Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 26.01.2022

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Дауренбекова, М. М. Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира» / М. М. Дауренбекова, А. С. Стамбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 326-330. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88258/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывается значимость использования интерактивных технологий и важность реализации в системе дистанционного обучения. Конкретными образцами иллюстрируются приемы применения наглядного, словесного и практических методов на уроках по дисциплине «Познание мира» для формирования у учащихся начальных классов знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. Приводятся примеры использования материалов учебно-методических комплексов и интернет-ресурсов для реализации обучения в условиях дистанционного обучения. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны дистанционного образования в аспекте возможности изучения знаний дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов в решении предоставленной проблемы. Особое внимание уделяется учету свойств формирования младших школьников на уроках «Познание мира», проводимых в системе онлайн-обучения.

Ключевые слова: уроки по предмету «Познание мира», методика преподавания, начальные классы, дистанционное обучение, интернет-ресурсы, информационно-коммуникационные технологии.

The article deals with the organization of distance learning in the discipline of for «Knowledge of the world» primary school students. The definitions of the discipline «Knowledge of the world», «teaching methods of primary classes», «distance learning» are discussed. The significance of the use of interactive technologies and the importance of their implementation in distance learning system is justified. Specific examples are given to illustrate methods of application of visual, verbal and practical methods at the lessons of «Knowledge of the world» discipline for forming knowledge of subjects and phenomena of the surrounding reality among primary school pupils. Examples are given of the use of educational-methodical complexes and Internet resources for the implementation of distance learning. Positive and negative aspects of distance education in the aspect of the possibility of learning knowledge of the discipline «Knowledge of the world» for primary schools pupils in the solution of the provided problem are considered. Particular attention is paid to the properties of the formation of junior schoolchildren in the lessons «Knowledge of the world», carried out in the system of online learning.

Keywords: «Knowledge of the world» lessons, teaching methodology, primary grades, distance learning, internet resources, information and communication technology.

1. В ведение

Дисциплина «Познание мира» имеет огромное значение для развития младших школьников. Цель предмета «Познание мира» — не только познакомить младшего школьника с этой областью, но и подготовить ученика к таким предметам средней школы, как история, география.

В организации дистанционного образования учащихся начальных классоврассматривается прежде всего применение интернет-ресурсов, ИКТ, активное использование электронных вариантов учебников и приложений к ним, работа преподавателя с обучающимися в режиме онлайн. Методически грамотное использование современных ИКТ позволяет преподавателю вступать с обучающимися в активный, «живой», интерактивный диалог (письменный или устный), что способствует продуктивному общению и обучению в режиме настоящего времени.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» (глава 1, статья 1) определяет дистанционное обучение (образование на расстоянии) как одну из самостоятельных форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств [1]. Проблемы дистанционного обучения, применения новых информационных технологий в обучении в разные годы исследуются в работах А. А. Андреев [2], Т. А. Бороненко [3], М. А. Воронина [4], С. И. Колбышева [5], А. И. Калинина [6], М. П. Карпенко [7], В. С. Федотова [8], Л.В Лысогорова [9], Е. М. Малитико [10], В. А. Волкова [11], С. А. Котова [12]. Н. Т. Сартаева [13], Н. Н. Лузанова [14], Т. М. Хусяинов [15], Б. Турмашева [16].

Дистанционное обучение — образовательный процесс при котором, основной формой является самостоятельное обучение. В дистанционном обучении преподаватель и ученик используют информационные технологии чтобы взаимодействовать между собой на расстоянии. А также учитываются возрастные особенности учеников 1–4 классов и планируется личностный подход к обучению к каждому школьнику, тем самым способствуя раскрытию индивидуальности и развитию учащихся начальных классов.

Цель исследования : Определение путей решения трудностей организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

  1. Анкетирование по теме «Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения» учеников 3 «А» класса средней школы имени Ж. Жакыпбаева.
  2. Выявление трудностей дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов в формате дистанционного обучения.
  3. Определение эффективности дистанционного обучения младших школьников.

2. Материалы и методы

В статье использовались такие методы как: государственный документ Закон Республики Казахстан «Об образовании» (глава 1, статья 1), методика научной литературы, учебников по теме исследования, демонстративные методы, иллюстрационный метод, проводилось анкетирование по теме «Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения» учеников 3 «А» класса средней школы имени Ж. Жакыпбаева, в опросе участвовали 23 ученика. В анкетировании задавались альтернативные вопросы, в которых ученик выбирал конкретные ответы. Метод анкетирования позволяет узнать более правдивый ответ за короткий промежуток времени. В демонстрационном методе обучения употреблялся наглядный пример, (иллюстрация карта Земного шара). Наибольшый результат данного метода достигается при самостоятельном изучении, как мы знаем, в дистанционном обучении это является основной формой. Исходя из этого, результативность демонстрационного метода в изучении дисциплины «Познание мира» значительно возрастает.

3. Результаты исследования

В Алматинской области село Сырымбет Средней школы имени Ж. Жакыпбаев у обучающихся 3 «А» класса проводился опрос с целью определения эффективности дистанционного обучения при проведении уроков предмета «Познание мира».

Для выявления достоинств и недостатков дистанционного образования были заданы ряд таких вопросов:

Вопрос 1. «Как вы считаете, что является достоинством дистанционного обучения»?»

Результаты анкетирования на вопрос

Рис. 1. Результаты анкетирования на вопрос

Итак, 79 % учеников утвердительно отвечают на вопрос, что это экономия времени и обучение в комфортной обстоновке, а 21 % отметили, что это освоение новых технологий.

Вопрос 2. «Что, по вашему мнению, является недостатком в дистанционном обучении?»

Результаты анкетирования на вопрос

Рис. 2. Результаты анкетирования на вопрос

Как видим, 57 % респондентов отметили, что они им не хватает личного общения с одноклассниками и учителем, а 43 % отметили, что иногда бывают непредвиденные обстоятельства (выход в интернет, технические проблемы).

Вопрос 3. «С какими трудностями вы чаще всего сталкиваетесь в дистанционном обучении?»

Результаты анкетирования на вопрос

Рис. 3. Результаты анкетирования на вопрос

Как видим, 86 % респондентов отметили, что они не имеют достаточного навыка, чтобы подключится к видеотрансляциям, а 10 % отметили, что отсутствие гаджетов с выходом в интернет, и 4 % отметили, что прикрепление домашнего задания доставляет некоторые трудности.

4. Обсуждение

В опросе мы узнали ряд проблем с которыми сталкивается ученик начальных классов а также предлагаем пути решения некоторых проблем. Таким образом, нами было предложено ряд решений проблем в дистанционном обучении.

Решение 1. Нехватка личного общения; учитель может проконсультироваться и провести родительское собрание, важно, чтобы родители уделяли достаточное количество времени ребенку, тем самым дополняя недостаток общения и помогая ему в обучении.

Решение 2. Подключение к видеотрансляции и прикрепление домашнего задания; учителю необходимо помочь ученикам войти к видеотрансляциям, провести факультатив, показать инструкцию в виде слайда или обучающего видео [https://www.youtube.com/watch?v=IyVUCjEywAo], [https://www.youtube.com/watch?v=o1KpKJw0M6Q].

Дистанционное обучение гарантирует целостность и преемственность всех этапов учебного процесса, объединяет дидактические комплексы с конкретным процессом обучения и независимой работой, вызывает познавательную деятельность учащихся, помогает эффективно вести статистику успеваемости и диагностировать уровень сформированных у обучающихся компетенций.

Форматы дистанционного обучения:

— использование интернет-платформ;

— через телеуроки;

Кроме того, существует множество учебных порталов, например, kundelik. kz, bilimland. kz, daryn. online, известный мессенджер WhatsApp, Zoom, Discord и. т.д

Цифровые образовательные ресурсы:

— Mektep.

— Оpiq.

— Microsoft TEAMS;

— GoogleClassRoom.

на которых можно найти необходимые упражнения.

Электронное приложение к учебнику можно использовать на уроке при фронтальной работе. Опрашивая обучающихся, педагог самостоятельно выполняет задания и тем самым визуально подкрепляет правильные ответы учащихся.

В электронное приложение включены мультимедийные ресурсы различных типов: фотографии, анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты.

В условиях дистанционного обучения демонстрация натуральных объектов для целостного формирования представлений о них может быть невозможна, поэтому требует употребления дополнительных средств: звукозаписи, слайдов с разной проекцией предмета изображении, видеоматериалов. Например, на уроке по теме «От чего зависит климат на Земле?» [16] определить характеристики ключевых типов климата можно продемонстрировать на иллюстрации карты Земли. Вместе с обучающимися необходимо основательно рассмотреть изображение и отметить с помощью курсора (вместо указки) его части: полярные климатические пояса, умеренные климатические пояса, тропические и экваториальный климатические пояса. Затем, при необходимости, можно показать каждую часть отдельно. При закреплении темы «От чего зависит климат на Земле?» целесообразно употреблять таблицу с интерактивных образовательных платформ.

Практически все вышеперечисленные средства наглядности представлены в электронных материалах по предмету «Познание мира».

5. Заключение (выводы)

В заключении мы определили достоинства и недостатки дистанционного обучения для учащихся начальных классов. Достоинства дистанционного обучения: большой объем в усвоении учебной информации за счет объединения аудио-, видео- и анимационных эффектов в единый урок или презентацию а также дает большие возможности в организации дисциплины «Познание мира» у младших школьников. Среди недостатков следует отметить то, что ученикам не хватает настоящего общения с учителем и с одноклассниками, за счет чрезмерной комфортабельной обстановки дома, у учеников пропадает дисциплинированность, младший школьник не может сконцентрироваться в обучении дома из за громкого шума, плохой связи в интернет, посторонних людей в комнате, где проводится урок, а также, материальном положении родителей, которые не могут обеспечить всех детей современными гаджетами.

Провели социальный опрос в виде анкетирования учеников 3 класса, определили ряд проблем, которые могут возникнуть, предложили некоторые решения проблем для учеников начальных классов. Мы предложили пути решения проблем такие как: нехватка личного общения, сложность подключении к видеотрансляциям, прикрепления домашнего задания. Но к сожалению, нельзя отрицать неисправимые проблемы дистанционного образования такие как непредвиденные обстоятельства, в самый неподходящий час у обучающегося могут быть технические проблемы, может отключиться свет и выход в интернет не будет доступным, материальный недостаток, наличие тех или иных гаджетов. Даже при сильном желании ученик может пропустить урок. В этом случае дети становятся зависимыми от обстоятельств и технических средств. Есть и другая сторона медали, это достоинства дистанционного обучения. При проведении урока «Познание мира» в дистанционном формате у преподавателя появится возможность найти подход к каждому ученику, тем самым развить индивидуальность каждого школьника. А также можно организовать групповые задания, при которых дети должны будут проявить креативность и работать в команде. Особенностью младшего школьника является неустойчивое и кратковременное внимание. Ученику не очень интересно, если урок будет однообразным. В дистанционном обучении это легко можно исправить, достаточно провести урок по методу игры, это можно сделать на таких платформах как: Discord, Minecraft и. т.д. Благодаря высокоразвитому непроизвольному вниманию детей все красочное, яркое привлекает их внимание. С помощью метода игры преподаватель может заинтересовать учеников без посторонних усилий. Таким образом, в сравнении с традиционном обучением дистанционное образование имеет ряд вышеперечисленных преимуществ. В статье мы осветили свою точку зрения в организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (глава 1, статья 1) http://sdo.ukgu.kz/sites/default/files/08_02_16/9.htm — электронный.
  2. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения / А. А. Андреев. — Москва: РАО, 1999. — 120 с. — Текст: непосредственный.
  3. Бороненко, Т. А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / — Текст: непосредственный // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 227–243.
  4. Воронина М. А. Использование информационных технологий для формирования познавательных действий младших школьников // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Самара, 04–05 октября 2018 года.. — Текст: непосредственный.
  5. Колбышева, С. И. Организация учебной деятельности слушателей дистанционной формы обучения / С. И. Колбышева. — Минск: РИПО, 2016. — 41 с.: ил. — ЭБС Айбукс. -- Текст: электронный.
  6. Калинина А. И. Дистанционное обучение как часть системы непрыровного оброзования и роль самооброзования в дистанционном обучении //. — Текст: непосредственный // Научный диалог. — 2019. — № 1. — С. 210–215.
  7. Карпенко М. П. Дистанционное оброзование: опыт становления и развитие № 3, Март 2007, C. 63–68— Текст: непосредственный.
  8. В. С. Федотова Дистанционные оброзовательные технологии в учебно методическом сопровождении научных иследований — Текст: непосредственный // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 227–243.
  9. Лысогорова Л. В. Реализация деятельностного подхода к обучению младших школьников посредством использования цифровых образовательных ресурсов // Гуманитарные балканские исследования. — 2020. — Т. 4. — № 4 (10). — С. 11–13. 2.. — Текст: непосредственный.
  10. Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования // Право и образование. — 2000. — № 1(2). — С.42–54.— Текст: непосредственный.
  11. Волкова, В. А. Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге / В. А. Волкова. — Текст: непосредственный.
  12. Котова С. А. Организация дистанционного обучения в начальной школе / С. А. Котова, Е. А. Булаева // Общество: социология, психология, педагогика. — 2015. — № 1. — С. 38–46. — Текст: непосредственный.
  13. Sartayeva, N.T., Kenesbaev, S.M., Zhailauova, M.K., Nurzhanova, S.A., Stambekova, A.S. (2018), Possibilities of the subject 'information and communication technologies' in accustoming primary school students to research activities. International Journal of Interactive Mobile Technologies, 12(6), 35–46. https://online-journals.org/index.php/i-jim/article/view/9622
  14. Лузанова, Н. Н. Создание условий самореализации школьников в дистанционном обучении / Н. Н. Лузанова // Непрерывное образование. — 2017. — № 2. — С. 76–79.
  15. Хусяинов Т. М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2014. — № 4. — С.30–41.
  16. Учебник для 3 кл. / Б. Турмашева, С. Салиш, В. — Алматы: Атамұра, 2018. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, класс, ученик, дистанционное образование, дистанционное обучение дисциплины, домашнее задание, личное общение, младший школьник, результат анкетирования, школа имени.


Похожие статьи

Применение сервиса LearningАpps для организации дисциплины «Познание мира» в формате дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы применение сервиса LearningАpps в формате дистанционного обучения. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «игровая технология» как метод обучения младших школьников, «дистанционное обучение». Разрабатывал...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Специфика работы преподавателя немецкого языка с одарёнными воспитанниками

Статья посвящена рассмотрению специфики организации педагогической работы с одаренными детьми (из опыта работы преподавателя немецкого языка Ставропольского президентского кадетского училища — СПКУ). В исследовании рассмотрены теоретические подходы к...

Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе

Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Похожие статьи

Применение сервиса LearningАpps для организации дисциплины «Познание мира» в формате дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы применение сервиса LearningАpps в формате дистанционного обучения. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «игровая технология» как метод обучения младших школьников, «дистанционное обучение». Разрабатывал...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Специфика работы преподавателя немецкого языка с одарёнными воспитанниками

Статья посвящена рассмотрению специфики организации педагогической работы с одаренными детьми (из опыта работы преподавателя немецкого языка Ставропольского президентского кадетского училища — СПКУ). В исследовании рассмотрены теоретические подходы к...

Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе

Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку

Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Задать вопрос