Современные технологии начального общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 13.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Е. В. Современные технологии начального общего образования / Е. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116641/ (дата обращения: 18.07.2024).



В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Ключевые слова: педагогические технологии, игровые технологии, игра, познавательная деятельность, структура игры, дидактическая цель.

Современный педагог — это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные способности.

Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на уроках современные педагогические технологии.

«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [6].

В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными являются игровые технологии.

Игровые технологии — это система психолого-педагогических методик, приемов для изучения воспитательного процесса, с применением различных игровых программ, это одна из уникальных форм обучения и эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Игры стимулируют умственную деятельность детей, а также развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игровые технологии позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на каждодневных уроках. Занимательные игры и игровые ситуации окрашивают урок эмоционально, помогают снять чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание, раскрывают способности детей, их индивидуальность.

В. А. Сухомлинский сказал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Ведь игра — это деятельность, труд и творчество. Дети, играя, развиваются. Развивают ум и человеческие качества.

При проведении уроков математики активно использую игры и игровые моменты. Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной задачей, которая поставлена на урок. У младших школьников развито наглядно-образное мышление, поэтому на уроках использую множество наглядности. Это и сказочные герои, и герои детских мультфильмов. Они создают нужное настроение. С целью развития интереса к математике и повышения активности детей на уроке, использую игры, которые помогают ребенку в дальнейшей жизни.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

– игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

– игры, включающие элементы поиска и творчества.

Каждая игра имеет структуру:

1) цель — что проверяем, что закрепляем, что изучаем;

2) правила — условие игры и как выполнять;

3) игровые действия.

Применение игр происходит на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при частично — поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.

Ученики младшего школьного возраста любят сказки. Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог плодотворной работы. При изучении математики обучающиеся помогают сказочным героям преодолевать трудности. Дети отправляются в путь, одолевая самые неожиданные препятствия, выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т. д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала.

Математика — один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, создавая тем самым условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Рассмотрим некоторые из игровых технологий на уроках математики в начальной школе [4].

Игры с использованием геометрического материала.

  1. Игра «Увлекательная геометрия».

Дидактическая цель: повторить и закрепить знания про геометрические фигуры.

Задание. Учитель предлагает учащимся назвать, на какие геометрические фигуры похожи предметы, которые нас окружают.

Учащиеся называют предметы, а учитель в это время с помощью презентации показывает, какое домашнее животное получается из угаданных геометрических фигур.

  1. Игра «Капитошка».

Дидактическая цель: повторить и закрепить знания про геометрические фигуры.

Карточка с геометрическими фигурами, картинка Капитошки. Капитошка нарисовал геометрические фигуры. Подул ветерок и все фигуры разлетелись и перемешались.

Задание. Помоги ему разобраться, где какая фигура. Обведи зеленым карандашом все квадраты, красным — все прямоугольники, синим — все треугольники. Цвет круга определи сам.

  1. Игра «Бабочки».

Дидактическая цель:повторить и закрепить приемы сложения и вычитания.

Оборудование: рисунки бабочек и цветов.

Содержание: на доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагаю отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и выполняют вычисления, затем сажают бабочек на цветы [3].

  1. Игра «Математический баскетбол».

Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.

Оборудование: картинки баскетбольных корзин с ответами, мячей с примерами.

Содержание: на доске баскетбольные корзины, дети объединились в команды, берут мяч с примером, называют ответ и бросают его в корзину.

  1. Игра «Математическая рыбалка».

Дидактическая цель: закрепить умение учащихся выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание.

Оборудование: рыбки с примерами, игрушечное ведерко.

Содержание: играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно — поймал рыбку. Кто больше наловит. Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.

  1. Игра «Шифровальщик».

Дидактическая цель: повторить, закрепить математические вычисления.

Оборудование:алфавит и цифры.

С помощью алфавита и цифр расшифровать слова в прямоугольниках.

Большой интерес вызывают у учащихся математические задания с логической нагрузкой [2].

  1. Игра «Животные и цифры».

Задание. Вам необходимо узнать, какие животные соответствуют цифре.

Для этого необходимо решить примеры [1].

Оборудование: картинки животных, примеры.

Таким образом, игровые технологии вносят в обучение разнообразие, содействуют увлекательной подаче материала, мотивируют учащихся к изучению нового. С помощью игры педагог может более эффективно работать с учащимися. Игровые технологии учат ребёнка работать в коллективе, приучают к самостоятельности, помогают развитию способностей. Ребёнок становится организованней. Преимущества игры можно перечислять бесконечно. Более продуктивной, прогрессивной, увлекательной и блестящей деятельности не найти [6].

Литература:

  1. Балашова О. В. Математические головоломки. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/02/02/ (дата обращения: 24.01.2024)
  2. Грушина Н. Е. Презентация для 2 класса. Игры «Шифровальщик», «Палиндромы». — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/02/02/ (дата обращения: 24.01.20204)
  3. Давлатова О. Ю. Математическая игра. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/10/28/ (дата обращения: 25.01.2024)
  4. Кунская Е. Г. Игровые технологии в начальной школе в условиях ФГОС. — URL: https://multiurok.ru/files/igrovye-tekhnologii (дата обращения: 30.01.2024)
  5. Михайлова В. В. Дидактические игры на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной активности. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/03/26/ (дата обращения 26.01.2024)
  6. Никитина С. А. Игровые технологии на уроках в начальной школе. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2021/11/04/ (дата обращения: 27. 01.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, урок, учащийся, начальная школа, познавательная деятельность, познавательный интерес, тренировка памяти, умственная деятельность детей, эффективное средство воспитания.


Ключевые слова

игра, Педагогические технологии, познавательная деятельность, игровые технологии, структура игры, дидактическая цель

Похожие статьи

Задать вопрос