Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 14.02.2022

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Скуратова, П. Н. Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения / П. Н. Скуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 205-206. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88501/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Ключевые слова: ФГОС, формы обучения, приемы, «мягкие навыки» урок, педагогические технологии.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются основой современного образовательного процесса, призванного обеспечить единое образовательное пространство на всей территории Российской Федерации. Поэтому Государственный стандарт федерального образования важен не только для педагогов, но и для обучающихся, а также родителей, так как они интерпретируют требования к содержанию программ, необходимые условия их реализации; результаты программ обучения студентов. Отличительной особенностью стандартов третьего поколения является ясность и конкретность, а также унификация тем и подходов в обучении [8]. Данный ФГОС призван обеспечить получение базовых знаний и навыков школьником в каждом учреждении образования, независимо от того в каком регионе оно находится. Что дает такой подход педагогу? Во-первых, уверенность в том, что пришедший в класс новый ученик не будет испытывать трудностей в усвоении программного материала. Во-вторых, четкие ответы на «вечные» вопросы педагогики и дидактики: для чего учить? чему учить? с помощью чего учить? как учить? В -третьих, это новый старт для саморазвития педагога и совершенствования педагогического мастерства, а также открытия новых горизонтов в области дидактики.

Итак, в процессе обучения с учетом реализации в образовательных учреждениях у учащихся формируются «мягкие навыки» (гибкие, soft skills) под которыми подразумевается формирование дополнительных знаний, умений, личных качеств [8]. Считается, что данные навыки являются первыми помощниками в самоопределении и построении карьеры в дальнейшем, то есть одна из основ социализации личности. При этом необходимо отметить, что формирование «мягких навыков» целесообразно формировать в подростковом возрасте, т. е. у учеников 7-го — 8 классов.

Ядром «мягких навыков» являются ответственность, дисциплинированность, умение достигать к назначенному времени поставленных целей и задач (дедлайн), лидерские качества, креативный подход к выполнению заданий, критическое мышление, умение работать в команде, тайм-менеджмент (time-management — управление временем), т. е. организованный осознанный контроль и распределение, организация своего времени.

Следует отметить наличие с рождения у учащихся некоторых из перечисленных выше качеств. Однако в большинстве своем современная тенденция отмечает все-таки факт формирования и совершенствования «мягких» навыков в учебной и внеучебной деятельности [5].

Золотым стандартом формирования дедлайна и тайм-менеджмента является проектная и исследовательская работа посредством соблюдения следующих принципов: выполнение работы в срок в соответствии с целями и задачами, мотивация как результат поставленной цели; планирование, анализ опыта, в том числе и собственного, использование сервисов-помощников и, конечно, чередование различных видов деятельности [4]. Например, проекты путеводителей по святым местам Белогорья, исследование земляных пластов на холме и в низине и т. п. Важно не ограничивать детское творчество, развивая параллельно умение выделять самое важное и выполнять именно это, формируя навык экономии времени. Экономить время может помочь инновационный прием «Правило 10 минут»: договоритесь с учениками, что какую-либо работу вы будете выполнять только десять минут. Опыт показывает, что через некоторое время ребята могут уже без четкого контроля времени соблюдать данное правило.

Также достаточно хорошие результаты в формировании «мягких навыков» дает прием «Лягушки и слоны», автором которого является эксперт в психологии успеха Брайан Трейси. Под слонами подразумеваются самые важные дела и задачи, а под лягушками — второстепенные. Игровые технологии в сочетании с таким приемом, способствуют и развитию критического мышления (построение схемы-задачи, сопровождающейся, например, топографическими элементами), самоорганизации, креатива. Также данный прием можно использовать при проведении наблюдения за природными явлениями, при выполнении практических работ, во время экскурсии. Выделив своевременно главные аспекты, ученик не отвлекается на посторонние детали при наблюдении или выполнении практической работы, что существенно экономит время и облегчает формулирование выводов.

Лидерские качества, ответственность, умение работать в команде формируют коммуникативные формы обучения — парная, групповая и коллективная форма работы. А также организация дискуссионного клуба на уроке географии. Повести за собой, взять процесс организации работы на себя, ответственность не только за себя, но и за других членов группы, коллектива — кирпичики формирования лидера.

Таким образом, «мягкие навыки» относятся к жизненным, надпрофессиональным навыкам, овладение которыми помогает ученику свободно переходить из школы в школу безболезненно, быстро адаптироваться в новом коллективе, без потерь в усвоении учебного материала. А в дальнейшем данный навык призван обеспечивать быстрый переход из одной отрасли в другую, системно мыслить и быстро решать проблемные ситуации, а, значит, стать востребованным специалистом.

Литература:

  1. Афанасьева Т. Н., Богачева В. Г. Применение активных методов обучения на уроках интегрированного типа как средство активизации познавательной деятельности // Вестник Белгородского института развития образования. –2020. –Т. 7.– № 1 (15).– С. 58–67.
  2. Буланова М. В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва — Ростов- на- Дону, 2004.
  3. Галяутдинов З. Х. Повышение познавательного интереса учащихся на уроках «Географии” в 6-ом классе, используя нестандартные методы обучения // Интеграция наук. –2019. –№ 1 (24).– С. 296–297.
  4. Глухова А. А. Приемы, формы, методы проблемного обучения как средства развития творческого мышления подростков на уроках географии // Студенческий электронный журнал СтРИЖ.– 2021.– № 4 (39). — С. 72–75.
  5. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения — М., 2003.
  6. Кукушин В. С. Дидактика (теория обучения) — Москва — Ростов- на- Дону, 2003.
  7. Орехова Е. В., Яковлева Н. В. Применение активных методов обучения на уроках в школе // Вестник научных конференций. — 2018.– № 11–3 (39).– С. 83–84.
  8. Что такое hard skills и soft skills: Гибкие навыки: режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/hard-soft-skills (электронный ресурс): дата обращения: 12.11.2021 г.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, критическое мышление, умение, урок географии, ученик.


Ключевые слова

Педагогические технологии, ФГОС, приемы, формы обучения, «мягкие навыки» урок

Похожие статьи

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и использован...

Особенности организации уроков русского языка в начальной школе, способствующих развитию творческих способностей младших школьников

Статья посвящается разбору особенностей организации уроков русского языка в начальной школе, которые способствовали бы развитию творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты»)

В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их пр...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

Похожие статьи

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффективно формировать понимание понятий и использован...

Особенности организации уроков русского языка в начальной школе, способствующих развитию творческих способностей младших школьников

Статья посвящается разбору особенностей организации уроков русского языка в начальной школе, которые способствовали бы развитию творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...

Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты»)

В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их пр...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные критерии и требования к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и их использованию в практике дошкольного образования. Освещены перспективы и риски внедрения ИКТ в педагогический процесс ДОУ.

Задать вопрос