К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 13.05.2023

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Гусева, П. М. К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста / П. М. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 460-462. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102628/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и принципы развития познавательного интереса обучающихся.

Ключевые слова: познавательный интерес, русский язык, учащиеся подросткового возраста, школа.

Keywords: cognitive interest, Russian, adolescent students, school.

На сегодняшний день учащимся школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у них должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Современная школа призвана обеспечивать личностное развитие обучающегося, учитывать его индивидуальные особенности, способствовать его стремлению к саморазвитию и творчеству. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность и творческий подход к изучению нового материала.

Яндекс.Учебник в 2021 году провёл опрос среди 2438 родителей учащихся и выявил, что самым интересным предметом учащиеся считают математику, а «Русский язык» оказался на последнем месте в рейтинге. Следовательно, исследование особенностей развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста является актуальным направлением в современной педагогике. «Русский язык» входит в перечень обязательных дисциплин при сдаче выпускных экзаменов, и для того, чтобы обучающиеся успешно с ним справились, необходимо повышать их интерес к изучению предмета.

И. В. Метельский предлагает следующее определение познавательного интереса: «это активная познавательная ориентация, которая связана с эмоционально позитивным отношением к познанию предмета, с радостью обучения, преодолением трудностей, созданием ситуации успеха, с самовыражением и самоутверждением развивающейся личности» [1].

Мы остановимся на следующем определении: познавательный интерес — это потребность учащегося в получении новых знаний. Это осознанное состояние, возникающее в процессе деятельности, использовании знаний на практике, а также в результате творчества. Учебный процесс, основывающийся на интересе, характеризуется проявлением активности, а также таких эмоций, как удивление, ожидание нового и радость.

Мы ознакомились с особенностями учащихся среднего подросткового возраста.

Исследователи пришли к выводу, что в этом возрасте проявляется потребность в самовоспитании, учащийся активно работает над собой — формируется самостоятельность и навык рефлексии. При переходе в среднюю школу у учащихся расширяется круг общения, у них появляются новые учителя, возникает необходимость изучать новые учебные предметы. И тогда же становится очевидным различие между уровнем образования детей. Одни учащиеся видят учебу как способ самореализации. Другие развиваются в иных сферах: в спорте, искусстве, играх, вследствие чего интерес к учебе снижается. Иногда внимание подростков смещается с учителя на сверстников, поэтому авторитет учителя ослабевает.

Интересы учащихся подросткового возраста обращены к содержательной стороне изучаемого предмета. Доктор педагогических наук Мирзоев С. С. отмечает, что их увлекают «объяснения учителя, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение заданий, работа с учебником и лабораторные работы» [2]. Им необходимо давать материал, который можно будет связать с практикой. Важным является и «проблемный, эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности» [2]. Учащиеся этого возраста откликаются на интересные, необычные задания, труднопреодолимые и нестандартные ситуации.

Для развития интереса к обучению в современных учебных заведениях используются следующие методы:

  1. Организация исследовательской деятельности. Учащиеся добывают знания самостоятельно. Таким образом у них отрабатываются навыки аудирования, чтения, говорения, письма. Коммуникация — это важный аспект образовательного процесса.
  2. Знакомство с новой информацией через познавательные противоречия, творческие задания, головоломки, проблемные ситуации. Они учат детей ставить и решать задачи, способствуют осмысленному проникновению в суть предмета и мотивируют учащихся быть более активными.
  3. Интегрированные уроки. Объединение разных дисциплин может повлиять на отношение учащихся к некоторым предметам. Например, если ребенку интересна литература, но не нравится история, показав их связь, учитель может заинтересовать его. Так ребенок начнет изучать историю через призму литературы, сопоставляя исторические и литературные факты.
  4. Олимпиады и предметные недели. Заставляют учащихся искать информацию в дополнительных источниках для более углубленного изучения материала, за счёт чего развивается самостоятельность и осознанность.
  5. Проектная деятельность. Процесс обучения становится более успешным, когда учащийся вовлечён в самостоятельную творческую деятельность. Проекты связаны с прогнозированием, что развивает интеллект и познавательные интересы детей.

Зачастую в России на уроках по русскому языку в средней школе используются лишь учебные пособия с тренировочными заданиями. В учебнике представлено небольшое количество схем и таблиц для визуализации материала, а дополнительные источники для поиска информации и активные методы обучения используются на уроках крайне редко. Это связано с отсутствием во многих школах технических средств, а также нехваткой у учителей времени для подготовки личностно-ориентированных уроков.

Развитие интереса к изучению русского языка стало бы более эффективным, если бы в учебном процессе учащиеся могли использовать компьютерные средства. Большую часть времени нынешний ребенок проводит в интернете, это привычная и интересная для него среда, а для того, чтобы это времяпрепровождение было полезным, нужно создавать различные образовательные курсы, приложения и игры.

Так, для изучения нового материала можно использовать образовательные веб-квесты. Учащийся сможет завершить квест только в том случае, когда правильно выполнит все данные учителем задания. Здесь им руководит азарт, к необходимости изучить и понять учебный материал добавляется новый мотив — завершить игру, чтобы приступить к изучению новой темы. Игровые методы обучения интересны учащимся любого возраста, они погружают ребенка в необычную, фантазийную среду, активируют его творческие способности и вызывают положительную эмоциональную реакцию. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать реальные ситуации из различных сфер жизнедеятельности человека. Так, учащийся сможет познакомиться с миром взрослых, попробовать себя в некоторых профессиях.

Стоит также использовать флеш-карточки для закрепления словарных слов и терминов. Они упрощают процесс запоминания, позволяют ученику осваивать новый материал независимо от местонахождения: в школе, дома, в транспорте или на прогулке. Также удобным является то, что карточки подходят для учащихся с разным типом восприятия информации — для визуалов предлагаются ассоциативные картинки, для аудиалов — воспроизведение написанного текста встроенным в программу голосом. Преимущество таких карточек проявляется и в том, что учащийся не привязывается к последовательности изученного, потому что карточки можно перемешать и изучать их в ином порядке.

Онлайн-тесты и диктанты снижают риск списывания, так как фиксируют все действия и ответы учащихся и автоматически отправляют их учителю. Следовательно, чтобы успешно выполнить задание, учащемуся необходимо запомнить все правила.

Развитие познавательного интереса обучающихся к изучению русского языка основывается на принципах доступности, наглядности, преемственности, последовательности, систематичности, активности и сознательности учащихся [3].

В силу этого использование на уроках по русскому языку информационных технологий и активных методов обучения способствует разнообразию форм и средств обучения, повышению познавательного интереса учащихся, развитию их самостоятельности и творческой активности. Кроме того, контроль знаний становится автоматизированным, что облегчает работу учителя. Таким образом, в век цифровизации, когда обществу требуются всесторонне развитые и мобильные личности, люди с высоким уровнем познавательного интереса, готовые к изучению новой информации, стремящиеся углубленно и творчески освоить материал, будут подготовлены к жизни в стремительно меняющемся мире.

Литература:

  1. Метельский И. В. Как поставить перед учащимся учебную задачу. — Москва: Педагогическое общество России, 2004. — 57 с.
  2. Мирзоев С. С. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/34Pjaz (дата обращения: 15.04.2023).
  3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, русский язык, учащийся, подростковый возраст, активный метод обучения, изучение нового материала, изучение новой, познавательный интерес обучающихся, развитие интереса, учебный процесс.


Ключевые слова

русский язык, школа, познавательный интерес, учащиеся подросткового возраста

Похожие статьи

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора

В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчуж...

Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока

Статья посвящена динамике познавательного интереса при изучении «Начального курса географии». Раскрыты понятия познавательного интереса школьников, причины его увеличения и снижения. Обоснована важность формирования познавательного интереса к изучени...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема формирования учебной успешности на ступени начального общего образования, определяются ключевые составляющие учебной успешности, значительное внимание уделяется выявлению и обобщению существующих в научной литературе...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Похожие статьи

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора

В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчуж...

Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока

Статья посвящена динамике познавательного интереса при изучении «Начального курса географии». Раскрыты понятия познавательного интереса школьников, причины его увеличения и снижения. Обоснована важность формирования познавательного интереса к изучени...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема формирования учебной успешности на ступени начального общего образования, определяются ключевые составляющие учебной успешности, значительное внимание уделяется выявлению и обобщению существующих в научной литературе...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Задать вопрос