Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 27.11.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119712/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья рассматривает методы развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики. Исследуются методы, которые способствуют развитию логического и критического мышления, а также навыков решения задач. Описаны способы использования игровых элементов и нестандартных заданий для повышения вовлеченности учащихся и повышения уровня их знаний.

Ключевые слова: развитие интеллектуальных способностей, младшие школьники, уроки математики, логическое мышление, критическое мышление, игровые задания, интерактивные материалы, логические задачи, творческие способности, олимпиады для школьников.

Изучение математики требует сосредоточенности и умственных усилий, что бывает проблематично для младших школьников из-за их возрастных особенностей. У детей этого возраста, обычно от 6 до 10 лет, еще только формируются ключевые когнитивные навыки, такие как произвольное внимание, логическое мышление и способность к длительной концентрации [1, с. 460]. Однообразные вычислительные задачи могут быстро вызывать утомление, снижать эффективность восприятия материала. Учителю важно создавать на уроке условия, которые стимулируют познавательную деятельность, делая процесс обучения увлекательным и мотивирующим. Это помогает развить не только интерес к математике, но интеллектуальные качества: долгосрочная память, умение анализировать и делать выводы.

Основное направление в развитии интеллектуальных способностей младших школьников — это формирование устойчивого внимания и познавательной активности. Чтобы дети лучше воспринимали учебный материал и не уставали от однообразных вычислительных заданий, учителям важно находить способы удержания их интереса на протяжении всего урока. Часто выполнение однотипных упражнений приводит к быстрой утомляемости и снижению активности, что может негативно сказаться на уровне усвоения материала [2, с. 67].

Введение игровых и интерактивных заданий способствует тому, что дети начинают воспринимать математику как интересное и увлекательное занятие, а не как скучную рутину. В одной из московских школ учительница начальных классов внедрила методику «математических станций». На каждом уроке ученики работают с разными станциями, каждая из которых предлагает уникальные задания: на одной станции дети решают головоломки, на другой — играют в математическое лото, на третьей выполняют задачу на логическое мышление. Это помогает учащимся оставаться активными и увлеченными. Ученики могут работать в парах или небольших группах, что развивает их навыки коммуникации и сотрудничества. Программа предполагает смену станций каждые 10–15 минут, что поддерживает внимание и позволяет разнообразить математическую деятельность. Получение положительных эмоций во время урока укрепляет внимание детей, делая их вовлеченными и активными на протяжении всего занятия.

Развитие логического и критического мышления у младших школьников важно для того, чтобы они учились находить решения с помощью анализа и рассуждений. Решение задач, требующих вдумчивого подхода, помогает детям осваивать разные методы и не бояться пробовать новые способы решения. Логическое мышление помогает детям понимать взаимосвязи между разными элементами задачи, а критическое — оценивать варианты решений, выбирая наиболее подходящий [3, с. 247]. Учитель может использовать различные подходы для развития этих навыков. Например, задания с несколькими возможными вариантами решения учат детей находить альтернативные подходы. Учитель может использовать различные подходы для развития этих навыков. Рассмотрим задачу: «В корзине лежат 12 яблок. Петя взял половину, а затем добавил туда еще 4 яблока. Сколько яблок стало в корзине?» Эту задачу можно решить разными способами: во-первых, вычислить количество яблок, оставшихся после того, как Петя взял половину (12 ÷ 2 = 6), а затем сложить оставшиеся яблоки и добавленные (6 + 4 = 10). Во-вторых, можно представить процесс в обратном порядке — отнять добавленные яблоки от итогового числа и сравнить с изначальным.

Еще один эффективный метод — задачи на логику. Они являются отличным способом развивать у школьников аналитическое мышление и способность находить решения в нестандартных ситуациях. Такие задачи требуют от учеников вдумчивого подхода, анализа условий и поиска связей между элементами [4, с. 210]. Они учат детей не только выполнять вычисления, но и понимать смысл задачи, выявлять закономерности и разрабатывать стратегии для её решения. Источниками для поиска таких задач могут послужить олимпиады для школьников, например, Кубок Гагарина, Всероссийская олимпиада школьников (ВОШ), а также различные математические конкурсы, такие как «Кенгуру» или «Математический бой». Эти мероприятия предлагают широкий спектр логических задач, направленных на развитие аналитического и нестандартного мышления у детей.

Кроме того, в образовательной практике популярностью пользуются задачки на классификацию и поиск закономерностей. Например, попросить детей распределить карточки с числами по определенным группам (четные, нечетные, кратные трём) или продолжить последовательность (1, 2, 4, 8,...). Такие упражнения помогают развивать умение выявлять логику и принципы, лежащие в основе числовых рядов.

Также, развитие творческих способностей и фантазии помогает детям научиться нестандартному мышлению, необходимому для поиска интересных и необычных решений. Когда школьники сталкиваются с задачами, которые требуют не только анализа, но и воображения, они проявляют свои творческие качества и открывают для себя новые способы изучения математики. Включение подобных заданий на уроках помогает детям увидеть математику с неожиданной стороны, а стремление к исследованиям и креативности делает изучение предмета интересным и захватывающим.

Еще одним методом развития интеллектуальных способностей являются игровые формы обучения. Игры на уроках помогают детям снять напряжение и привносят в учебный процесс динамику. Благодаря играм ученики могут переключаться между разными заданиями, что помогает избежать утомления и поддерживает их интерес к уроку. Учителя и репетиторы начали активно внедрять квесты для закрепления пройденного материала и поддержания интереса к учебе. Например, в некоторых школах квесты проводятся раз в месяц, и каждый квест включает серию логических задач и головоломок, которые дети должны решить, чтобы найти «клад». В ходе квеста дети решают уравнения, применяют арифметику для подсчета и учатся анализировать логические связи между задачами. Этот метод оказался эффективным не только для освоения математики, но и для развития командной работы.

Помимо этого, использование интерактивных и наглядных материалов становится важным инструментом в обучении младших школьников. Современные цифровые технологии позволяют не только наглядно демонстрировать сложные математические концепции, но и делают процесс обучения более увлекательным. Учителя могут использовать интерактивные доски, чтобы визуализировать задачи, демонстрировать геометрические фигуры или анимации, показывающие математические процессы [5, с. 131]. Например, можно изобразить, как делится круг на части, чтобы объяснить понятие дробей. Это особенно эффективно для детей с визуальным типом восприятия информации. Такие ресурсы, как «Учи.ру», «ЯКласс» или «LearningApps», предлагают задания, адаптированные под уровень ученика. Например, приложение может автоматически увеличивать сложность задач по мере их успешного выполнения. Это поддерживает интерес ребенка и позволяет ему чувствовать прогресс.

Таким образом, эффективное развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики возможно при использовании разнообразных методов обучения. Игровые тренинги, интерактивные упражнения и задачи на логическое мышление помогают учащимся лучше понимать и усваивать материал. Поддержание внимания, развитие критического мышления и умения работать в коллективе закладывают основу для дальнейшего успешного обучения и помогают ученикам формировать позитивное отношение к учебе.

Литература:

1. Кожогелдиева, К. М. Социально-психологические особенности адаптации к школе младших школьников / К. М. Кожогелдиева // Научный аспект. 2019. Том 4. № 1. С. 459–463.

2. Ларисова Е. В. Задания для развития логического мышления учащихся на уроках математики. Пачатковая школа, 2015. № 10. С. 65–68.

3. Шебаниц, И. В. Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов на уроках математики / И. В. Шебаниц // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей: Материалы конференции. — Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», 2021. — С. 247–250.

4. Никитина, П. А. Возрастные особенности развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста / П. А. Никитина // Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 декабря 2023 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2023. — С. 210–213. — EDN TEAOZA.

5. Ивановский, Ю. В. развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся шахматами / Ю. В. Ивановский // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования: Материалы IX Международной научно-методической конференции, посвященной году науки и технологий, Уфа, 15 марта 2021 года. — Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2021. — С. 128–132. — EDN HJEQAA.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, логическое мышление, ребенок, критическое мышление, школьник, задание, развитие, способность, урок математики, вдумчивый подход.


Ключевые слова

критическое мышление, творческие способности, младшие школьники, логическое мышление, логические задачи, уроки математики, игровые задания, развитие интеллектуальных способностей, интерактивные материалы, олимпиады для школьников

Похожие статьи

Задать вопрос