Статья посвящена рассмотрению специфики организации педагогической работы с одаренными детьми (из опыта работы преподавателя немецкого языка Ставропольского президентского кадетского училища — СПКУ). В исследовании рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «одаренный ребенок», а также определены ключевые личностно-когнитивные характеристики обучающихся. Представлен профессиональный опыт преподавателя немецкого языка СПКУ: выделены ключевые формы работы с одаренными воспитанниками (акселерация и амплификация), а также охарактеризованы основные виды учебной деятельности, продемонстрировавшие эффективность. В заключении обоснована важность использования индивидуальной образовательной траектории при работе с одаренными воспитанниками.
Ключевые слова: индивидуальный подход, работа с одаренными воспитанниками, виды учебной деятельности, акселерация, амплификация.
The article is devoted to consideration of organizing pedagogical work specifics with gifted children (from the experience of a German language teacher at the Stavropol Presidential Cadet School — SPCS). The study examines theoretical approaches to defining the concept of a «gifted child», and also identifies the key personal and cognitive characteristics of such students. The professional experience of a SPCS German language teacher is presented: key forms of work with gifted children (acceleration and amplification) are highlighted, and the main types of educational activities that have demonstrated effectiveness are presented. In conclusion, the importance of using an individual educational trajectory when working with gifted children is substantiated.
Keywords: individual approach, gifted children, types of educational activities, acceleration, amplification.
Индивидуальная работа с одаренными и талантливыми обучающимися становится все более важным аспектом педагогики в России. Первоначально основное внимание уделялось детям с ограниченными возможностями, поскольку предполагалось, что талантливые воспитанники легко справляются с учебным процессом и поэтому не нуждаются в дополнительной поддержке. Однако с течением времени стало появляться все больше исследований, подтверждающих необходимость индивидуальной работы с одаренными обучающимися: оценка потребности в выявлении и индивидуальном продвижении выдающихся способностей и учебных компетенций.
В Российской Федерации первой программой, направленной на работу с одаренными детьми, стала Федеральная целевая программа «Дети России» и её подпрограмма «Одарённые дети», разработанная в 2007 г. [2]. Именно в этом документе на нормативно-законодательном уровне впервые обосновывается важность индивидуальной работы с детьми, проявляющими выдающиеся способности. В настоящее время на государственном уровне работа с одаренными закреплена Постановлением Правительства РФ от 19.10.2023 N 1738 «Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» [3]. Отсюда, рассмотрение специфики работы преподавателя немецкого языка с одарёнными воспитанниками представляется актуальной темой для исследования.
В соответствии с Приваловой Г. Ф. под способностью понимается «склонность человека к определенным достижениям», тогда как под выдающимися способностями (одаренностью) понимается «потенциальная способность человека к выдающимся достижениям» [4]. Процесс обучения представляется как механизм превращения потенциальных способностей в выдающиеся достижения, при этом личностные факторы, а также воздействие окружающей среды оказывают существенное влияние на учебный процесс.
Зарубежные и отечественные ученые представляют различные характеристики одаренных детей, при этом среди существующих классификаций можно выделить следующие общие черты: высокая скорость обучения, глубина и сложность понимания, высокий уровень развития логических способностей, развитые метакогнитивные компетенции, склонность к нестандартному мышлению / творческим способностям [4]. Помимо характеристик обучения и мышления при организации работы с одаренными детьми педагогу важно учитывать такие аспекты, как отношение к учебному процессу, интересы и особенности социального взаимодействия обучающихся. Кроме того, одаренные воспитанники, как правило, имеют более высокие лингвистические способности, позволяющие им эффективно использовать язык для получения, понимания и выражения информации.
Одаренные обучающиеся приобретают языковую компетенцию раньше, чем их сверстники, большинство из них обладают отличительными характеристиками, основанными на их более высоких вербальных компетенциях. Эти характеристики включают в себя: чтение раньше времени (до начала обучения в школе или сразу после поступления в школу), обширный словарный запас, продвинутый уровень аналитических навыков, отсутствие необходимости выполнять какие-либо подготовительные задания к чтению, большой интерес к языковым навыкам и чтение разнообразной литературы [5].
Работа с одаренными воспитанниками напрямую связана с концепцией индивидуально-личностного подхода в педагогике, направленного на приоритет учета индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Данный психолого-педагогический принцип является основополагающим вектором современного образования [1]. В практике работы преподавателем немецкого языка в Ставропольском президентском кадетском училище (СПКУ) индивидуально-личностный подход является приоритетным направлением организации образовательного процесса, в т. ч. в работе с одаренными воспитанниками.
Среди применяемых форм обучения одаренных обучающихся в СПКУ можно выделить два ключевых направления:
- Акселерация (т. е. ускоренное обучение);
- Амплификация (т. е. углубленное обучение) [6].
В первую очередь их можно вывести непосредственно из характеристик одаренных воспитанников, поскольку ускоренные формы обучения требуют высокой скорости обработки информации, тогда как углубленное обучение требует высоких аналитических способностей. Однако эти концепции тесно связаны, т. к. формы ускорения способствуют созданию пространства для развития обогащения. Комбинация данных принципов является технологией построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом их выдающихся способностей.
Применение технологий ускоренного обучения позволяет освоить учебную программу раньше или завершить ее быстрее (т. е. уплотнение учебной программы), что в большинстве случаев влечет за собой сокращение времени обучения. С другой стороны, использование принципа амплификации позволяет вносить дополнения и углубления в обычную учебную программу или углубляться без сокращения общего времени обучения.
Отсюда, используемые методики и педагогические технологии работы с одаренными воспитанниками в практике преподавания немецкого языка в СПКУ можно представить в виде таблицы (табл. 1):
Таблица 1
Формы работы с одарёнными воспитанниками в СПКУ
Акселерация |
Амплификация |
Смешанная форма |
— Участие в занятиях старших классов |
— Индивидуальная работа с обучающимися — Дополнительные занятия — Участие в профильных олимпиадах различного уровня — Сотрудничество с высшими учебными заведениями |
— Углубленное изучение предмета по индивидуальной образовательной траектории |
Языковая учебная программа для одаренных обучающихся должна включать продвинутый уровень содержания и материалов, открытые виды деятельности, предоставлять одаренным обучающимся возможности для творчества, а также междисциплинарную работу. Объединив эти компоненты, можно разработать целостную структуру обучения одаренных воспитанников.
Среди используемых видов деятельности при работе с одаренными воспитанниками на уроках немецкого языка можно выделить следующие:
- Проектная работа и научно-исследовательская деятельность. Данные формы заданий могут помочь одаренным обучающимся «выйти за рамки» стандартной учебной программы и проявить свои способности в поиске инновационной информации, ее анализе и формулировании выводов. Кроме того, такие виды деятельности способствуют подготовке воспитанников к обучению в высших учебных заведениях, написанию научных работ.
- Организация брейн-рингов, дебатов и «мозгового штурма» для одаренных воспитанников. Данная методика позволяет реализовать потребность одаренных обучающихся в самореализации, наладить их социальные контакты путем группового взаимодействия. Результатом работы по объединению талантливых воспитанников с различными «сильными» сторонами интеллекта может стать совместный проект или работа для участия в конкурсе.
- Использование имитационно-ролевых игр. Данная технология позволяет реализовать коммуникативную направленность обучения немецкому языку, обосновать важность его изучения для практического применения, мотивировать одаренных воспитанников к улучшению коммуникативных навыков.
- Использование кейс-технологий.
Представленные формы работы объединяет то, что они используют формы саморегулируемого непрерывного образования (например, индивидуализированную и проектную работу) для поддержки одаренных воспитанников СПКУ. Такие виды деятельности являются эффективными, поскольку ключевой задачей современного образовательного процесса выступает концепция «научить ребенка учиться» [4]. Отсюда, формы обучения, основанные на исследованиях и анализе, требуют углубленных (мета)когнитивных компетенций, в которых одаренные обучающиеся превосходят других.
Таким образом, одаренные воспитанники отличаются от своих сверстников с точки зрения индивидуальных характеристик и потребностей, эти различия включают в себя компетентность с точки зрения языкового развития, концентрации и продолжительности внимания, креативности, критического мышления и сильной памяти. Исследование подтверждает важность индивидуальной траектории обучения одаренных воспитанников, включающую многоплановость и творческие аспекты, поскольку традиционные школьные программы не могут в полной мере обеспечить образовательные потребности таких обучающихся.
Литература:
- Ельжасов И. Б. Особенности работы с одаренными учащимися в инновационной школе / И. Б. Ельжасов // Вестник "Өрлеу» — kst. — 2017. — № 3(17). — С. 32–38.
- Закиров А. А., Берман С. С. Формирование государственной политики в области работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в условиях инновационного развития России // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 16. — С. 267–272.
- Постановление Правительства РФ от 19.10.2023 N 1738 «Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_460054/56583c6a5dc63a1fa3bf700a4a70b76feb8082b3/ (дата обращения: 10.11.2023).
- Привалова Г. Ф. Необходимость психолого-педагогической поддержки одаренных обучающихся / Г. Ф. Привалова, И. Г. Гильдебрант // Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 16 января 2018 года. Том Часть 1. — Магнитогорск: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2018. — С. 202–209.
- Прокопенко А. М. Эффективные направления при работе с лингвистически одаренными детьми / А. М. Прокопенко, А. Э. Хохлова // Научные горизонты. — 2019. — № 10(26). — С. 124–129.
- Хошимова Г. Г. Формы обучения одаренных детей в учреждениях общего среднего образования / Г. Г. Хошимова // Наука и технологии: VI Международная научно-практическая конференция: материалы, Алматы, Казахстан, 05–25 апреля 2023 года. — Алматы, Казахстан: Общественный Фонд «Международный исследовательский центр «Endless Light in Science», 2023. — С. 30–34.