В статье представлены общие дидактические принципы при выборе средств и методов обучения с использованием ИКТ. Обозначены способы создания собственных и использование готовых мультимедийных разработок обучения иностранному языку при интегрировании ИКТ в традиционный процесс обучения иностранному языку в системе высшего образования. Дается анализ интернет-сайтов по обучению иностранному языку для студентов вузов.
Ключевые слова: компетентность преподавателя, интенсивная методика, новые формы в традиционных видах обучения, ИКТ в обучении иностранному языку.
Современная парадигма образования в большей степени ориентирована на развитие профессиональных компетенций будущего специалиста, которые в свою очередь, включают в себя не только знания умения и навыки в конкретной области, но и высокий уровень личностных качеств.
В настоящее время перед педагогами стоит проблема поиска новой модели обучения, поиска путей повышения познавательного интереса студентов к изучению иностранного языка, укрепления их положительной мотивации в обучении, поэтому актуальным становится использование различных форм информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.
Под «педагогическими технологиями», Н. Д. Хмель понимает комплекс последовательных действий перевода теоретических знаний в практическую реализацию функционирования целостного педагогического процесса, обеспечивающую возможности саморазвития личности педагогов и учащихся, результаты воплощения которой можно измерять поэтапно и видеть динамику, как развития личности, так и коллектива [9].
При выборе средств и методов обучения с использованием ИКТ необходимо соблюдать общие дидактические принципы: принцип научности; последовательности и цикличности; сознательности усвоения деятельности; доступности содержания; активности и самостоятельности; принцип индивидуализации и коллективности обучения; эффективности учебной деятельности; принцип связи теории и практики; принцип наглядности или наглядные методы содержания и деятельности [8].
Создание собственных и использование готовых мультимедийных разработок является важным показателем ИКТ — компетентности преподавателя, которая должна обеспечить реализацию новых целей образования; новых форм организации образовательного процесса; нового содержания образовательной деятельности.
Таким образом, ИКТ — компетентность преподавателя — не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности [5].
Нужно отметить, что в настоящее время особую популярность приобретает интенсивная методика обучения иностранному языку, которая объясняется ее высокой результативностью.
Как отмечает М. К. Бородулина, «интенсификация — это практически любая реорганизация учебного процесса (в целом или отдельного звена), приводящая к повышению результатов обучения при сохранении или сокращении его сроков» [2].
В условиях интенсивного обучения иностранному языку отбор учебного материала, который является единственным заменителем естественной языковой среды, приобретает особо важное значение [6, с.19].
Суммирование содержания понятий «интенсификация» приводит к выводу, что использование информационных технологий дает толчок к развитию новых форм и содержания в традиционных видах обучения.
Применяя информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам, мы ставим целью показать, как с их правильным использованием можно повысить качество обучения и мотивацию студентов к изучению предмета, способствовать развитию коммуникативных навыков, сформировать их интеллектуальные умения, реализовать компетентностный подход в обучении иностранному (английскому) языку.
Использование, применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач:
‒ поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
‒ поддержка всех видов познавательной деятельности студента в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
‒ реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [7].
Задачей преподавателя является активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, такие как: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов, несомненно, помогают реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей обучаемых, их уровня обученности, склонностей и т. д. [10].
Учебник «Практический курс английского языка» под редакцией В. Д. Аракина, включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию для студентов педагогических вузов и предполагает преемственность в изучении английского языка с I по V курс.
Цель настоящего учебника — обучение устной речи на основе автоматизированных речевых навыков, развитие техники чтения, а также развитие навыков письменной речи [1].
Мы не исключаем традиционные методы обучения, однако, интегрируя в учебный процесс ИКТ, мультимедийные программы, электронные приложения к занятиям и т. д., мы сможем активизировать и разнообразить процесс обучения.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20 % того, что слышит, 30 % того, что видит; 50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80 % — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %. [3].
В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на занятиях английского языка, так как использование новых ИКТ позволяет разнообразить не только формы работы, но и активизировать познавательную деятельность студентов, обеспечить высокую степень дифференциации обучения; усовершенствовать контроль знаний, умений и навыков, сделать занятие более интересным и запоминающимся.
Несомненным преимуществом использования ИКТ является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой творческой деятельности, как для преподавателя, так и для студентов.
В результате поиска, мы нашли электронную версию учебника «Практический курс английского языка» под ред. В. Д. Аракина, которая полностью соответствует типографскому изданию выпуска 2005 года.
Анализируя учебник, мы установили, что традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением и обобщением; при наличии упражнения на отработку навыков, отсутствует само правило; отсутствуют составляющие к учебнику в виде дополнительного контента для закрепления материала ко всем частям и главам учебника.
Автором статьи найден дополнительный контент к учебнику: дополнительная грамматика и лексика, дополнительные видеозаписи и аутентичные тексты из свободных источников сети Интернет.
На базе Интернет — ресурсов «google sites» нами создан проект, включающий в себя: 1) предварительное тестирование для студентов на определение уровня владения языком; 2) анкетирование студентов и преподавателей на тему «Использование ИКТ на уроках ИЯ»; 3) аутентичные аудиозаписи и видеозаписи к учебнику; 4) дополнительные ссылки на сайты, посвящённые развитию определенных умений и навыков у студентов.
Рассмотрим несколько разделов базы интернет-ресурсов, интегрированных в данное учебное пособие:
1. Электронные словари, справочники и энциклопедии:
Encyclopedia britannica https://www.britannica.com/;
Англо-русский словарь Мюллера
http://dic.academic.ru/contents.nsf/muller;
Словарь английских аббревиатур
http://slovar-vocab.com/english/acronyms-misc-vocab.html и т. д.
Оперативно предоставляют справочный материал без отрыва от выполнения основного задания.
2. Ресурсы, улучшающие навыки аудирования:
Радио BBC http://www.bbc.co.uk/radio;
China 232 http://www.china232.com/- подкасты продвинутого уровня;
Librivox https://librivox.org/ — бесплатный домен аудиокниг.
Помогают: устранить проблемные «зоны» студентов по восприятию иностранной речи на слух; формировать фонетические навыки аудирования; контролировать правильность понимания прослушанного текста.
3. Ресурсы, улучшающие навыки чтения:
Studyenglishwords https://studyenglishwords.com/ — сервис для изучения английского с возможностью вести личный словарь;
ReadTheory https://readtheory.org/ — для развития навыков чтения.
Позволяют совершенствовать навыки техники чтения за счет закрепления лексических и грамматических навыков чтения, обучения различным видам анализа текста. Содержат вопросы, направленные на содержание и понимание текста.
4. Ресурсы, помогающие улучшить грамматику:
Ego4u https://www.ego4u.com/en/cram-up/grammar;
Study.ru http://www.study.ru/support/handbook/;
Englishpage.com — Irregular Verb Page
https://www.englishpage.com/irregularverbs/irregularverbs.html.
На основе тестовых программ и оказания справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях) проводится контроль уровня сформированности грамматических навыков.
5. Ресурсы для устранения проблем с фонетикой:
Am-En http://am-en.ru/english-pronunciation/171-phonetics.html — фонетический анимированный справочник;
Upodn http://upodn.com/ — транскрипция английских слов;
Ef-englishfluently http://efenglishfluently.blogspot.ru/p/10.html
Позволяют прослушивать речь на изучаемом языке; получить знания и навыки правильного английского произношения. Автоматический контроль произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.
6. Видеоресурсы в помощь студентам:
Free English video lessons https://www.engvid.com/english-lessons/;
Seeker — новости науки от канала Discovery,
https://www.seeker.com/videos/;
Jobsschool — учим английский по фильмам,
https://www.youtube.com/user/jobsschool;
TEDTalks — ideas worth spreading
https://www.youtube.com/channel/UCsT0YIqwnpJCM-mx7-gSA4Q;
Повышают качество знаний и уровень творческой самостоятельности студентов по отдельным темам.
7. Ресурсы для самостоятельного изучения языка
Duolingo https://www.duolingo.com/;
Memrise https://www.memrise.com/;
Learnathome https://ru.learnathome.ru/;
Manythings — ESL preparation http://www.manythings.org/;
toefl http://www.ets.org/toefl
8. Виртуальные туры, прогулки для полного погружения:
Виртуальная прогулка по Нью-Йорку
http://new-yorks.ru/virtualnyj-tur-po-nyu-jorku/;
Нью-Йорк — Google Arts & Culture
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/entity/m02_286;
Виртуальный тур по Белому Дому
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/partner/the-white-house;
Виртуальный тур в Британский музей
https://britishmuseum.withgoogle.com/;
Париж, набережные Сены
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/entity/m0wzm71n;
Виртуальный тур в Иерусалим
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/entity/m0430;
Просмотр залов музеев мира
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/search/streetview.
Позволяют изучить культуру страны изучаемого языка; развивают познавательную, творческую деятельность студентов.
Отметим, что база интернет-ресурсов регулярно обновляется и пополняется.
В настоящее время в институте иностранных языков ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» у студентов 2 курса проводится апробирование электронной версии учебника, которое дает положительную динамику в обучении студентов английскому языку.
Предварительный анализ показывает, что современные информационные технологии:
‒ ускоряют процесс обучения иностранному языку в 1,5–2 раза;
‒ способствуют росту интереса студентов к предмету, обеспечивая положительную мотивацию обучения;
‒ улучшают качество усвоения материала в 2 раза;
‒ позволяют индивидуализировать процесс обучения, формируя навыки самостоятельной работы;
‒ способствуют активизации познавательных процессов и развитию исследовательской деятельности;
‒ развивают информационно-коммуникативную компетентность;
‒ дают возможность избежать субъективности оценки, поскольку в электронной высокоинформативной образовательной среде преподаватель и обучаемый равны в доступе к информации и к содержанию обучения [4].
На наш взгляд, интернет-ресурсы как нельзя лучше дополняют методическую структуру вышеуказанного учебника.
Таким образом, интегрируя ИКТ в обучение иностранному языку, мы даем студентам языковых вузов великолепную возможность систематизировать знания и навыки, применить их на практике, а также реализовать свой интеллектуальный потенциал и способности. Мы убеждены, что такой подход дает возможность пробудить интерес к самостоятельной работе, ощутить значимость результатов своей работы.
Литература:
- Аракин, В. Д. Практический курс английского языка. 2 курс: учеб. для студентов вузов / [В. Д. Аракин и др.]; под ред. В. Д. Аракина. — 7 е изд., доп. и испр. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 516 с. — (Учебник для вузов). [Электронный ресурс]. URL: http://kilouma.ru/safia/2-kurs--ucheb-dlya-studentov-vuzov--v-d-arakin-i-dr-pod-red-v/main.html (дата обращения: 02.03.2017г.).
- Бородулина, М. К. Интенсификация обучения рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности//интенсификация учебного процесса. М., 1984) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-intensifikatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-lichnosti (дата обращения: 02.12.2016 г.)
- Блинцова, Г.В., статья «Повышение мотивации обучающихся через использование ИКТ — технологий на уроках английского языка». 29.04.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://shkolnie.ru/informatika/81382/index.html (дата обращения: 02.04.2017г.)
- Гановичева, Е. П. Педагогический журнал Казахстана. Статья: Рефлективный отчет по внедрению модуля «Применение информационно — коммуникационных технологий».10.02. 2013. [Электронный ресурс] URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/53–1-0–9356 (дата обращения 29.09.2017).
- Герасимова, Т. Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ — компетентность современного учителя. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/592048/ (дата обращения: 12.11.2016 г.).
- Китайгородская, Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе. 1988. — № 6 — С. 18–20.
- Новикова, Н.В., образовательный интернет-ресурс Metod-kopilka.ru публикация Применение информационных технологий в обучении. 04.01.2015, [Электронный ресурс]. URL:https://www.metod-kopilka.ru/primenenie_informacionnyh_tehnologiy_v_obuchenii-26743.htm (дата обращения 20.02.2017).
- Сафонова, Е. В. Использование современных информационных технологий, наглядности и технических средств обучения на уроках информатики/Е. В. Сафонова. [Электронный ресурс] URL: http://rusedu.info/Article865.html (дата обращения: 18.11.2016).
- Хмель, Н. Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса: Учебное пособие / Н. Д. Хмель. — Алматы, КазНПУ им.Абая,2001. — 111 с. [Электронный ресурс] URL: http://bib.convdocs.org/v18938/ (дата обращения: 21.09.2017).
- Шарафутдинова Г. Т. Доклад «Современные педагогические технологии на уроках английского языка». 2008. МОУ- ОШ № 24 г. Альметьевск [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/509329/ (дата обращения:15.05.2017).