.

Задание: Прочитайте статью об угрозе исчезновения морских черепах, определите проблему, методы её исследования и разработайте её решение. Подготовьте устную защиту своего проекта на основе созданного несплошного текста.

Цель задания по третьей модели предусматривает формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов. Принцип задания по третьей модели состоит в постановке проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения которой осуществляется учащимися самостоятельно.

Каждое из заданий по трём моделям представляет собой ступенчатое, последовательное развитие исследовательских навыков учащихся.

По итогам рассматриваемого исследования можно сделать следующие выводы:

  1. определён уровень сформированности у учащихся проектно-исследовательских умений;
  2. выявлены области развития индивидуальных проектно-исследовательских умений учащихся классов;
  3. выстроена и реализована индивидуальная траектория развития способностей учащихся с высоким уровнем сформированности проектно-исследовательских умений;
  4. апробированы и скорректированы направленные на развитие проектно-исследовательских умений учащихся 8–10 классов задания с реальными ситуациями, разработанными по модели проблемно-ориентированного обучения;
  5. достигнута результативность участия на конкурсах исследовательских проектов разного уровня.

Результаты 2020–2021 учебного года по проектно-исследовательской деятельности учеников:

  1. Первое место, занятое на Международном конкурсе «Ступени» в номинации «Проектная деятельность» в 2020 г. ученицей 8 «С» класса Аширмет Арайлым и учеником 8 «С» класса Бектурган Бекжаном.

Результаты 2021–2022 учебного года в проектно-исследовательской деятельности ученицы:

  1. Второе место, занятое на сетевом/ областном этапе Республиканского конкурса научных проектов 2022 г. ученицей 9 «С» класса Аширмет Арайлым.
  2. Первое место, занятое на заключительном этапе Республиканского конкурса научных проектов 2022 г. ученицей 9 «С» класса Аширмет Арайлым.
  3. Выпуск сборника методических разработок уроков «Дифференциация обучения: практика и опыт», 2022 г. совместно с коллегами — учителями русского языка и литературы.

Результаты 2022–2023 учебного года в проектно-исследовательской деятельности ученицы:

  1. Второе место, занятое на сетевом/ областном этапе Республиканского конкурса научных проектов 2022 г. ученицей 10 «С» класса Аширмет Арайлым
  2. Второе место, занятое на Международной научно-практической конференции «Языкознание для всех — 2023 г». ученицей 10 «С» класса Аширмет Арайлым.

В перспективе планируется разработка авторской программы по формированию проектно-исследовательских умений у учащихся на уроках русского языка и литературы, ориентированной на построение индивидуальной траектории развития исследовательских компетенций учащихся с учётом их способностей, в частности для учеников с низким уровнем сформированности проектно-исследовательских навыков.

Литература:

  1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Образовательная программа. NIS-Program. Учебная программа по предмету «Русский язык и литература» (Я2). Основная школа (6–10 классы). г. Нурсултан, 2020.
  2. Шумакова Н. Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». М.: Просвещение, 2006.
  3. Шумакова Н. Б. 2004 г. «Обучение и развитие одаренных детей». М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК».
  4. Абуова А. Т. (по Шумаковой Н. Б.). Анкета «Проявление “исследовательской позиции” 8C класс».- 2022 г. Электронный ресурс: https://forms.microsoft.com/Pages/ResponsePage.aspx?id=yVLbOR7jwkKAg3U1W3KN4_20AGKm6qZPsygM5rkGiJUMkhHSjdWUkhFSlUzVExQQU5NWDYyVU5PQi4u
  5. Абуова А. Т. (по Шумаковой Н. Б.). Анкета «Проявление “исследовательской позиции” 8G класс». — 2022 г. Электронный ресурс: https://forms.microsoft.com/Pages/ResponsePage.aspx?id=yVLbOR7jwkKAg3U1W3KN4_20AGKm6qZPsygM5rkGiJUNE9QT1VOMDAxMEFWOUNEQldYTzFJMTdJUC4u
  6. Абишева Р. Б., Мамлеева С. Б., Темиргалиева У. Б. Методические рекомендации «Дифференциация обучения: опыт, проблемы, перспективы». Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». — 2018 г. — 64 с.
  7. Левина Н. В. «Формирование исследовательских умений обучающихся на уроках русского языка и литературы», Екатеринбург. 2017.
  8. Утегенова Б. М., Смаглий Т. И., Онищенко Е. А. Учебное пособие «Основы дифференциации преподавания и обучения в современной школе». — Костанай: КГПИ. — 2017 г., 98 с.
  9. ЦАОО «НИШ». Презентация к занятию 4 «Модели обучения» онлайн курса «Дифференциация и индивидуализация», г. Астана. — 2021 г.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, PBL, проблемно-ориентированное обучение, проектно-исследовательская деятельность, развитие, учащийся, исследовательская активность, класс, решение проблемы, умение.


Ключевые слова

модели обучения, исследовательская позиция, проектно-исследовательские умения, проблемно ориентированное обучение, коэффициент альфа Кронбаха

Похожие статьи

Задать вопрос