Создание условий для реализации элементов «само» на уроке (самооценка и оценка деятельности других учащихся) в рамках познавательной деятельности
Автор: Игуменова Марина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 05.05.2015
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Игуменова, М. А. Создание условий для реализации элементов «само» на уроке (самооценка и оценка деятельности других учащихся) в рамках познавательной деятельности / М. А. Игуменова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8088/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время в научной и педагогической среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних и слабых). Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, открытием гимназий, лицеев, колледжей.
Личностно-ориентированное обучение тесно связано с тем направлением психологии, которое предлагает строить обучение в соответствии с принципом “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.
Главная цель математического образования — интеллектуальное развитие ученика, подготовка его к современной жизни, в которой без острой конкуренции уже не обойтись. Одной из форм такой подготовки является участие в олимпиадах.
Наибольших успехов в олимпиадах добиваются учащиеся с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями.
Одним из путей подготовки учащихся к олимпиадам является развитие их математических способностей, мышления, интеллекта.
Подготовку я начинаю с решения на уроках нестандартных задач, которые развивают учащихся. Рассматриваем различные подходы к решению. Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в этой работе. Эту группу ребят я приглашаю на дополнительное занятие, которое мы проводим один раз в неделю. На каждом занятии решаем десять олимпиадных задач, а для работы дома предоставляется пять задач на неделю. Хотя в наших условиях данный вид деятельности осуществлять очень тяжело, заинтересованные ребята всё-таки решают в течении недели данное задание.
Чем же мы занимаемся на дополнительном занятии?
План занятия.
1. Обсуждение домашнего задания.
2. Постановка цели данного занятия.
3. Объяснение учителем подхода к решению определенного типа задач.
Например:
- Текстовые задачи, которые решаются с конца.
- Геометрические задачи на разрезания.
- Текстовые задачи на переливания или взвешивания.
- Логические задачи.
- Арифметические задачи.
- Текстовые задачи на движение или работу.
- Геометрические задачи.
- Геометрические олимпиадные задачи очень разнообразные: разрезание фигур, построение и нахождение градусных мер углов.
Только задействовав три направления в подготовке учащихся к олимпиаде, можно ожидать успеха:
1. Работа учителя на уроке — решать задачи несколькими способами, доказывать теоремы различными методами; выделять главное в задаче, выделять существенные признаки понятия.
2. Внеклассная работа: проведение математических игр, соревнований; стенная печать.
3. Заочная работа: заочные конкурсы, проводимые через сеть интернет.
Учитель должен направить способных учащихся туда, где они смогут заниматься. Наша задача убедить их в необходимости развития талантливых людей.
В последние годы проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад. Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.
Основная цель школьных олимпиад:
- выявление талантливых ребят,
- развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся,
- создание необходимых условий для поддержки одаренных учащихся,
- распространение научных знаний среди молодежи.
Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа.)
Некоторые мои направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам.
Работа на уроке.
Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.
На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.
При изучении темы " Степень с натуральным показателем» можно предложить такие:
1. Сравнить: 6523 и 25517
2. Докажите, что 13+132+133+134+:+132009+132010 делится нацело на 7.
И таких примеров можно привести большое количество. Методической литературы для подборки заданий достаточно. Опыт мой и моих коллег показывает, большие трудности у учеников вызывают геометрические задачи. Хотя именно геометрия прекрасно развивает нестандартное мышление и выделяет людей способных заниматься математикой. Данный тип олимпиадных задач является самым обширным. Это задачи на разрезание, на построение, на нахождение углов; задачи, решение которых содержит идею, связанную с дополнительным построением.
Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке.
Для развития интереса к решению нестандартных задач по математике в программу урочных занятий включаю рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.
Упражнения на классификацию, абстрагирование и аналогию.
В процессе обучения в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия. Решение олимпиадных заданий вносит в формирование этих качеств мышления важную компоненту. Например, при выполнении упражнений, предназначенных для освоения приемов умственной деятельности «анализ» и «синтез», развивается гибкость мышления. А освоение приемов «абстрагирование» и «обобщение» способствует глубине мышления.
Но все же работа с сильными учащимися по математике — работа штучная — как на уроке, так и вне его. И если в классе есть несколько одаренных учащихся, то с ними необходимо организовать занятия на развитие их одаренности. Ни один талантливый ученик не должен потеряться. После выявления самых «звездных» школьников продолжаю работать с ними уже индивидуально.
Внеклассная работа.
Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Для себя выделяю следующие три вида внеклассной работы.
Индивидуальная работа — такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, зависимо от способностей и знаний ученика.
Групповая работа — систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней отношу дополнительное занятие, зачёты, ИГЗ. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.
Массовая работа — эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом. К данному виду отношу вечера, научно — практические конференции, декады математики, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.
Для подготовки к олимпиадам по возможности использую все эти формы.
В содержание внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой, включаю вопросы, выходящие за рамки школьной программы, но примыкающие к ней.
Неотъемлемой частью современного учебного процесса, становятся ИКТ. Использование ИТ во внеклассной работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Использование информационно-компьютерных технологий способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам. Стараюсь предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться. В своей работе опираюсь на интернет источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания.
Заочная работа.
Важным направлением подготовки учащихся к олимпиадам считаю заочную работу. Некоторые вузы, журналы, газеты часто объявляют различные конкурсы для любителей решать разнообразные задачи. Выполнение таких заданий способствует подготовке учащихся к олимпиаде.
Сегодня получила значительное развитие заочная олимпиада, которая обладает неоспоримыми достоинствами: доступностью, дешевизной, простотой организации, протяженностью во времени. Задания либо рассылают по почте управлениям образования, либо размещают в Интернете на сайтах образовательных учреждений. Олимпиады для школьников год от года набирают всё большую популярность. Надо ли в них участвовать? И в каких именно — ведь количество их растёт со скоростью снежного кома?
Цель заочных олимпиад — дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в таком конкурсе способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут зажечь путеводную звезду и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку. Призеры получают памятные сувениры и дипломы. Такие испытания больше оказывается развлекательно-познавательным. В то же время именно это позволяет делать их игровыми (в том числе компьютерными), интегрированными, эвристическими и т. п., основанными не только на школьной программе, но и далеко выходящими за ее рамки. Вот почему заочные олимпиады так популярны, ведь в первую очередь это отличный шанс проявить свои творческие способности, открыть в себе новые таланты, научиться логически мыслить, грамотно оформлять свои доводы.
В каких заочных олимпиадах принимать участие это наш выбор, просто необходимо найти время разобраться в большом ассортименте предложений и уделять внимание этим интересным конкурсам.
Жизнь человека — это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы о необходимых условиях подготовки учащихся к олимпиадам:
- Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов;
- Создание оптимальных условий для выявления одаренных учащихся, их интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
- Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;
- Развитие у учащихся логического мышления, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач;
- Совершенствование процесса обучения математики через организованную систему работ.
Похожие статьи
Оценка образовательных достижений учащихся как один из способов повышения качества обучения
Одним из возможных способов решения задачи организации контрольно-оценочной деятельности учителя является такая организация учебного процесса, в основе которой лежит формирование способов управления качеством обучения. В основе работы описание такой ...
Похожие статьи
Оценка образовательных достижений учащихся как один из способов повышения качества обучения
Одним из возможных способов решения задачи организации контрольно-оценочной деятельности учителя является такая организация учебного процесса, в основе которой лежит формирование способов управления качеством обучения. В основе работы описание такой ...