В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и принципы развития познавательного интереса обучающихся.
Ключевые слова: познавательный интерес, русский язык, учащиеся подросткового возраста, школа.
Keywords: cognitive interest, Russian, adolescent students, school.
На сегодняшний день учащимся школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у них должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Современная школа призвана обеспечивать личностное развитие обучающегося, учитывать его индивидуальные особенности, способствовать его стремлению к саморазвитию и творчеству. Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность и творческий подход к изучению нового материала.
Яндекс.Учебник в 2021 году провёл опрос среди 2438 родителей учащихся и выявил, что самым интересным предметом учащиеся считают математику, а «Русский язык» оказался на последнем месте в рейтинге. Следовательно, исследование особенностей развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста является актуальным направлением в современной педагогике. «Русский язык» входит в перечень обязательных дисциплин при сдаче выпускных экзаменов, и для того, чтобы обучающиеся успешно с ним справились, необходимо повышать их интерес к изучению предмета.
И. В. Метельский предлагает следующее определение познавательного интереса: «это активная познавательная ориентация, которая связана с эмоционально позитивным отношением к познанию предмета, с радостью обучения, преодолением трудностей, созданием ситуации успеха, с самовыражением и самоутверждением развивающейся личности» [1].
Мы остановимся на следующем определении: познавательный интерес — это потребность учащегося в получении новых знаний. Это осознанное состояние, возникающее в процессе деятельности, использовании знаний на практике, а также в результате творчества. Учебный процесс, основывающийся на интересе, характеризуется проявлением активности, а также таких эмоций, как удивление, ожидание нового и радость.
Мы ознакомились с особенностями учащихся среднего подросткового возраста.
Исследователи пришли к выводу, что в этом возрасте проявляется потребность в самовоспитании, учащийся активно работает над собой — формируется самостоятельность и навык рефлексии. При переходе в среднюю школу у учащихся расширяется круг общения, у них появляются новые учителя, возникает необходимость изучать новые учебные предметы. И тогда же становится очевидным различие между уровнем образования детей. Одни учащиеся видят учебу как способ самореализации. Другие развиваются в иных сферах: в спорте, искусстве, играх, вследствие чего интерес к учебе снижается. Иногда внимание подростков смещается с учителя на сверстников, поэтому авторитет учителя ослабевает.
Интересы учащихся подросткового возраста обращены к содержательной стороне изучаемого предмета. Доктор педагогических наук Мирзоев С. С. отмечает, что их увлекают «объяснения учителя, обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение заданий, работа с учебником и лабораторные работы» [2]. Им необходимо давать материал, который можно будет связать с практикой. Важным является и «проблемный, эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности» [2]. Учащиеся этого возраста откликаются на интересные, необычные задания, труднопреодолимые и нестандартные ситуации.
Для развития интереса к обучению в современных учебных заведениях используются следующие методы:
- Организация исследовательской деятельности. Учащиеся добывают знания самостоятельно. Таким образом у них отрабатываются навыки аудирования, чтения, говорения, письма. Коммуникация — это важный аспект образовательного процесса.
- Знакомство с новой информацией через познавательные противоречия, творческие задания, головоломки, проблемные ситуации. Они учат детей ставить и решать задачи, способствуют осмысленному проникновению в суть предмета и мотивируют учащихся быть более активными.
- Интегрированные уроки. Объединение разных дисциплин может повлиять на отношение учащихся к некоторым предметам. Например, если ребенку интересна литература, но не нравится история, показав их связь, учитель может заинтересовать его. Так ребенок начнет изучать историю через призму литературы, сопоставляя исторические и литературные факты.
- Олимпиады и предметные недели. Заставляют учащихся искать информацию в дополнительных источниках для более углубленного изучения материала, за счёт чего развивается самостоятельность и осознанность.
- Проектная деятельность. Процесс обучения становится более успешным, когда учащийся вовлечён в самостоятельную творческую деятельность. Проекты связаны с прогнозированием, что развивает интеллект и познавательные интересы детей.
Зачастую в России на уроках по русскому языку в средней школе используются лишь учебные пособия с тренировочными заданиями. В учебнике представлено небольшое количество схем и таблиц для визуализации материала, а дополнительные источники для поиска информации и активные методы обучения используются на уроках крайне редко. Это связано с отсутствием во многих школах технических средств, а также нехваткой у учителей времени для подготовки личностно-ориентированных уроков.
Развитие интереса к изучению русского языка стало бы более эффективным, если бы в учебном процессе учащиеся могли использовать компьютерные средства. Большую часть времени нынешний ребенок проводит в интернете, это привычная и интересная для него среда, а для того, чтобы это времяпрепровождение было полезным, нужно создавать различные образовательные курсы, приложения и игры.
Так, для изучения нового материала можно использовать образовательные веб-квесты. Учащийся сможет завершить квест только в том случае, когда правильно выполнит все данные учителем задания. Здесь им руководит азарт, к необходимости изучить и понять учебный материал добавляется новый мотив — завершить игру, чтобы приступить к изучению новой темы. Игровые методы обучения интересны учащимся любого возраста, они погружают ребенка в необычную, фантазийную среду, активируют его творческие способности и вызывают положительную эмоциональную реакцию. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать реальные ситуации из различных сфер жизнедеятельности человека. Так, учащийся сможет познакомиться с миром взрослых, попробовать себя в некоторых профессиях.
Стоит также использовать флеш-карточки для закрепления словарных слов и терминов. Они упрощают процесс запоминания, позволяют ученику осваивать новый материал независимо от местонахождения: в школе, дома, в транспорте или на прогулке. Также удобным является то, что карточки подходят для учащихся с разным типом восприятия информации — для визуалов предлагаются ассоциативные картинки, для аудиалов — воспроизведение написанного текста встроенным в программу голосом. Преимущество таких карточек проявляется и в том, что учащийся не привязывается к последовательности изученного, потому что карточки можно перемешать и изучать их в ином порядке.
Онлайн-тесты и диктанты снижают риск списывания, так как фиксируют все действия и ответы учащихся и автоматически отправляют их учителю. Следовательно, чтобы успешно выполнить задание, учащемуся необходимо запомнить все правила.
Развитие познавательного интереса обучающихся к изучению русского языка основывается на принципах доступности, наглядности, преемственности, последовательности, систематичности, активности и сознательности учащихся [3].
В силу этого использование на уроках по русскому языку информационных технологий и активных методов обучения способствует разнообразию форм и средств обучения, повышению познавательного интереса учащихся, развитию их самостоятельности и творческой активности. Кроме того, контроль знаний становится автоматизированным, что облегчает работу учителя. Таким образом, в век цифровизации, когда обществу требуются всесторонне развитые и мобильные личности, люди с высоким уровнем познавательного интереса, готовые к изучению новой информации, стремящиеся углубленно и творчески освоить материал, будут подготовлены к жизни в стремительно меняющемся мире.
Литература:
- Метельский И. В. Как поставить перед учащимся учебную задачу. — Москва: Педагогическое общество России, 2004. — 57 с.
- Мирзоев С. С. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/34Pjaz (дата обращения: 15.04.2023).
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.