В статье рассматриваются некоторые методические аспекты преподавания курсов внеурочной деятельности в профильных классах эстетическо-художественной направленности, реализуемых в рамках предпрофессионального обучения по основной образовательной программе среднего общего образования, предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов эстетическо-художественного профиля, дается критическая оценка подходам исследователей к определению понятия внеурочной деятельности и современных ожиданий участников образовательного процесса к преподаванию курсов внеурочной деятельности для обучающихся.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, предпрофессиональное обучение, эстетическо-художественный, среднее общее образование.
Проблемам использования современной совокупности принципов, подходов, приемов и средств обучения в целях развития у обучающихся навыков и умений в педагогической науке посвящены многочисленные публикации исследователей, которые вполне обоснованно пытаются предложить свои собственные, зачастую новаторские разработки, которые впоследствии становятся материалом для собственной профессиональной практики, в том числе педагогического сообщества. Курсы внеурочной деятельности, особенно в профильных классах, где отдельные учебные предметы включаются в образовательную программу для углубленного, то есть более широкого и глубокого изучения, к сожалению, не так востребованы для их методического обсуждения, а равно зачастую их обходят и исследователи. Вместе с тем, от использования важных образовательных инструментов и методически верного построения реализации образовательной программы по отдельным учебным предметам, несомненно, зависит качество обучения, особенно в профильных предпрофессиональных классах, которым пренебрегать не стоит.
Исследователи современных проблем педагогики, как уже было отмечено, достаточно противоречивы и в подходе к определению понятия «внеурочная деятельность». Например, один из коллег-педагогов, избирая реальный способ определения понятия внеурочной деятельности учащихся, указывает, что внеурочная деятельность может быть охарактеризована как целенаправленный учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время педагогическим коллективом и обучающимися на добровольной основе и с учетом интересов всех вовлеченных сторон [1]. В избранном другим исследователем подходе отмечается, что внеурочная деятельность — это элемент целостного образовательно-воспитательного процесса, характеризующийся системным характером, наличием технологического фундамента, учетом интересов и потребностей обучающихся и уникальным характером ее системы с инновационным подходом к ее реализации в рамках образовательной программы [2]. Соглашаясь с приведенными воззрениями относительно предмета и содержания внеурочной деятельности, вместе с тем следует отметить, что на актуальном этапе развития общего образования экспериментальная основа курсов внеурочной деятельности должна основываться, прежде всего, только на современных интересах обучающихся и оригинальном его содержании, учитывающих и социально-экономические интересы населения.
Старт предпрофессионального обучения в отечественном образовании был дан более, чем десять лет назад и, конечно, оно претерпело значительные изменения, которые показывают положительные результаты его внедрения в системе общего образования. Профессиональные образовательные организации стали активными участниками предпрофессионального обучения, за ними стали подключаться и социальные, индустриальные партнеры, которые готовы уже предоставить свои лучшие материально-технические и штатные ресурсы для сетевого взаимодействия со общеобразовательными организациями и вузами, что предопределило дальнейшее развитие общего образования через внедрение узкоспециализированных, ориентированных на будущую профессиональную деятельности курсов внеурочной деятельности в учебных планах общеобразовательных школ, в том числе участвующих в профильном предпрофессиональном обучении. Однако особый прикладной интерес представляет именно внедрение в предпрофессиональных классах эстетическо-художественной направленности курсов внеурочной деятельности как одного из элементов формирования компетенции к будущему выбору профессии, например, художника.
Слаженное развитие современной методологии среднего общего образования совершенно явно подчеркивает, что основной механизм реализации предметного подхода в образовательной деятельности может быть достигнут через дополнительное образование и внеурочную деятельность, которые, основываясь на вызовах современных интересов учащихся любого профиля в рамках освоения общеобразовательной программы среднего общего образования, предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, должны охватывать исключительный их интерес, иначе учитель сразу же теряет аудиторию среди своих учащихся, несмотря ни на какие предпринимаемые уже впоследствии воспитательные приемы.
Очевидно поэтому, внедряя в систему общего образования эстетико-художественные классы в предпрофессиональное обучение, государство поставило совершенно справедливо две важные задачи: повышение роли и авторитета творческих работников в обществе и государстве и раннее профессиональное самоопределение будущих художников, декораторов и архитекторов, в том числе посредством узкоспециализированных курсов внеурочной деятельности, погружающих еще со школьной скамьи будущего архитектора или художника в профессию. Можно вполне уверенно отметить, что такими курсами может стать, например, курс внеурочной деятельности «Основы внедрения Новой Лейпцигской школы в современное искусство», который раскрывает основные течения нового направления современного искусства, которые могут и расходиться со взглядами обучающегося и вполне вовремя повлиять на возможность изменения профессионального выбора будущей профессии. Однако и лекционный материал может преподаваться таким образом, чтобы он был понятен учащимся с учетом их возраста, с реальными примерами событий, поведения людей, которые могли наблюдать либо сами учащиеся, либо совместно с авторитетными для них взрослыми, что позволяет как раз успешно достигнуть и цели предпрофессионального обучения в эстетико-художественных классах.
Определенно представляют и научно-педагогический интерес и высказанные в современной педагогической науке воззрения на методику преподавания предметов из предметной области «Искусство» [3]. Например, один из коллег предлагает использовать материалы, размещенные на специализированных ресурсах учреждений, занимающихся поддержкой образовательных проектов в сфере культуры и искусства в качестве основы как для материально-технической базы реализации рабочей программы по предметным областям «Искусство», курсов внеурочной деятельности, так и как один из элементов фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости [4]. Другой исследователь, разделяя взгляды на активное использование интерактивных технологий в процессе обучения изобразительному искусству также отмечает, что учащимся необходимо наглядно демонстрировать не только конкретную изучаемую тему, но и с использованием метапредметных связей показывать, в частности, в различных формах контроля логическую связь между историей и изобразительным искусством через междисциплинарные задания, например, содержащие задание написать гуашью пример эпохального в истории витража муниципалитета, где живет или учится обучающийся [5].
Педагогическая наука и активная методическая деятельность по разработке и внедрению новых образовательных технологий в общее образование педагогическим сообществом, в особенности посредством включения в учебный план, план внеурочной деятельности общеобразовательной программы среднего общего образования, предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов эстетическо-художественного профиля, вызывающих ожидаемый образовательный интерес у учащихся и их законных представителей, решает для профессиональных участников образовательного процесса одновременно две задачи — стремление к повышению качества предпрофессионального эстетико-художественного образования и уровню удовлетворенности родителей учащихся от достигаемых образовательных результатов их детьми.
Литература:
- Кабарда, Н. С. Организация внеурочной деятельности школьников в системе профильного обучения с целью развития познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам / Н. С. Кабарда // Наука и перспективы. — 2018. — № 3. — С. 11–15. — EDN XVIZMD.
- Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2014.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»//СПС КонсультантПлюс.
- Алиева, А. Р. Современные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе / А. Р. Алиева // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 5(78). — С. 276–278. — DOI 10.24411/1991–5497–2019–00113. — EDN XHBOZN.
- Сергеева, О. В. Изобразительное искусство в школе: задачи и перспективы / О. В. Сергеева // Современное художественное образование: теория и практика: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника, Воронеж, 01 декабря 2023 года. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. — С. 46–50. — EDN LXFLFR.