Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 1007 раз

Библиографическое описание:

Антипова, Ю. В. Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности / Ю. В. Антипова, О. А. Борзенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41590/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, уровни развития познавательного интереса, педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников, внеурочная деятельность, формы внеурочной деятельности

Проблема развития интереса к изучению математики актуальна с теоретической и методической позиции. Заметим, в научной литературе недостаточно четко прописаны педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности.

На практике педагоги часто ограничиваются организацией пассивной деятельности учащихся, преподнося им новый материал в готовом виде или отрабатывая навыки и умения с помощью большого числа однотипных заданий. Безусловно, это ведет к снижению уровня развития интереса и качеству обучения детей.

Рассмотрим проблему развития интереса в психолого-педагогической литературе.

Я. А. Коменский трактовал интерес как один из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения, а Ж. Ж. Руссо опирался на непосредственный интерес обучаемых к окружающим предметам и явлениям, призывал строить доступное ребенку обучение.

К. Д. Ушинский в интересе видел основу внутреннего механизма успешного учения. По его мнению, обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться.

В исследованиях Г. И. Щукиной учебная деятельность характеризуется как кульминация развития интереса, который в свою очередь является важным побуждением любой деятельности [4].

Как замечает Г. И. Щукина, познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [3].

В связи с индивидуальным развитием каждого ребенка, у обучающихся может быть разный уровень развития познавательного интереса. Н. Г. Морозова в своих исследованиях выделяет три уровня развития познавательного интереса [1].

Элементарный уровень- это уровень фактов и репродуктивной деятельности. Здесь интерес находится «на поверхности» отдельных фактов.

Уровень выделения существенных связей и стремление к поисковой деятельности. Указанный уровень требует поиска, активного оперирования имеющимися знаниями. На этой стадии учащиеся не имеют теоретической базы, но самостоятельно ищут способы для осуществления поставленной цели.

Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Данный уровень связан с элементами творческой деятельностью, с приобретением новых; усовершенствование прежних способов учения.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам констатировать, что у детей 5–10 лет познавательный интерес имеет яркую эмоциональную окраску [3; 4].

Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. В психолого-педагогической литературе изучены следующие стадии его развития: любопытство любознательность познавательный интерес теоретический интерес [3].

Развитию интереса младших школьников способствует внеурочная деятельность.

Четко организовать работу с младшими школьниками по развитию у них интереса — важная задача педагога, характеризующая должный уровень его методического мастерства.

Внеурочная деятельность обучающихся — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками процесса обучения, отличная от урочной системы. Формы внеучебной работы подразделяются на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т. п.); практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки и т. п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т. п.) [2].

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [5].

Познавательный интерес выступает также средством, стимулом для повышения качества образования и воспитания. Обучающихся в начальной школе следует привлекать яркими, эмоциональными фактами, характеризующиеся новизной, неожиданностью.

Развитию интереса учащихся начальных классах способствуют специально созданные педагогические условия.

Анализ психолого-педагогической, учебной литературе позволил обосновать некоторые педагогические условия развития интереса обучающихся во внеурочной деятельности.

1) Использование ситуаций решения творческих задач, ситуаций активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций.

2) Образовательный процесс необходимо адаптировать к уровню развития обучающихся. Возможно, усложнять материал, формировать и совершенствовать УУД (универсальные учебные действия).

3) Благоприятная обстановка, эмоциональный настрой. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности обучающихся.

4) Общение в коллективе. Стремление к общению с друзьями, одноклассниками, с учителем становится сильным мотивом учения и в то же время способствует укреплению познавательного интереса.

Итак, развивать интерес необходимо, как и в процессе обучения (урочная деятельность), так и во внеурочной деятельности.

Во внеурочной деятельности возможно использование математических игр, викторин, выпуски математических газет, придумывание и разгадывание математических кроссвордов и ребусов, написание математических сказок. Например, создание сказок — один из самых интересных для обучающихся в начальных классах видов творчества. Вместе с тем это важное средство для их умственного развития.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, внеурочная деятельность, изучение математики, психолого-педагогическая литература, уровень развития, интерес, Образовательный процесс, педагогическое условие развития интереса обучающихся, проблема развития интереса, учебная деятельность.


Ключевые слова

интерес, внеурочная деятельность, познавательный интерес, уровни развития познавательного интереса, педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников, формы внеурочной деятельности

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Педагогические условия формирования эстетических потребностей младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена одному из важных направлений внеурочной деятельности начальной школы — формированию эстетических потребностей, воспитанию представлений младших школьников. Рассмотрены основные требования эффективного формирования эстетических потреб...

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Внеурочные занятия по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Данная статья рассматривает содержание и структуру познавательных универсальных учебных действий, а также внеурочную работу по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в начальных классах. Определены ...

Показатели и уровни познавательного интереса

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса. Обоснована необходимость формирования познавательного интереса учащихся средней школы. Представлены показатели и уровни развития познавательного интереса у старшеклассников при изучении шко...

Проблема формирования исследовательски ориентированной познавательной деятельности старшеклассников в педагогической теории и практике

Статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной и исследовательски-ориентированной деятельности у старшеклассников в процессе преподавания математики. Дается характеристика понятия «учебно-познавательной и исследовательски ориентированно...

Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока

Статья посвящена динамике познавательного интереса при изучении «Начального курса географии». Раскрыты понятия познавательного интереса школьников, причины его увеличения и снижения. Обоснована важность формирования познавательного интереса к изучени...

Похожие статьи

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Педагогические условия формирования эстетических потребностей младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена одному из важных направлений внеурочной деятельности начальной школы — формированию эстетических потребностей, воспитанию представлений младших школьников. Рассмотрены основные требования эффективного формирования эстетических потреб...

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Внеурочные занятия по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Данная статья рассматривает содержание и структуру познавательных универсальных учебных действий, а также внеурочную работу по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в начальных классах. Определены ...

Показатели и уровни познавательного интереса

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса. Обоснована необходимость формирования познавательного интереса учащихся средней школы. Представлены показатели и уровни развития познавательного интереса у старшеклассников при изучении шко...

Проблема формирования исследовательски ориентированной познавательной деятельности старшеклассников в педагогической теории и практике

Статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной и исследовательски-ориентированной деятельности у старшеклассников в процессе преподавания математики. Дается характеристика понятия «учебно-познавательной и исследовательски ориентированно...

Снижение познавательного интереса к географии учащихся 5–6 классов при использовании традиционной модели урока

Статья посвящена динамике познавательного интереса при изучении «Начального курса географии». Раскрыты понятия познавательного интереса школьников, причины его увеличения и снижения. Обоснована важность формирования познавательного интереса к изучени...

Задать вопрос