Возможности расширения диалогического обучения на уроках английского языка через интерактивные формы работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алимкулова, М. К. Возможности расширения диалогического обучения на уроках английского языка через интерактивные формы работы / М. К. Алимкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36291/ (дата обращения: 17.12.2024).



Образование вне диалогического обучения превращается в искусственную, мертвую систему.

М. М. Бахтин.

Известный американский футурист Элвин Тоффлер сказал: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться». [1] Одной из самых приоритетных направлений государства на сегодняшний день является подготовка учителей новой формации, готовых к переменам, открытых для новых идей. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является формирование коммуникативной компетенции, готовность к речевому общению, развитие способности школьников к общению на иностранном языке. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. Учебный диалог — важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика. В связи с этим отношение к нему является более ответственным, чем, например, к обыденному житейскому диалогу. Как учитель, так и ученик активно направлены на построение адекватной модели партнера как основы для ориентации своей деятельности.

В настоящее время существует большое количество доказательств, подтверждающих преимущества для учеников обучения, построенного через диалог учащихся. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [2] Одна из целей обучения в диалоге -это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это стимулирует его на пути овладения знаниями. Все учащиеся вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный вклад. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, процесс, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.

Диалог в обучении, или учебный диалог — своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющейся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель — ученик и ученик — ученик. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата.

Диалогическое обучение — это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учеником через диалог, специально организованный учителем. Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Таким образом, ребенок учится самостоятельно решать проблемы, учится искать решения, причём разные решения. Трудно переоценить всю значимость диалогического обучения для развития учащихся. Если рассматривать только развитие мышления, то в процессе диалогического общения ребенок:

– развивает познавательную активность

– формулирует учебные задачи, учится ставить вопросы

– учится выдвигать гипотезы, предлагать разные решения

– учится экспериментально или логически проверять свои гипотезы

– учится делать выводы

– достигает глубокого понимания сути предмета, добывая глубокие, прочные знания [3]

Другими словами, ученик становится настоящим исследователем, он приобретает страсть к познанию. Учащиеся начинают мыслить, мыслить самостоятельно и творчески. Если же говорить о личностном развитии, диалогическое обучение развивает такие качества и навыки, как: рефлексивность, инициативность, умение отстаивать собственную позицию, навык сотрудничества, коммуникативные навыки. По существу, самостоятельное мышление — это основа активной жизненной позиции. Самостоятельное мышление — основа активности. Таким образом, диалогическое обучение позволяет добиться не только академических успехов. Оно формирует активную Личность. Мерсер показал, что взаимодействие со сверстниками играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равнозначно», нежели беседа по типу «учитель-ученик» и поэтому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений. [4] Речь — главный инструмент для создания коллективного опыта. Беседа с учителем и другими учениками — самое важное средство вовлечения ученика в мероприятия, которые могут способствовать развитию его понимания.

ИКТ сегодня являются неотъемлемой частью учебного процесса, потому что они способствуют повышению мотивации учащихся, формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности, помогают сделать процесс обучения ярким, интересным, познавательным. ИКТ являются действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание научных понятий.

С этим невозможно не согласиться. ИКТ, применяемые на уроке, повышают мотивацию учащихся, развивают их творческие способности, повышают эффективность и качество обучения, развивают интеллект и навыки самостоятельной работы по поиску и отбору информации, способствуют саморазвитию и самореализации личности обучающегося, оказывает неоценимую помощь в формировании навыков чтения. Совершенствуются умения письменной речи школьников, пополняется словарный запас учащихся. Использование ИКТ на уроках английского языка, играет очень важную и неоценимую роль:

1. Потому что такие виды деятельности как аудирование текста, диалога, в большей степени будут иметь важность, практическую ценность, если будут использоваться аутентичные тексты, читаемые или проигранные носителями языка.

2. Использование ЦОРов имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения: позволяют тренировать различные виды речевой деятельности (аудирование, письмо, чтение, говорение) и сочетать их в разных комбинациях; автоматизировать языковые и речевые действия; обеспечивают возможность реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика; компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал; при выполнении проектной работы учащиеся представляют материал по теме, используя свои презентации. оформления и т. д.

Использование ИКТ на уроках способствует повышению интереса к предмету, помогает учащимся преодолеть барьеры на пути использования иностранного языка как средства общения. Интернет -это масса полезной, нужной и необходимой информации! Здесь мы можем найти богатый языковой и страноведческий материал, тестовые задания, а также описание новых обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком. Урок, проведенный с использованием ИКТ, будет намного интереснее, эффективнее и полезнее, потому что они содействуют повышению мотивации и качеству обучения. Разнообразные словесные, наглядные и практические методы обучения делают уроки совершенно не похожими на традиционные, учащиеся получают возможность свободно высказываться, самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга. При использовании таких стратегий критического мышления, как «Инсерт», «Мозговой штурм», «Кластер», «Логические цепочки», «Джигсо», «Синквейн», учащиеся с удовольствием находили информацию по тому заданию, которое было выдано каждой группе. Развитие навыка говорения на уроках английского языка является важным аспектом обучения, так как именно через говорение, диалог дети учатся излагать свои мысли, интерпретировать точку зрения, сравнивать, анализировать, обобщать материал. Именно через диалогическое обучение у учащихся есть возможность донести свои мысли до окружающих.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка»,«Лекция со стопами»,«Инфо-карусель», «На линии огня» позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала: Метод «Инфо-угадайка»: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют — многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. Метод «Лекция со стопами» хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод. Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Метод «Инфо-карусель» На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах, помимо информации, лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом. Метод «На линии огня»: Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

Что сегодня главная цель: не давать детям знания в готовом виде, а побуждать, помогать им добывать их самим, стало истиной. По мнению Джона Гарднера многое сегодня в образовании является монументально неэффективным. Слишком часто мы даем людям срезанные цветы, тогда как должны учить их выращивать свои собственные растения. В этом заключается цель обучений 21 века: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить (Жак Делор) [5]

Литература:

1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.

2. Руководство для учителя, 2012 г.

3. Вернер П. Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.

4. Шевелева В. С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.

5. Хромова Т. Н. Активные методы обучения

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическое обучение, учитель, группа, ученик, диалог, урок, учащийся, учебный диалог, английский язык, готовый вид.


Похожие статьи

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Применение интерактивных форм обучения на уроках второго иностранного языка (немецкого)

Электронные обучающие ресурсы для самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка

Применение интерактивных методов обучения при подготовке устных переводчиков китайского языка

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Похожие статьи

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках английского языка в 5 классе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Применение интерактивных форм обучения на уроках второго иностранного языка (немецкого)

Электронные обучающие ресурсы для самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка

Применение интерактивных методов обучения при подготовке устных переводчиков китайского языка

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Задать вопрос