Данная статья рассматривает содержание и структуру познавательных универсальных учебных действий, а также внеурочную работу по математике как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в начальных классах. Определены и выявлены возможности формирования познавательных УУД у младших школьников в процессе внеурочных занятий по математике.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на ранних возрастных этапах обучения в школе — актуальный процесс начального школьного образования.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, начальная школа, внеурочные занятия, математический кружок.
В современном мире происходят значительные перемены, образовательный процесс постоянно требует усовершенствования. При этом необходимо учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Исходя из этого, не менее важным считается необходимость работать над усилением опоры на потенциал образовательных стандартов в соответствии с постоянно развивающимися и изменяющимися потребностями общества.
Процесс формирования личности индивида в системе образования обеспечивается, прежде всего, через развитие и усовершенствование универсальных учебных действий, выступающих базовой основой образовательного и воспитательного процесса. Универсальные учебные действия способствуют созданию возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и навыков. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
Актуальность процесса формирования умения учиться для человека в современном социуме выделяется практически во всех документах, в той или иной степени касающихся системы образования и законодательных положений, ориентированных на современную систему образования. Для начальной ступени обучения (начальная школа) приоритетным остается организация учебной деятельности, направленная на развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД) и формирование у учащихся готовности к обучению. Умение учиться — приоритетный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, а также формирования умений. Вся внеурочная деятельность в начальной школе регламентируется и строится согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) [1].
По мнению педагога-практика А. Г. Асмолова универсальные учебные действия представляют собой совокупную целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития [2].
Проблемой формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочные занятия занимались ученые методисты: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн и многие другие. В концепциях данных авторов и рассмотрены психологические основы, сущность, факторы и способы формирования познавательных УУД. Педагогические аспекты формирования познавательных УУД в образовательном процессе учащихся начальной школы нашли отражение в трудах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдов и др. Тем не менее, развитие познавательных УУД во внеурочной деятельности разработано в неполной мере. Существует противоречие между необходимостью формировать познавательные универсальные учебные действия у младших школьников через организацию внеурочной деятельности по математике и недостаточностью методического обеспечения.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал следующее: «В обучении школьников необходимо «постоянное… развитие в них желания и способности к самостоятельному, без помощи учителя, приобретению новых знаний».
Отметим, что до возникновения и окончательного оформления в самостоятельный термин «универсальные учебные действия», в трудах отечественных ученых педагогов и психологов исследовались вопросы формирования общеучебных знаний, умений и навыков обучающихся.
В своей статье мы остановимся на формировании познавательных УУД у учащихся начальных классов через внеурочные занятия по математике.
В процессе реализации практического этапа нашего исследования, был осуществлен поиск образовательных учреждений, в той или иной степени ориентированных на использование в организации образовательного процесса внеурочных занятий по математике в разных формах (кружковая работа, факультативные занятия, метод поисковой работы и решения нестандартных задач, проектная деятельности и т. п.).
Мы остановили свой выбор на МБОУ «СШ № 14» города Смоленска. Причины нашего выбора следующие:
- Заинтересованность руководящего и педагогического коллектива в процессе формирования познавательных УУД через организацию внеурочных занятий по математике (этот фактор выявился при личных беседах с директором школы, завучем по образовательной и воспитательной работе, а также с учителями начальных классов);
- Нацеленность учителей начальных классов применять нестандартные методики для организации образовательного процесса в начальной школе (организация внеурочных занятий по математике в форме факультативов, кружковых занятий, проектной деятельности и т. д.);
- Наличия в самой школе некоторых действующих внеурочных факультативов и кружков по математике и иным предметам для разных возрастных категорий учащихся, в том числе, и для учеников начальной школы.
Целью констатирующего этапа эксперимента было апробирование различных методик по диагностике уровня сформированности познавательных УУД младших школьников.
В ходе эксперимента нами решался ряд задач:
- Выявление и констатация уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников;
- Определение уровня информированности педагогов о технологии организации внеурочной работы по математике для формирования познавательных УУД;
- Определение уровня наполняемости содержательного компонента, и эффективности использования технологии организации внеурочной работы по математике для формирования познавательных УУД младших школьников (заданий и специфических методов работы) в образовательных программах и педагогическом процессе начальной школы;
В ходе констатирующего этапа исследования в обоих классах (2 «Б» и 2 «В») применялись методы тестирования, методы наблюдения на занятиях по учебным предметам, методы проективного диагностирования с целью выявления уровня сформированности познавательных УУД учащихся младшего школьного возраста, для этого нами были выбраны следующие методики:
- Методика Л. И. Аршавиной «Исключение лишнего»;
- Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку);
- Методика А. З. Зака «Логические задачи»;
- Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене.
Проанализировав данные, полученные после проведения констатирующего этапа эксперимента, мы сделали вывод, что у учащихся 2 «Б» и 2 «В» уровень сформированности познавательных УУД представлен средними и низкими показателями. На основании этого в течении 2,5 лет организовывали целенаправленную и систематическую внеурочную деятельность по математике, чтобы выяснить, будет ли успешным процесс формирования познавательных УУД через работу математического кружка «Просто о сложном».
В ходе работы по реализации плана кружковой работы при организации внеурочных занятий по математике во 2 «В» классе нами были использованы материалы с художественно-эстетической, математической, обще-познавательной направленностью, которые использовались в организации и проведении внеурочных занятий.
К планированию кружковой работы мы подошли с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста (образное мышление, применение игровых технологий в объяснении материала, использование большого количества наглядных материалов.
Мы организовывали наши занятия кружка систематически и точечно при взаимодействии с учителем диагностируемого класса. Нами были использованы игровые методики (подвижные игры на счет, логические головоломки, ребусы и т. п.), метод самостоятельной поисковой деятельности учащихся в комплексе с методом проектов, творческая деятельность учащихся (рисование, конструирование из бумаги и цветного картона и т. п.).
Приведем примеры тем некоторых занятий:
- Тема: «В гостях у геометрических фигур».
- 2.Тема: «Решение логических, нестандартных и комбинаторных задач».
- Тема: «Математические ребусы, кроссворды, шарады».
- Тема: «Многозначные числа».
Таким образом, мы можем отметить, что проведенные нами занятия и мероприятия способствовали закладке и развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
С целью проверки эффективности результатов формирующего этапа эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент, который был направлен на анализ уровня сформированности познавательных УУД младших школьников после организации внеурочной деятельности по математике.
Следует отметить, что в отличие от констатирующего этапа эксперимента, у учащихся, задействованных в формирующем этапе эксперимента, более ответственно и инициативно подошли к выполнению предложенных им заданий, о чем можно судить, по полученным результатам.
При организации экспериментального исследования, в соответствии с целью и задачами работы, в число респондентов были включены учащиеся 4 «Б» и 4 «В» классов (классы находились под наблюдением и реализацией практической части нашей работы со2 по 4 класс) (в 4 «Б» классе нами было протестировано 27 респондентов-учащихся младшего школьного возраста; в 4 «В» — 24 ребенка).
Сравнивая первичные результаты измерения уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников с результатами в контрольном этапе эксперимента (вторичные результаты), нами было отмечено, что уровень познавательного интереса у учащихся в классе, где был проведен формирующий этап эксперимента, значительно повысился. В том классе, где работа по формирующей части эксперимента не проводилась, уровень сформированности познавательных УУД младших школьников изменился незначительно.
Проведенное нами исследование способствовало стимулированию процесса формирования познавательных УУД младших школьников через применение внеурочных занятий по математике в образовательном процессе. Учителя начальных классов МБОУ «СШ № 14» стали учитывать полученные нами результаты и чаще организовывать внеурочные занятия по математике и другим предметам.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.:Просвещение, 2010.
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.