Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ
Автор: Школьников Георгий Геннадьевич
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 04.10.2018
Статья просмотрена: 626 раз
Библиографическое описание:
Школьников, Г. Г. Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ / Г. Г. Школьников. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3601/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческой деятельности студентов. Обращается внимание на содержание трех основных компонентов учебного материала: непосредственно информация, методика введения данной информации, ИКТ ресурсы для достижения цели обучения. Обозначены способы создания собственных и использование готовых мультимедийных разработок, интегрированных в традиционный процесс обучения иностранному языку в системе высшего образования. Дается анализ интернет-сайтов по групповой работе студентов над проектами.
Ключевые слова: рефлексия, контент, сотрудничество, проект, творчество, ИКТ в обучении иностранному языку, коммуникативный аспект, интернет-ресурсы.
Концепция развития образования в настоящее время в качестве основного направления предлагает личностно-ориентированный подход, при котором основной задачей является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для оптимального проявления и всемерного развития личностных функций педагогического взаимодействия. [1].
В связи с этим особую роль приобретают современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые позволяют решить ряд педагогических задач, направленных на активизацию учебной деятельности и совершенствование культуры самостоятельной работы студентов, целью которых является формирование комплекса определенных условий для развития личности обучающегося.
Эффективность применения ИКТ в процессе обучения иностранному языку в соответствии требованиями нового федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню владения иностранным языком студентов вузов, соответствие целям и задачам обучения интересует сегодня исследователей и специалистов в области образования.
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на занятии, т. е. интерактивность.
Согласно определению Р. П. Мильруда интерактивность — это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами» [4, с. 49].
Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на занятии.
По нашему мнению, факторами перехода от традиционного метода обучения иностранному языку по учебнику, при котором присутствует односторонняя форма коммуникации, то есть односторонняя трансляция преподавателем учебного материала, к обучению с применением ИКТ, являются:
мотивированность и заинтересованность обучающихся в связи с большим количеством разнообразных интернет-ресурсов; непрерывное увеличение объема и неограниченное количество свежей информации, огромный ее выбор; активная межличностная коммуникация (синхронно/асинхронно) с носителями языка; знакомство с культурой страны, изучаемого языка; свободный доступ к интернет-ресурсам; обратная связь между преподавателем и обучаемым; самоконтроль и контроль преподавателя.
Таким образом, преимущества обучения на базе ИКТ — это доступность, гибкость, эффективность восприятия. Кроме этого, постоянное обновление приложений Интернет-ресурсов отлично помогает для развития иноязычного лексического запаса и повышения грамотности студентов, позволяет работать с аутентичными текстовыми, аудио и видео ресурсами, что способствует пройти через все этапы освоения умений и навыков и существенно повысить мотивацию студентов в обучении иностранному языку, обеспечивая элементами новизны каждое занятие.
Зарубежные специалисты в области образования применяют термин «педагогический дизайн» (pedagogical design) для обозначения методов, принципов и подходов к оформлению, структурированию и наполнению образовательного курса на базе ИКТ [7].
Благодаря развитию технологий и активному внедрению обучения на базе этих технологий происходит рост внимания к проблеме методического сопровождения данного формата обучения (e-learning) [6].
При этом важной становится не только методика преподавания, но и систематизация процесса обучения. Разрабатывая структуру курса обучения иностранному языку на базе ИКТ, преподаватель должен осознавать, что обучение — это непрерывный процесс. Поэтому одно из современных требований к содержанию и структуре курса на базе ИКТ является применение определенных образовательных технологий, которые позволят студентам эффективно и самостоятельно осваивать знания [5].
Применение ИКТ в традиционном обучении иностранному языку, на наш взгляд, будет эффективным при условии грамотного выбора современных компьютерных технологий и интернет-ресурсов. В этом случае процесс обучения будет иметь инновационный характер, расширит образовательные возможности, позволит индивидуализировать и дифференцировать обучение, повысит мотивацию студентов и создаст условия для самообразования и самосовершенствования.
При подготовке к занятиям с использованием ИКТ должны соблюдаться основные дидактические принципы: последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности, систематичности и др.
Принимая во внимание, что содержание учебного материала должно быть эффективным и динамичным, включающим в себя три основных компонента: непосредственно информация, которую студент должен освоить, методика введения данной информации для успешного обучения, ИКТ ресурсы, которые служат достижению цели обучения, «Learning is promoted when learners engage in a task-centered instructional strategy 'and' when a progression through problems of increasing difficulty is used to scaffold the learning process into manageable tiers of difficulty and whole-tasks are broken down to part-tasks (components)» [8], автором статьи найден дополнительный контент на базе Интернет — ресурсов «google sites» и интегрирован в электронную версию учебника «Практический курс английского языка» под ред. В. Д. Аракина [2], которая полностью соответствует типографскому изданию выпуска 2005 года.
Наши исследования ориентируют на новые подходы в методике преподавания иностранного языка, в организации коммуникативно направленного, личностно ориентированного аутентичного обучения, в том числе не только психолого-педагогических аспектов формирования умений и навыков обучения английскому языку, но и как форму общения студентов языкового вуза.
В ходе работы над структурой и содержанием дополнительного контента к данному учебнику мы учитывали, что навыки рефлексии лежат в основе продуктивного обучения.
Рефлексия в педагогике — это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого [3].
То есть рефлексия, это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления, это совместная деятельность преподавателя и студента, позволяющая совершенствовать процесс обучения иностранному языку.
Учитывая, что способность к рефлексии в условиях современного высшего образования проявляется в творческой деятельности обучающегося, необходимо было подобрать дополнительный контент к учебному пособию, который бы позволил максимально использовать навыки рефлексивного мышления студентов и лег в основу структуры и заданий к учебнику для студентов младших курсов языкового вуза в обучении английскому языку на базе ИКТ.
Учебник содержит 9 Unit, каждый из которых посвящен конкретной теме по обучению определенным умению и навыкам. Автором статьи был подобран дополнительный контент для комплексного подхода студентов по обучению английскому языку для закрепления материала ко всем частям и главам учебника:
Ресурсы для улучшения грамматики:
Ego4u https://www.ego4u.com/en/cram-up/grammar — вся английская грамматика в режиме онлайн;
Study.ru http://www.study.ru/support/handbook/ — справочник по грамматике английского языка;
Englishpage.com — Irregular Verb Page
https://www.englishpage.com/irregularverbs/irregularverbs.html
дополнительная грамматика и лексика (разнообразные лексико-грамматические упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом);
Ресурсы для улучшения чтения:
ReadTheory https://readtheory.org/ — позволяет совершенствовать чтение за счет закрепления лексических и грамматических навыков, обучение различным видам анализа текста; содержит вопросы, направленные на содержание и понимание текста.
Librivox https://librivox.org/ — домен аудиокниг задача, которых «закрыть» проблемные зоны с восприятием иностранной речи на слух.
Studyenglishwords https://studyenglishwords.com/ — сервис для изучения английского с возможностью вести личный словарь;
Ресурсы для устранения проблем с фонетикой:
Am-En http://am-en.ru/english-pronunciation/171-phonetics.html — фонетический анимированный справочник;
Upodn http://upodn.com/ — транскрипция английских слов;
Ef-englishfluently http://efenglishfluently.blogspot.ru/p/10.html — основательная фонетика.
Учитывался также необходимый компонент обучения — сотрудничество, который играет важную роль в коммуникативном аспекте. Дополненный в учебник раздел «работа над проектами», позволяет задействовать студентов не только в работе над содержанием, материалами, заданиями по теме, но и творчески инициировать процесс обучения.
Для эффективности обучения структура учебника включает такие компоненты рефлексии, как ответы на вопросы, анкетирование, тестирование. Например, сайты
Learnathome https://ru.learnathome.ru/;
Manythings — ESL preparation http://www.manythings.org/;
toefl http://www.ets.org/toefl — можно использовать для подготовки к сдаче теста.
Рассмотрим несколько Интернет — ресурсов, интегрированных в данное учебное пособие в помощь студентам для работы над проектами:
www.literacynet.org/cnnsf/instructor.html «CNN Learning Resource» — содержит статьи CNN, классифицированные по темам, для студентов среднего уровня и выше, с заданиями, лексическими упражнениями; статьи снабжены видео и аудиозаписями.
www.nytimes.com/learning/teachers/lessons/americanhistory.html «English with the New York Times» — статьи из New York Times с планом занятия, вопросами и адресами полезных сайтов. Статьи могут быть также использованы на занятиях по культуре США.
Free English video lessons https://www.engvid.com/english-lessons/;
Seeker — новости науки от канала Discovery,
https://www.seeker.com/videos/;
Jobsschool — учим английский по фильмам,
https://www.youtube.com/user/jobsschool;
TEDTalks — ideas worth spreading
https://www.youtube.com/channel/UCsT0YIqwnpJCM-mx7-gSA4Q;
studyenglishwords.com https://studyenglishwords.com/stats/new/video — видеоролики с параллельным текстом; повышают качество знаний и уровень творческой самостоятельности студентов по отдельным темам.
Виртуальные туры для полного погружения в языковую среду:
Нью-Йорк — Google Arts & Culture
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/entity/m02_286
Просмотр залов музеев мира
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/search/streetview
Париж, набережные Сены
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/entity/m0wzm71n;
Виртуальный тур в Иерусалим
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/entity/m0430;
позволяют изучить культуру страны изучаемого языка; развивают познавательную, творческую деятельность студентов.
Encyclopedia britannica https://www.britannica.com/;
Англо-русский словарь Мюллера
http://dic.academic.ru/contents.nsf/muller;
Словарь английских аббревиатур
http://slovar-vocab.com/english/acronyms-misc-vocab.html; оперативно предоставляют справочный материал без отрыва от выполнения основного задания.
Отметим, что база Интернет-ресурсов регулярно обновляется и пополняется.
В настоящее время в институте иностранных языков ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» у студентов 2 курса проводится апробирование электронной версии учебника В. Д. Аракина, которое дает положительную динамику в обучении студентов английскому языку.
В ходе исследования, установлено, что используя дополнительный контент учебника, при групповой работе над проектом: «Life in a big city», студенты совместно разрабатывали вопросы по заданной теме, составляли критерии оценки и проводили анализ уровня академичности источников. Выводы об использовании того или иного Интернет-ресурса, отражали мнения всех участников проекта, подтверждая, что сотрудничество, как коммуникативный аспект, играет важную роль в способности к развитию рефлексии, которая проявляется в переходе к саморегулируемой учебной деятельности; к открытиям, объединениям и представлениям; к общению и ответственности; к реализации творческих процессов. Отмечается, что при работе над проектом, при шаговой доступности к приложениям, аутентичным текстовым, аудио и видео ресурсам, интегрированных в учебник, сокращается время для его подготовки в 2 раза.
Кроме этого, из анализа обучения с использованием ИКТ следует, что;
‒ ускоряется процесс обучения иностранному языку в 1,5 раза;
‒ улучшается качество усвоения материала в 1,5 раза;
‒ индивидуализируется процесс обучения, формируя навыки самостоятельной работы;
‒ активизируются познавательные процессы и исследовательская деятельность;
‒ развивается информационно-коммуникативная компетентность и т. д.
На основании полученных результатов можно заключить, что использование ИКТ на занятиях иностранного языка, безусловно, оправданно как с психологической, так и с методической точек зрения. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют решить ряд педагогических задач, при которых образовательная деятельность должна была направлена на формирование навыков рефлексивного мышления студентов, включающую их нравственное и интеллектуальное развитие, активизацию задатков и способностей обучаемых, на формирование и удовлетворение познавательных потребностей, создание условий для творческого самовыражения студентов.
Литература:
- Алексеев Н. А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: дис. …доктора пед.наук. — Тюмень, 1997.
- Аракин, В. Д. Практический курс английского языка. 2 курс: учеб. для студентов вузов / [В. Д. Аракин и др.]; под ред. В. Д. Аракина. — 7 е изд., доп. и испр. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 516 с. — (Учебник для вузов). [Электронный ресурс]. URL: http://kilouma.ru/safia/2-kurs--ucheb-dlya-studentov-vuzov--v-d-arakin-i-dr-pod-red-v/main.html (дата обращения: 02.03.2017г.).
- Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С. С. Кашлев. — Мн.: Высшая школа, 2002. — 95с.
- Мильруд Р. П. Введение в лингвистику: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2005, — 138 с.].
- Нужа И. В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника к виртуальной обучающей среде. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2013/01/21/1305681531/text.pdf (дата обращения: 02.03.2018г.).
- Abrami, P. C., Bernard, R. M., Wade, A., Schmid, R. F., Borokhovski, E., Tamim, R., et al. (2006). A Review of e-Learning in Canada: A Rough Sketch of the Evidence, Gaps and Promising Directions.Canadian Journal of Learning and Technology, 32, 3.
- Cowan J. On becoming an innovative university teacher — Open University Press,2006.
- David Merril. First principles of instruction. Educational technology, research and development, 50(3), 2002. Available from. [Электронный ресурс]. URL: http://edutechwiki.unige.ch/en/First_principles_of_instruction (дата обращения: 02.03.2018г.).
Ключевые слова
рефлексия, сотрудничество, творчество, интернет-ресурсы, проект, контент, ИКТ в обучении иностранному языку, коммуникативный аспектПохожие статьи
Информационно-коммуникационные технологии при обучении иноязычной письменной речи
В статье обозначены особенности письменной речи: в построении фраз, в структуре предложения; говорится о связи с лингвистической природой связного высказывания; выделен методологический компонент при обучении письменной речи. Рассматривается минималь...
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком
В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка
Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...
Смешанное обучение русскому языку как иностранному
Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...
Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку
Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам
В статье представлены общие дидактические принципы при выборе средств и методов обучения с использованием ИКТ. Обозначены способы создания собственных и использование готовых мультимедийных разработок обучения иностранному языку при интегрировании ИК...
Похожие статьи
Информационно-коммуникационные технологии при обучении иноязычной письменной речи
В статье обозначены особенности письменной речи: в построении фраз, в структуре предложения; говорится о связи с лингвистической природой связного высказывания; выделен методологический компонент при обучении письменной речи. Рассматривается минималь...
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком
В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка
Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...
Смешанное обучение русскому языку как иностранному
Эта статья раскрывает преимущества использования «смешанного обучения» в практике преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. В статье представлен краткий анализ текущего состояния проблемы, рассмотрены причины недостаточного рас...
Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку
Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Интегрирование современных информационных технологий в учебные пособия по обучению иностранным языкам
В статье представлены общие дидактические принципы при выборе средств и методов обучения с использованием ИКТ. Обозначены способы создания собственных и использование готовых мультимедийных разработок обучения иностранному языку при интегрировании ИК...