Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 09.09.2018

Статья просмотрена: 676 раз

Библиографическое описание:

Марчук, Н. А. Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике / Н. А. Марчук, Н. К. Гульманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52531/ (дата обращения: 16.12.2024).



Глобальные изменения в различных сферах жизни общества требуют модернизации системы работы с учащимися в условиях реализации компетентностного подхода в образовании. Реалии современного мира требуют от выпускников школ, как от будущих специалистов различных сфер экономики, способность к обучению на протяжении всей жизни, высокую адаптивность к быстро меняющимся условиям, развитого критического, аналитического и креативного мышления. И особое значение в данном контексте занимает работа с одаренными и талантливыми детьми. Создание оптимальной обучающей среды, обеспечивающей выявление и развитие одаренности у учащихся, высокую реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач образования. Существует ряд государственных программ по поддержке талантливой и одаренной молодежи, создаются специализированные и профильные школы и классы, в которых обучение ведется по специальным программам обучения, проводятся олимпиады и интеллектуальные соревнования различного уровня. Но необходимо рассмотреть и другие эффективные возможности для развития способностей и одаренности доступные каждому педагогу на своем рабочем месте, при которых были бы охвачены все способные дети. Здесь целесообразно рассмотреть возможности развитие одаренности при обучении во всех общеобразовательных школах во время обучения и во внеурочной деятельности. Такой подход имеет ряд преимуществ — нет больших экономических затрат, учащийся не отрывается от естественной для него среды, создаются условия для реализации способностей детей по различным предметам. Современное образование уходит от «штампов», и прогрессивные учителя все больше времени уделяют поиску новых форм и методов работы с одаренными и талантливыми детьми.

Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому и критическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Поэтому особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей и одаренности на уроках математики и во внеурочное время, как одному из приоритетных способов мотивации учащихся в процессе обучения и воспитания гармонически и всесторонне развитой творческой личности. Как же построить систему работы по выявлению и развитию способностей и одаренности на уроках математики и во время внеклассной работы?

Первой проблемой, с которой сталкивается любой учитель при организации работы в новом ученическом коллективе, является выявление интересов, способностей и талантов детей. Выявление одаренности ребенка — длительный процесс, связанный с анализом его развития. Точная идентификация одаренности посредством какой-либо единовременной процедуры тестирования невозможна. Здесь необходима работа в тесном сотрудничестве с психологической службой и другими педагогами школы, а также с родителями учащихся, комплексный подход к оцениванию разных сторон поведения и деятельности учащегося, в том числе и математической. Психологической службой школы проводится психодиагностика всех учащихся, определяется коэффициент интеллекта (IQ). Учителя математики могут использовать в своей работе (для диагностики и выявления одаренных и способных детей) результаты тестов интеллектуальных способностей Равена, Кеттела, теста на определение математических способностей Зиверта. Для определения конкретных навыков учителями разрабатываются специальные тесты по математике высокого уровня сложности. Необходимо в своей работе опираться на валидные методы психодиагностики. Такие методы основываются на оценке поведения ребенка в реальной ситуации. Это анализ результатов деятельности ребенка, наблюдение, беседы, экспертные оценки коллег и родителей. Следует отметить, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности длительны и сложны, требуют высокой квалификации педагогов (часто и специального дополнительного обучения). Здесь огромную роль играет процесс самообразование учителя, изучение специальной литературы по одаренности, нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов поданному вопросу, дистанционные курсы и семинары и пр.

При выявлении и оценке одаренности ребенка очень важно определить и зону его ближайшего развития, что поможет при дальнейшей организации работы, выстраивании индивидуальной траектории обучения. Индивидуальные маршруты обучения позволяют не только прогнозировать ожидаемые результаты, но и наглядно видеть динамику роста или спада в каких-то областях знаний. Конечно, неформальный подход к разработке индивидуальной траектории обучения учащегося — это достаточно трудоемкий процесс и требует от педагога дополнительных затрат времени.

После выявления способностей детей следующим важной проблемой является организация процесса интенсивного обучения. Эффективной педагогической технологией в преподавании математики является технология дифференциации обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно данный метод способствует созданию оптимальной обучающей среды и условий для развития личности. Для выбора эффективных методов работы с одаренными детьми учитываются основные факторы и механизмы, определяющие развитие одаренности, а также особенности развития познавательной сферы и психосоциального развития, использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся.

Основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Очень актуально применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих. Формы, методы и приемы в рамках каждого урока математики должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию. Для повышения результативности целесообразно использовать следующие формы и методы работы: групповую работу, самостоятельную деятельность учащегося, исследовательскую и проектную работу, дискуссии, творческие задания, семинары и практикумы. Повышает эффективность и «плотность» урока использование различных современных средств информации: медиатеки, обучающих интернет-сайтов по математике, компьютерных игр и программ, электронных энциклопедий.

Учителям для работы с одаренными детьми очень удобно создавать так называемые «методические копилки». Данные «методические копилки» могут содержать систематизированные дидактические материалы такие как: тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике, логические задачи, разработки интеллектуальных марафонов, игр и прочее. Такая база тщательно разработанных или подобранных материалов способна частично облегчить подготовку учителя к уроку, при этом значительно повысив его эффективность. Проведение нестандартных форм уроков также повышает интерес и мотивацию детей к изучению математики: урок-КВН, урок — интеллектуальное шоу, урок-путешествие, урок-игра. С целью обмена опытом можно сделать данные уроки открытыми.

Формы и методы работы с учащимися во внеурочное время обладают огромными возможностями выявления и развития одаренности детей. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, внеклассная исследовательская и проектная работа учащихся.

Огромное значение в развитии способностей и одаренности приобретает включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в процессе которой формируются навыки практического применения теоретических знаний. Целесообразность включения проектно-исследовательской деятельности в роли дополнительного элемента обучения различным предметам подчеркивают педагоги и ученые мирового уровня. В процессе исследовательской деятельности у ребенка развиваются такие актуальные в современном мире навыки как умение самостоятельно добывать, классифицировать, анализировать и обобщать информацию, научные факты и явления. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность способствует «обучению технологии анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, правильному выстраиванию коммуникации, позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей и действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях, т. е. способствует в целом формированию умения инновационно мыслить» [1]. Именно данные навыки наиболее востребованы и актуальны в современном мире.

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста — учителя-предметника, научного сотрудника [3]. Достаточно сложно педагогу привлечь большое количество учащихся к исследовательской деятельности. Да и возрастные психологические особенности также накладывают некоторые ограничения. Поэтому для учащихся 5–7 классов проектные работы чаще всего носят реферативный характер с элементами исследования и аналитической деятельности. Темы для учеников среднего звена лучше выбирать совместно с учителем, обращая внимания на их доступность и актуальность для ребенка. Необходимо первоначальное формирование представлений об исследовательской деятельности, обучение детей структуре выполнения и правилам оформления исследовательской работы, ознакомление с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. Учащиеся старшего звена могут начать работу над исследовательскими и научно-исследовательскими проектами. Осуществлению данной деятельности очень помогает сотрудничество педагогов с региональными ВУЗами. Учащийся, помимо работы с учителем-предметником, может консультироваться с учеными и аспирантами ВУЗов. Тему, методы исследования, литературу старшие школьники согласуют с научными руководителями. Дальнейшая деятельность проходит в тесном сотрудничестве с учителем и научным руководителем. После выполнения проектно-исследовательских работ следует организовать их защиту внутри класса, затем внутри параллели и школы, далее возможно рекомендовать подать лучшие проекты на различные городские и региональные конкурсы научных проектов.

Существенным элементом для любого образовательного процесса является рефлексия. Ученики должны познать себя, оценить свои способности, возможности, интересы и стиль познания с тем, чтобы «найти себя», определить дальнейшие приоритеты и перспективы.

Необходимо и дальше развивать и совершенствовать методику работы с одаренными детьми, создавать для них комфортную и творческую среду, раскрывающую потенциал и уникальные возможности, способствовать их привлечению к исследовательской деятельности, так как одаренные дети — это интеллектуальный потенциал и будущее любой страны.

Литература:

1. Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления — генератора инноваций /Е. В. Королева //Исследовательская работа школьников. — 2010. — № 1. — C. 5–6

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.

3. Развитие творческой активности школьника / Под ред. А. Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.

4. Царёва С. Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и методические рекомендации учителю. Новосибирск, 1991.

5. Зильберберг Н. И. Приобщение к математическому творчеству. Уфа, Башкирское книжное издательство,1988.

6. Мухина С. А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, учащийся, метод работы, работа, развитие одаренности, развитие способностей, ребенок, современный мир, урок математики, внеурочное время.


Задать вопрос