В данной статье приводится обзор работ зарубежных и отечественных авторов на тему внедрения дидактических игр в процесс обучения математике. Рассматривается отношение учителей к дидактическим играм, роль дидактических игр при обучении математике, польза дидактических игр.
Ключевые слова: дидактическая игра, воображение, анализ, синтез; умение сравнивать, обобщать, классифицировать; мотивационная деятельность, обучение, самооценка, самосознание, игровые упражнения, учебно-воспитательный процесс.
Одна из проблем современного образования это получение метапредметных результатов. Многие учителя все чаще используют дидактические игры в своей педагогической практике. Педагоги и дидактические эксперты внедряют дидактические игры для преподавания как теоретических, так и практических заданий по математике.
Для того, чтобы рассмотреть актуальность использования дидактических игр, обратимся к трудам Б. Онслоу, автор в 90-х годах уже исследовал положительные эффекты социального взаимодействия учеников во время дидактических игр [5]. Б. Онслоу обнаружил, что дискуссии между учениками и учителем необходимы во время игр, чтобы прояснить концептуальные конфликты и объяснить новые термины и математические задачи. Автор выдвинул следующие требования, которые необходимо выполнить, чтобы повысить эффективность усвоения математического материала при использовании дидактических игр в обучении: Дидактические игры должны быть внедрены в математическую учебную программу, используя математические термины, материалы и символы. Участие обучающихся должно быть активным на протяжении всей игры. Вмешательства учителя в игру является очень важной составляющей успешной дидактической игры, так как необходимо управлять игрой, чтобы помочь ученикам узнать новые термины, математические задачи и развить новые методы и способы решения примеров.
В 1992 году следующие авторы: J. Randel, B. Morris, C. Wetzel и B. Whitehill в своей работе [7] писали, что использование дидактических игр в обучении математике может быть полезно для мотивации учеников к работе во время урока. По мнению упомянутых авторов, лучшее понимание и запоминание предмета в играх обусловлено активным участием учеников в играх.
Роль дидактических игр в обучении также изучалась теоретическими и практическими методами. Так, например, в 1994 году С. Пулос и С. Снейдер в своей работе [6] уточняли, что дидактическая игра с правильной структурой помогает ученикам приобретать новые математические термины и навыки. В результате этих исследований, авторы предложили включать дидактические игры в учебную программу по математике в качестве альтернативного вида образовательной деятельности. Они обнаружили, что опыт, полученный в дидактической игре, которая проводится после того, как ученики ознакомились с новыми математическими терминами или навыками решения математических задач, помогает ученикам лучше понять и надолго запомнить изученный на уроках материал. L. Steffe и H. Wiegel в своей работе [8] сосредоточили своё внимание на том, как дидактические игры могут помочь ученикам в построении их математической реальности, а также улучшить их интерес к математике. В результате проведенного ими исследования, было выявлено, что дидактические игры вызвали спонтанную активность учеников на уроках математики и развитие у них математического мышления. Социальное взаимодействие учеников также было воспринято позитивно.
Австралийский университетский педагог Г. Букер занимается активным использованием дидактических игр в преподавании математики в начальных школах. В своей работе «Математические игры» [1] он описывает свой опыт и наблюдения, которые получил при применении дидактических игр на уроках математики. В своей работе он писал: «Ученики находят игры забавной деятельностью, которая не только мотивирует их, но и полностью захватывает их, что так необходимо для конструктивного обучения. Дети, которые не хотят учиться, как правило пытаются угодить своим родителям или учителям. Другие дети учат предмет, потому что им сказали, что математика будет необходима для их будущей жизни. Настоящий интерес к предмету ученика возникает тогда, когда он обучается, взаимодействуя с другими учениками. Этого можно добиться только в игре. По этим причинам игры занимают важное место в математическом образовании. Они предлагают условия, при которых могут быть построены и разработаны математические концепции. Игры улучшают навыки решения проблем учеников благодаря их необходимости открывать и использовать новые стратегии, и, как правило, они улучшают навыки других учеников благодаря их использованию в мотивационной деятельности. Они поддерживают социальные взаимодействия, ведущие к обучению. Дидактические игры способствуют развитию воображения».
Процесс обучения математикой можно рассмотреть на примере работы Питера Ванкуса [2]. В своей работе П. Ванкус уделяет внимание проведенным исследованиям, связанным с использованием дидактических игр как неотъемлемой частью обучения, позволяющей приобретать новые знания и развивать понимание новых математических понятий. Целью этих исследований заключалось в том, чтобы найти механизм для конструктивного отношения к преподаванию математики. В конструктивном отношении ученики учатся на собственном опыте посредством специально отобранных видов деятельности. Дидактические игры — одно из таких видов деятельности. В играх также был разработан язык, необходимый для работы с математическими понятиями.
Приведем результаты исследования, упомянутые в работе Ванкуса. Дидактические игры: 1. предлагают реальный контекст ученикам, где они могут полностью участвовать, и которые поддерживают конструктивное обучение; 2. увеличивают субъективную ценность математических знаний для учеников, поскольку эти знания необходимы для участия в игре, которая является желаемой деятельностью; 3. помогают ученикам строить математические концепции путем манипулирования объектами как частью игры, вербализации их деятельности, мыслей и установок; 4. требуют, чтобы ученики соблюдали правила игры, и это полезно для математических дисциплин, основанных на правилах; 5. более эффективны, когда они построены на основе математических идей, и для игры необходимо понимание определенных математических понятий или овладение определенными математическими навыками; 6. поддерживают учеников творчески строить новые идеи, которые они должны защищать перед другими игроками; 7. они дают стимулы проверять и проверять математические процессы других игроков, в этих учениках проверки больше полагаются на собственную проверку правильности этих процессов, вместо того, чтобы полагаться на заявления внешнего авторитета (учителя, учебника); 8. улучшают самооценку и самосознание учеников, поскольку случайные игровые элементы позволяют каждому ученику побеждать; 9. дают учителю возможность сосредоточиться на оценке истинной картины способностей учеников, а не оценивать их результаты в искусственных условиях. Выше были приведены мнения зарубежных авторов на тему применения дидактических игр в процессе обучения. Далее перейдем к работам отечественных авторов.
Рассмотрим несколько точек зрения по поводу использования дидактических игр на уроках математики. Акцент будет сделан на следующие темы: «Используют ли данные учителя дидактические игры на своих уроках?», «Отношение учителей к дидактическим играм», «Формируют ли какие-либо качества дидактические игры по мнению учителей начальных классов». Для многих учеников в первые дни в школе самым нелюбимым предметом становится математика, это можно объяснить тем, что у младших школьников еще не до конца развиты функции мыслительной деятельности, например, анализ, синтез, умение сравнивать, обобщать, классифицировать. Для того, чтобы избежать подобных трудностей, нужно с 1 класса пробудить в учениках интерес к занятиям математикой, увлечь и вовлечь в процесс обучения.
Как утверждает Анисимова Елена Владимировна учитель математики: «Для развития познавательного интереса к математическим знаниям я использую разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения…Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр, взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер» [3].
Учитель Яхина Екатерина Сергеевна в своей статье утверждает, что: «Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики…Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах урока, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания». [4].
Проанализировав различную литературу видно, что отношение к дидактическим играм среди учителей, как зарубежных, так и отечественных, положительное, но с использованием дидактических игр нужно быть аккуратными. Роль дидактических игр в обучении математики высока, по мнению авторов. Авторы в своих работах показали, какую именно пользу дидактические игры могут привнести в обучение математикой.
Литература:
- Booker G. Математические игры. Использование обучающих игр для обучения математике. — Wellington, 2000.
- Vankúš P. Didactic Games in Mathematics. — Bratislava, 2013. — 137 с.
- Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-didakticheskih-igr-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole-692023.html
- Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/01/21/metodika-ispolzovaniya-didakticheskikh-igr-na-urokakh
- Onslow B. Преодоление концептуальных препятствий: квалифицированное использование игры. Школьная наука и математика, 1990.
- Pulos, S. Sneider. Разработка и оценка эффективных игр для преподавания науки и математики, C. Иллюстрация для геометрии в координатах. Сосредоточение на проблемах обучения в математике, 1994.
- Randel J., Morris, Wetzel B., Whitehill C. Эффективность игр в образовательных целях, 1992.
- Steffe L., Wiegel H.. Когнитивная игра и математическое обучение в компьютерных микромирах // Журнал исследований в области образования детей. — 1994.