В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, уровни развития познавательного интереса, педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников, внеурочная деятельность, формы внеурочной деятельности
Проблема развития интереса к изучению математики актуальна с теоретической и методической позиции. Заметим, в научной литературе недостаточно четко прописаны педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности.
На практике педагоги часто ограничиваются организацией пассивной деятельности учащихся, преподнося им новый материал в готовом виде или отрабатывая навыки и умения с помощью большого числа однотипных заданий. Безусловно, это ведет к снижению уровня развития интереса и качеству обучения детей.
Рассмотрим проблему развития интереса в психолого-педагогической литературе.
Я. А. Коменский трактовал интерес как один из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения, а Ж. Ж. Руссо опирался на непосредственный интерес обучаемых к окружающим предметам и явлениям, призывал строить доступное ребенку обучение.
К. Д. Ушинский в интересе видел основу внутреннего механизма успешного учения. По его мнению, обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться.
В исследованиях Г. И. Щукиной учебная деятельность характеризуется как кульминация развития интереса, который в свою очередь является важным побуждением любой деятельности [4].
Как замечает Г. И. Щукина, познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [3].
В связи с индивидуальным развитием каждого ребенка, у обучающихся может быть разный уровень развития познавательного интереса. Н. Г. Морозова в своих исследованиях выделяет три уровня развития познавательного интереса [1].
Элементарный уровень- это уровень фактов и репродуктивной деятельности. Здесь интерес находится «на поверхности» отдельных фактов.
Уровень выделения существенных связей и стремление к поисковой деятельности. Указанный уровень требует поиска, активного оперирования имеющимися знаниями. На этой стадии учащиеся не имеют теоретической базы, но самостоятельно ищут способы для осуществления поставленной цели.
Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Данный уровень связан с элементами творческой деятельностью, с приобретением новых; усовершенствование прежних способов учения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам констатировать, что у детей 5–10 лет познавательный интерес имеет яркую эмоциональную окраску [3; 4].
Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. В психолого-педагогической литературе изучены следующие стадии его развития: любопытство любознательность познавательный интерес теоретический интерес [3].
Развитию интереса младших школьников способствует внеурочная деятельность.
Четко организовать работу с младшими школьниками по развитию у них интереса — важная задача педагога, характеризующая должный уровень его методического мастерства.
Внеурочная деятельность обучающихся — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками процесса обучения, отличная от урочной системы. Формы внеучебной работы подразделяются на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т. п.); практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки и т. п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т. п.) [2].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [5].
Познавательный интерес выступает также средством, стимулом для повышения качества образования и воспитания. Обучающихся в начальной школе следует привлекать яркими, эмоциональными фактами, характеризующиеся новизной, неожиданностью.
Развитию интереса учащихся начальных классах способствуют специально созданные педагогические условия.
Анализ психолого-педагогической, учебной литературе позволил обосновать некоторые педагогические условия развития интереса обучающихся во внеурочной деятельности.
1) Использование ситуаций решения творческих задач, ситуаций активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций.
2) Образовательный процесс необходимо адаптировать к уровню развития обучающихся. Возможно, усложнять материал, формировать и совершенствовать УУД (универсальные учебные действия).
3) Благоприятная обстановка, эмоциональный настрой. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности обучающихся.
4) Общение в коллективе. Стремление к общению с друзьями, одноклассниками, с учителем становится сильным мотивом учения и в то же время способствует укреплению познавательного интереса.
Итак, развивать интерес необходимо, как и в процессе обучения (урочная деятельность), так и во внеурочной деятельности.
Во внеурочной деятельности возможно использование математических игр, викторин, выпуски математических газет, придумывание и разгадывание математических кроссвордов и ребусов, написание математических сказок. Например, создание сказок — один из самых интересных для обучающихся в начальных классах видов творчества. Вместе с тем это важное средство для их умственного развития.