Игра как средство мотивации на уроках математики в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 06.05.2019

Статья просмотрена: 1558 раз

Библиографическое описание:

Ганзина, С. Ф. Игра как средство мотивации на уроках математики в начальных классах / С. Ф. Ганзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58734/ (дата обращения: 19.10.2024).



Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока

Ш. А. Амонашвили [1, 15].

Без игры нет и не может быть полноценного умственного и психического развития. Как отмечает Сухомлинский В. А. «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, 272]. Она начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Для развития у школьника творческого мышления, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало.

Можно выделить несколько основных целей, побуждающих учителя к использованию игры как одного из основных методов развития математических навыков:

− Обучающие (знания, умения и навыки, приобретенные в процессе объяснения нового материала);

− Развивающие (побуждение к познавательному интересу, развитие способности сравнивать, сопоставлять, отождествлять, обобщать, делать выводы);

− Воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сознательного коллективизма в процессе игры).

Каждая игра имеет структуру:

1) цель — что проверяем, что закрепляем, что изучаем;

2) правила — условие игры и как выполнять;

3) игровые действия.

Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового материала, при частично — поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.

Важно также отметить, что существенную роль играют виды развивающих игр на уроках математики — это наглядные (раздаточный материал, демонстрационные схемы, любой иллюстрационный материал) и словесные материалы. К подвидам развивающих игр можно отнести индивидуальные, групповые и коллективные игры.

Рассмотрим несколько видов игр, применяемых в начальной школе для развития математических навыков.

1. Космонавты.

В данной игре класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На первой парте у каждой команды лежит ракета с примерами. Данная игра является групповой, в процессе игры (правильного решения задач, выигрывает одна из трех команд). Данная игра, помимо систематизации математических навыков, также способствует развитию коллективного мышления, работе в группе.

2. Поезд.

На доске вывешиваются картинки в виде вагонов поезда, требуется упорядочить числа от 1 до 10. На каждом вагоне обозначена определенная цифра, все числа в разной последовательности. Ученикам требуется расставить числа в правильной последовательности. Данная игра рассчитана как на группу из трех команд, так и на коллектив класса в целом.

3. Новогодняя елочка.

На доске вывешена фигура новогодней елки, дети подходят к доске и берут фигуру елочной игрушки, на обратной стороне которой обозначен пример, который нужно решить правильно, чтоб повесить на елочку. Игра «Новогодняя елочка» может выступать как отработка индивидуальных математических навыков, так и работа в группе, когда у каждой группы из трех на доске вывешивается своя елочка, которую они должны нарядить, и чем больше на елочке игрушек, тем больше баллов получает команда.

4. Солнышко.

В центральном круге солнца обозначены примеры, которые необходимо решить. По ходу решения каждого примера ответ вписывается в лучик. Игра может быть как коллективной, так и групповой, когда у каждой из трех групп на доске вывешивается свое солнышко с примерами.

5. Собери цветок.

На доске вывешивается цветок без лепестков. Лепестки располагают в разной последовательности, на каждом лепестке обозначено число от 1 до 10. Тренируем счет как в группе, так и коллективно.

Исходя из вышеприведенных примеров, можно сделать вывод, что самыми интересными и мотивирующими выступают задачи, направленность которых является коллективной, либо групповой. Ученики охотно вовлекаются в решение задач, где мотивирующим фактором выступает групповая игра. Тем самым происходит решение двух педагогических целей — обучающей (обучение работе в группе и коллективе), развивающей (развитие когнитивного мышления, реализация математических навыков). Во время игры дети внимательны, сосредоточены, дисциплинированны. Коваленко В. Г. считает, что математические игры очень хорошо сочетается с «серьёзным» учением. Использование на уроках математики игровых методов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра должна рассматриваться как мощный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка [2, 90].

Важно также отметить, факт того, что использование игр для развития математических навыков должно сопровождаться наглядным материалом. Несмотря на то, что выделяют два вида игр (наглядные и словесные), как упоминалось выше, наглядные игры или демонстрационные всегда имеют лучший результат, т. е. лучший уровень вовлеченности ученика в процесс. Игра должна сопровождаться наглядным материалом (ракета, солнышко, поезд и т. п.), раздаточным материалом (по большей части, если мы развиваем индивидуальные математические навыки).

Отметим также, что игра не должна отвлекать ученика от учебного процесса, а наоборот должна вовлекать в него. Поэтому учителю следует тщательно продумывать выбор и логику выбранной математической игры. Игра не должна унижать и огорчать ученика, а должна способствовать преодолению целей, развитию волевой и психо-эмоциональной сторон. Игра должна организовываться и направляться учителем, содержание игры должно доходчиво разъясняться, учитель должен убедиться, что условия игры понятны каждому участнику. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала — доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально. Положительную роль игра имеет, если результат подводится в конце урока, когда правильность/неправильность решения задач и примеров ясна ученика в момент обучения.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония. — М.: Школа жизни, 2013.
  2. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики — М.: 1990 г.
  3. Сухомлинский, В. А. Воспитание без наказаний — М.: Педагогика, 1981.
  4. Игры на уроках математики в начальных классах https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/ighry-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-nykh-klassakh
Основные термины (генерируются автоматически): игра, навык, вид игр, группа, наглядный материал, преодоление трудностей, процесс игры, раздаточный материал, урок математики, условие игры.


Задать вопрос