В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий. Инновационный подход в обучении русскому языку в национальных школах, организация обучающих игр способствует активизации деятельности учащихся, обогащению словарного запаса, развитию их разговорной речи и быстрому усвоению изучаемой темы.
Ключевые слова: инновационные процессы, интерактивные методы, коммуникативная компетенция, игровые методы обучения.
This article discusses the problems encountered in teaching Russian the pupils of primary schools. One of the effective methods of improving interest in the study the Russian language in primary grades is the introduction of new pedagogical technologies to the educational process. Innovative approach to Russian language teaching in national schools, the organization of training games promote to improving of pupils’ activity, enrichment of the vocabulary, the development of their colloquial speech and the rapid assimilation of the theme.
Keywords: innovative processes, interactive methods, communicative competence, educational gaming methods.
Модернизация содержания непрерывного образования в Узбекистане, как и во всём мире, характеризуется внедрением в учебный процесс инновационных технологий.
Современная школа и образование в целом, выступают авангардом социального и экономического развития общества, что обуславливает особую значимость изучения и развития инновационных процессов в системе образования. Реализация инновационных подходов в обучении русскому языку в национальных школах способствует активизации деятельности учащихся, позволяет разнообразить процесс обучения, повышает интерес к языку, стимулирует их творческую активность, способствует расширению кругозора, повышает речевую культуру.
Согласно государственным стандартам, основная цель обучения русскому языку в школе — это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции. Проблема коммуникативного развития в современной образовательной среде является одной из важнейших, поэтому существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, которые бы обеспечивали возможность реализации качественно новой личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы, связанной с обеспечением речевого и коммуникативного развития учащихся.
Обучая русскому языку, учителя — русисты сталкиваются с рядом трудностей, которые необходимо преодолеть, особенно в работе с учащимися младших классов. Основная трудность — отсутствие русскоязычной среды: учащиеся лишь на уроках имеют возможность услышать русскую речь и общаться на русском языке.
Многолетний опыт в школе показывает, что одним из самых эффективных методов повышения интереса к овладению русским языком в младших классах является организация игровой деятельности, которая является основным интерактивным методом обучения. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. Детям интересны игры — соревнования, состязания, ролевые игры. Школьники охотно копируют речевые образцы, имитируют интонацию, с которой их произносит учитель, любят участвовать в хоровой работе, с удовольствием поют русские песни.
Задача учителя состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.
Рассмотрим несколько игровых методов и приёмов, которые можно использовать как интерактивные технологии в начальной школе. Наилучшим материалом для активизации речевой деятельности учащихся, для развития навыков самостоятельного мышления являются занимательные словарные игры по русскому языку. Они повышают интерес к изучению русского языка, развивают память, логическое мышление, языковую интуицию. Урок, на котором используются лингвистические игры, никогда не бывает скучным. Задания такого рода не только развивают интеллект учащихся, но и стимулируют занятия русского языка. Приведу несколько примеров из своей практики. Игра «Загадочные слова». Эту игру можно проводить с учащимися 3–4-5 классов. Чтобы отгадать правильное слово, ученик должен заменить в данном слове одну букву другой, тогда он получит нужное слово.
Например:
- Венок пил молоко.
- Рустам — мой круг.
- Раъно испекла сорт.
- Мне мама купила красивый салат.
Также использую такие лексические игры, как: «Какое слово лишнее», «Мяч», «Домашние и дикие животные», «Овощи», «Фрукты». При повторении или закреплении изученной темы можно использовать кроссворды [3.32], составленные самим учителем, направленные на закрепление изученных слов.
Например, в 3 классе можно составить такой кроссворд: Впишите в клетки:
- Самое нужное слово
- Самое родное слово
- Самое дорогое слово
Ребята вписывают в клеточки слова:
мир, мама, Родина. В более старших классах кроссворды усложняются.
Использование интерактивного задания «Кластер» по теме «Моя Родина» в четвёртых классах развивает не только коммуникативные, но и социолингвистические компетенции детей.
Организация игровой деятельности на разных этапах обучения отличается задачами, объемом, соотношением с другими формами и образовательными методами. [2.67]
Ведущую роль в развитии коммуникативных компетенций принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации и формированиеследующих коммуникативных умений:
– готовность к сотрудничеству;
– толерантность;
– терпимость к чужому мнению;
– умение вести диалог;
– умение находить компромиссное решение.
В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости.
Сюжетно-ролевые и деловые игры обладают огромным потенциалом по формированию у младших школьников готовности к самостоятельной деятельности в реальной жизни. Их использование в начальной школе позволяет увлечь детей, способствовать их развитию, раскрытию талантов и индивидуальных качеств.
Таким образом, в процессе изучения программных тем целесообразно использовать педагогические технологии в форме игровых заданий, направленных на обогащение словаря учащихся, развитие их разговорной речи. Игры, подобные описанным, вызывают у младших школьников большой интерес, активизируют их деятельность, способствуют быстрому усвоению изучаемой темы.
Игра — как форма воспитания, также выполняет функции нравственного и эстетического развития, в ходе игры между детьми формируются дружеские коллективистские отношения.
Литература:
- Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент. 1999.
- Шабалина З. П. Учебно-воспитательная работа в первом классе четырёхлетней начальной школы. Москва. «Просвещение» 1988.
- Рахматова М. Р. Кроссворды и ребусы к каждой теме урока. Журнал «Узбекский, русский языки и литература в школе» № 6. 1991. с. 32.