Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 28.12.2017

Статья просмотрена: 8645 раз

Библиографическое описание:

Тайлакова, Е. В. Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах / Е. В. Тайлакова, С. Б. Носова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13550/ (дата обращения: 15.11.2024).



Внеурочная деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах.

Целью внеурочной деятельности можно обозначить совокупность изложенных во ФГОС требований к результатам освоения основной образовательной программы, в первую очередь — это достижение метапредметных и личностных результатов. Данный факт определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, осуществлять применение знаний в реальной практике, принимать решения.

Внеурочная деятельность — это совокупность всех видов деятельности обучающихся, дающая им дополнительные возможности для самореализации. Она призвана помогать учителю реализовывать способности каждого ученика и создавать условия для индивидуального развития младших школьников.

Внеурочная работа содействует развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, мышления, речи, воображения; помогает развитию и формированию творческих способностей у учащихся; позволяет детям глубже понять роль математики в жизни людей; содействует воспитанию у детей культуры чувств: справедливости, чести, долга, ответственности, удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения.

Проведение всякой внеурочной работы требует серьёзной и трудоёмкой подготовки. В идеале в рамках внеурочной деятельности необходима совместная работа всех преподавателей, работающих в параллели, и, несомненно, родителей, так как уверенность в получении качественного образования повысит уровень доверия родителей к образовательной организации, вселит уверенность в реализации их требований к образовательным услугам. Возможно привлечение родителей учащихся, например, в качестве болельщиков, в роли консультантов или выступающих на устном журнале.

Условно можно выделить основные три вида внеурочной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Опыт различных учителей показывает, что не стоит увлекаться одной формой работы. Каждой из них свойственны свои возможности развивающего воздействия на обучающегося, свои достоинства и недостатки. Чаще всего на практике все эти три вида работ тесно связаны между собой.

По сравнению с классно-урочной формой внеурочная работа по математике имеет несколько особенностей.

Прежде всего, она по своему содержанию строго не регламентирована государственной программой. Но, тем не менее, математический материал на внеурочных занятиях предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. И таким образом, при подборе заданий по математике непосредственная связь с текущими программным материалом желательна, но не обязательна. Надо исходить только из общего уровня знаний и умений учащихся по математике. Это означает также, что сами задания по математике по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках (решение примеров, задач и т. д.). Даже желательно, чтобы они отличались, тем самым привлекая учащихся своей необычностью.

Следующей особенностью внеурочной работы по математике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Во внеурочной деятельности могут использоваться следующие формы работы: интеллектуально-познавательные квесты, математические турниры и бои, викторины, очные и заочные олимпиады, игры, конкурсы, фестивали, лекции, практикумы и т. д.

Классно-урочная форма чаще всего используется для учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку. Для внеурочной работы по математике дети из данной школы могут объединятся в группы, созданные на добровольных началах, причем обучающиеся могут учиться либо в том же классе, либо в разных классах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеурочной работы может меняться (например, состав редколлегии математической газеты).

Уроки математики планируются на 40 минут, но внеурочная работа в зависимости от содержания и формы проведения может быть рассчитана и на 2–3 минуты, и на целый час.

Но, конечно, внеурочная и классно-урочная работы имеют общие черты. В частности, в этих видах работы соблюдаются одни и те же дидактические принципы: сознательности; научности; наглядности; активности учащихся; а так же реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Как две части единого учебно-воспитательного процесса они не только содействует формированию знаний, умений, навыков и любви к математике, но и воспитанию моральных качеств.

Учащиеся занимаются математикой только на уроках, где у них нет возможности полюбить предмет, испытать и осознать притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей. Поэтому при организации внеурочной работы столь важно не только задумываться над ее содержанием, но и обязательно над методикой проведения, формой.

Несомненно, формы проведения и используемые на этих занятиях приемы должны удовлетворять ряду требований. Прежде всего, формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей. Они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Это имеет большое значение, так как внеурочная работа обычно проводиться после уроков и строится на добровольных началах. Для того, чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеурочной работе, необходимо проводить ее в необычной форме. И формы должны быть разнообразны. Чтобы удержать интерес младших школьников, особенно в первом и втором классах, нужно постоянно их удивлять, вносить что-то новое в их деятельность.

Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес к этому предмету или вовсе отсутствие такового у многих учащихся. Несомненно, интерес к математике зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Поэтому понятно, что формы проведения внеурочных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Внеурочная работа должна проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, которым мало тех знаний, которые они получают на уроке., и которые хотели бы больше узнать о своем любимом предмете и решить более трудные задачи. Но также внеурочная работа должна привлекать учеников, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеурочной работы, такие ученики станут больше уделять внимания математике.

Нарушение этих основных требований может привести к тому, что внеурочные занятия по математике будет посещать немного учеников или ученики вообще перестанут их посещать.

Многие формы внеурочной работы, в том числе и по математике, могут содержать в себе элементы игры, и наоборот, некоторые формы внеурочной работы могут быть частью математической игры. Введение игровых элементов во внеурочное занятие устраняет интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у них после длительного умственного труда на предыдущих уроках. В процессе игры дети, увлекшись, не замечают, что учатся. Для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых, игровой мотив одинаково действенен. Дети с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх. Математическая игра играет большую роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Она оказывает значительное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, способствует активности мыслительной деятельности, создает возможность для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. Математическая игра значительно отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес и желание поучаствовать в ней у большинства обучающихся. Целями применения математических игр можно назвать: развитие мышления, приобретение новых знаний, умений и навыков, углубление теоретических знаний, развитие мотивации учебной деятельности, самоопределение в мире увлечений и профессий, организация свободного времени, общение со сверстниками, воспитание сотрудничества и коллективизма, формирование адекватной самооценки, развитие волевых качеств, и др.

Начиная со 2–3 класса для углубленной работы с детьми, проявляющим особый интерес к математике, организуются математические кружки. Они способствуют расширению кругозора учащихся в различных областях математики. Кружки создаются на добровольных началах и должны проводиться систематически (2–3 раза в месяц), с постоянным составом учащихся параллельных классов одной школы. На занятиях кружка обучающихся знакомят со способами решения задач повышенной трудности, с новыми приемами вычислений, с некоторыми вопросами из истории математики. В рамках кружка методика проведения занятий должна быть продумана так, чтобы обучающиеся не только с интересом работали на самом занятии, но и активно готовились к нему. Задания должны быть интересными, и у участников кружка должна существовать возможность предлагать задания, а не только решать задания, предложенные учителем.

Еще одной формой организации внеурочной деятельности является математическая викторина — соревнование между командами или между отдельными лицами. Викторина занимает не так уж много времени по сравнению с другими формами организации, в том числе и во время ее подготовки. Именно поэтому она столь привлекательна для многих учителей. Викторины проводятся как для одного класса, так и для команд из различных классов. Основной целью проведения викторин можно назвать повышение интереса к математике у обучающихся. Чтобы в викторине могло участвовать большинство учащихся, в ней должны быть вопросы различной сложности.

Полезно для введения внеурочной работы наличие в классе математического «уголка» — специально отведенного, тематически оснащенного играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленного места. В нем размещается различный занимательный материал. Это могут быть вырезки из газет, журналов или инернет-источников с интересным материалом, задания с цифровыми данными для составления задач, математические газеты, созданные учащимися. Отдельно стоит сказать о математической газете. Она будет пользоваться успехом, если ее содержание будет отражать жизнь класса, его «математическую атмосферу», и, конечно, если занимательный материал будет связан с программным материалом. Возможно использование газеты для проведения разумного отдыха детей в некоторые перемены, в группе продленного дня, и даже во время прогулки. При выборе материала для газеты следует ориентироваться не только на тех учащихся, которые всегда активны, но и на средних и слабых детей. У них тоже должна быть возможность и поучаствовать в создании газеты, и в обсуждении материала газет.

Математическая олимпиада — это массовая и многоступенчатая форма соревнования. Она охватывает всех учащихся целого региона или его части. Такое построение позволяет принять в ней участие большому числу учащихся и выявить среди них самых одаренных. Олимпиады проводятся один раз в год. Школьные олимпиады проводятся в два тура. Первый тур с более легкими заданиями, для всех учащихся. Во второй тур попадают только те, кто набрал наибольшее количество баллов в первом туре. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиады. Они не должны дублировать материал учебника и быть стандартными. Необходимо, чтобы оны вызывали интерес учащихся. В настоящее время существуют различные онлайн-олимпиады, что позволяет учащимся в свободное время дома рассматривать интересные задания, не подвергаясь стрессу соревнования, увлекаясь только процессом решения.

Среди задач, которые можно решать на внеурочных занятиях много места отводится занимательным логическим задачам. Логическими называют такие задачи, для решения которых необходимо лишь логическое мышление, и не требуется математических выкладок и знания математических формул. Поэтому их можно использовать для работы с учащимися без явной связи с материалом из школьной программы. Задачи такого рода носят занимательный характер. К сожалению, их мало на страницах школьных учебников, но существует достаточное количество сборников и книг занимательного характера с такими задачами. В структуре таких задач заложено проявление и развитие таких элементов как догадка, смекалка, сообразительность, любопытство, любознательность. Основную роль при решении таких задач играет правильное построение цепочки рассуждений.

Таким образом, внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы — не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, воспитание у учеников определенной культуры работы над задачей, а также развитие памяти, внимания, мышления.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. — М., 1966. — 541 с.
  2. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста/Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.
  3. Спиваковская А. С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.:
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, задача, учащийся, возможность, класс, математическая игра, форма проведения, занимательный характер.

Похожие статьи

Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в основной школе

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Особенности обучения продуктивным видам деятельности в начальных классах

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности методической подготовки учителей начальной школы в области изучения величин на уроках математики

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных классов

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)

Похожие статьи

Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в основной школе

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Особенности обучения продуктивным видам деятельности в начальных классах

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности методической подготовки учителей начальной школы в области изучения величин на уроках математики

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных классов

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы)