В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, младший школьник, урок математики, внеурочная деятельность.
Keywords: interest, cognitive interest, junior high school student, math lesson, extracurricular activities.
Актуальность развития познавательного интереса обусловлена тем, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования направлен на развитие активной, инициативной и интеллектуально развитой личности ребенка, стремящейся к познанию явлений окружающего мира и овладению способами деятельности для достижения результатов.
Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для младшего школьника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.
По мнению Вавилова Л. Н. «познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности» [3].
Познавательный интерес активизирует все психические процессы ребенка и на высоком уровне развития побуждает личность к постоянному стремлению к преобразованию действительности посредством деятельности (изменению, усложнению своих целей, выделению актуальных и значимых сторон в актуальной для них среде). реализация, поиск других необходимых путей, внедрение творчества).
Проблема развития познавательного интереса детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о ней многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: психологи Л. С. Выготский А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн; педагоги М. И. Лисина, Г. И. Щукина.
В психолого-педагогических условиях развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста Г. И. Андронова рассматривает такую организацию воспитательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации воспитательного процесса, адекватных возрасту и индивидуальным возможностям детей педагогических приемов взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата класса сверстников детей младшего школьного возраста, которая обеспечивает возможность целенаправленного педагогического воздействия на детей [1].
Формирование познавательного интереса у несовершеннолетнего учащегося приводит к возникновению внутренней цели деятельности учащегося, превращающей его в активного субъекта учебной деятельности. И тогда время, проведенное учеником на занятиях, становится не подготовкой к жизни, а самой жизнью, осмысленной и осмысленной для самого ученика.
«Эффективным орудием увеличения познавательного интереса у детей младшего школьного возраста представляется применение ситуативного познавательного заинтересованности. В случае если ребенку нравится преподаватель, то это также увеличивает познавательную активность школьника» [2].
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательный интерес, создавать детям психолого-педагогические условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.
Наблюдение за учебным процессом по математике в начальных классах и его анализ позволяет сделать вывод, что многим учителям просто не хватает умений и желания заинтересовать учащихся и предоставить им необходимую информацию в интересной и необычной форме подачи (например, с помощью игры). Поэтому урок часто представляет собой монотонное чтение материала учителя и вызов учащихся к доске для проверки усвоения материала. Следовательно, перед учителем всегда встает вопрос, как сделать уроки нескучными и продуктивными, вызывая тем самым интерес к теме.
Наиболее эффективным средством развития познавательных интересов к уроку математике является внеурочная деятельность.
«Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» — мнение Д. В. Григорьева [5].
Внеклассная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся, помогает ребенку осваивать новые виды деятельности и развивать мотивацию к обучению.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет в полной мере реализовать требования государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Особенности этого компонента образовательного процесса заключаются в обеспечении обучающимся возможности широкого круга деятельности, направленной на их развитие, а также самостоятельности образовательного учреждения в наполнении внеучебной деятельности конкретным содержанием. [8].
В ходе выполнения практической части выпускной квалификационной работы нами была организована работа по развитию познавательного интереса у учащихся 3 классов во время прохождения производственной практики (преддипломной).
Данная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ имени В. П. Брагина с. Бурен-бах-хаак. В исследовании принимали участие дети 3 класса количественным составом 40 учащихся: 20 человек 3 «А» класса — контрольная группа и 20 человек 3 «Б» класса — экспериментальная группа.
Исследование проходило в три этапа:
– констатирующий;
– формирующий;
– контрольный.
В ходе исследования использовался ряд диагностических методик:
Пoзнавaтeльныe интepeсы школьника. (K. H. Boлкoв), «Познавательная активность школьника» тест 1 и тест 2 (А. А. Горчинская), «Познавательная потребность» (В. С. Юpкeвич).
На основании полученных данных выявлено, что: 10 % (2 человека) в экспериментальной группе и 15 % (3 человека) в контрольной группе имеют высокий уровень, 50 % (10 человек) в экспериментальной группе и 55 % (11 человек) в контрольной группе имеют средний уровень и 40 % (8 человек) экспериментальной группы и 30 % (6 человек) контрольной группы имеют низкий уровень.
В ходе полученных данных можно считать, что уровень сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на 10 % ниже, чем в контрольной группе, это послужило поводом для дальнейшей работы.
Формирующий этап включал в себя математический кружок, который является наиболее распространённой формой внеклассной работы.
Задача кружка: углубить знания по предмету и подготовиться к олимпиаде.
В месяц проводится 8 уроков, в каждое занятие в кружке помимо основной темы включаю отдельные веселые вопросы по математике, упражнения по оригами, рассказы об известных математиках, обсуждение материалов из математических журналов, создание наглядностей по математике, привитие навыков при чтении дополнительной литературы.
Полезным и интересным для учащихся является выполнение творческих заданий: издание математической газеты, создание рукописного математического журнала, написание математических сочинений и сказок, подготовка проектов и научных статей.
Важно занять свое место за рулем — чтение математической литературы. Привить умение самостоятельно читать математическую литературу — одна из важных и в то же время одна из самых сложных задач внеаудиторной работы по математике.
На основании проведенной работы на контрольном этапе исследования повторно выявлен уровень познавательного интереса по методикам констатирующего этапа.
В ходе полученных данных на контрольном этапе исследования можно считать, что уровень сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на 15 % увеличился по сравнению с констатирующем.
На основании внеурочная деятельность по математике будут являться эффективным средством формирования познавательного интереса у младших школьников, если учитель начальных классов учитывает уровень сформированности познавательного интереса систематически использовать в процессе внеурочной деятельности задания по математики.
Литература:
- Андронова, Г. И. Понятие познавательный интерес: учебник / Г. И. Андронова. — СПб., 2016. — 34 с.
- Венгер, В. А. Развитие познавательных способностей: учебник / В. А. Венгер. — М.: Просвещение, 2016. — 80 с.
- Вавилова, Л. Н. Особенности развития познавательного интереса у младших школьников: учебник / Под общ. ред. В. М. Паниной. — Кемерово, 2017. — 94 с.
- Волковская И. И. Внеурочная деятельность учащихся в условиях реализации ООП начального общего образования // Управление начальной школой. — 2015. — № 8. — С. 51–61.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2016. — 233 c.
- Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: просвещение / А. Ю. Дейкина.- Кемерово, 2014.- 345 с.
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017). — Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 31.03.2022).
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015). — Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.04.2022).