Особенности развития soft skills старшеклассников в цифровой среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 24.01.2024

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Матюшечкина, Т. В. Особенности развития soft skills старшеклассников в цифровой среде / Т. В. Матюшечкина, Е. А. Уваров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110678/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современном информационном обществе, где цифровая среда проникла во все сферы жизни, включая учебу, работу и личные отношения, необходимость развития эмоционального интеллекта и применения soft skills (гибких навыков) становится все более важной для старшеклассников. Возникают новые вызовы для учащихся, которые требуют не только технических навыков, но и развития soft skills, то есть навыков, не относящихся к конкретной профессиональной области, но имеющих колоссальное значение для успешной адаптации и продвижения в современном мире. На смену стабильному и предсказуемому течению жизни пришла эпоха цифровых трансформаций.

Актуальность темы заключается в том, что современное общество со всеми социально-экономическими, политическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. На сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося.

В современных психолого-педагогических исследованиях наметилась тенденция, согласно которой изучение поведения личности в цифровой среде является приоритетной. Она включает достаточно обширный круг самых различных проблем, касающихся поведения личности в цифровом пространстве. Подростки и младшие юноши полностью сформировались в рамках цифровой эпохи. В связи с тем, что с 1 сентября 2020 г. в 14 российских регионах начался эксперимент по внедрению в школах федерального проекта «Цифровая образовательная среда», обращение к различным аспектам поведения старшеклассников в цифровой среде является актуальным и своевременным. [4]

Цифровизация несёт в себе две противоположные тенденции. С одной стороны, она представляет собой мощный прорыв и толчок в техническом прогрессе, который позволяет обеспечить новые возможности для духовного и личностного развития старшеклассников, при этом используя разнообразные технологические достижения. «В новой ситуации у нового человека появляется много новых возможностей для полного раскрытия своей индивидуальности, но и есть опасность, что человек может нивелироваться, так как Сеть задает ему правила мышления и поведения» [9, с. 44].

Старшеклассники оказываются неспособными грамотно осмыслить и разрешить нравственные и моральные дилеммы в предлагаемых виртуальных ситуациях общения. Они нуждаются в высокопрофессиональном психолого-педагогическом просвещении и сопровождении процессов осмысления, овладения способами разрешения моральных дилемм [6]. Всё это возможно при обращении к самой личности подростка, а именно к его личностным характеристикам, которые способствуют либо препятствуют осознанному противостоянию и влиянию девиаций в цифровой сети.

С другой стороны — несет в себе угрозы и риски виртуального саморазвития. При этом страдают такие стороны личности, как духовная, нравственная, интеллектуальная. Молодежь оказалась помещенной в цифровую среду, где нет четких границ и критериев этики и безнравственности, правовой нормы и отклонения от нее, истины и фейка, проявления человечности и жестокости. Двойная мораль стала сопровождать современный контент большинства знаменитых личностей и просто блогеров, которые задают ценностные ориентиры для подростков и юношей.

В разное время Исследованием проблем soft skills (гибких навыков) занимались: Абашкина О. С., Баринова О. В., Беркович В, Гайдученко Е., Давидова М. В., Давидова М. И., Жадько Н. В., Зеер Э. Ф., Иванов Д., Канардов И., Клюковская И., Марушев А., Мирошниченко А. Н., Новиков А. М., Павлова Е., Портланд Ю., Сосницкая О., Степанова Л. Н., Татаурщикова Д., Черкасова И. И., Чошанов М. А., Чуланова О. Л., Чуркина М. А., Шипилов В., Яркова Т. А. и др. Однако на сегодняшний день нет четкого определения термина «soft skills».

В буквальном переводе с английского языка данное понятие означает «мягкие навыки» или «гибкие навыки», т. е. навыки, обладание которыми не относится к профессиональной группе. В Кэмбриджском словаре понятие «soft skills» рассматривается как личные качества человека, которые позволяют взаимодействовать с другими людьми более эффективно и гармонично, например осуществлять продуктивную коммуникативную деятельность. Но даже это ёмкое представление довольно неотчетливо [14].

Отечественные исследователи рассматривают и определяют понятие «soft-skills» через призму своего восприятия и сферы научных интересов. Однако почти все определения частично взаимосвязаны, а некоторые из них тесно переплетены друг с другом.

По мнению Абашкиной О., soft skills — это человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата [10]

Татаурщикова Д. считает, что Soft-skills (англ. — «мягкие» навыки») — это унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К таким навыкам относятся: управление личным развитием, умение оказывать первую медицинскую помощь, умение грамотно распоряжаться своим временем, умение убеждать, умение вести беседы, лидерство и т. д. [2, с. 208]

Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. считают, что «soft skills» следует рассматривать как «мягкие компетенции», которые характеризуются развитием в «профессиональной деятельности» и наличие которых вызывает «пристальное внимание работодателей при приеме на работу и при формировании модели компетентности для конкретных должностей» [5]

Портланд Ю. определяет «soft skills» как социальные навыки, дающие возможность устанавливать взаимодействие с разными возрастными категориями людей [11]

Шипилов В. определяет soft skills как социально-психологические навыки: коммуникативные, лидерские, командные, публичные и другие, которые могут быть полезны в большинстве жизненных ситуаций, связанных с тем, как люди взаимодействуют друг с другом [12, с. 224]

В 2016 году на Мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) были сформулированы основные, общепринятые гибкие навыки, необходимые человеку в XXI веке для успешной профессиональной деятельности и повседневной жизни [3, с.14–15]. Так, к данным навыкам отнесли: комплексное многоуровневое решение проблем; критическое мышление; креативность; управление людьми; сотрудничество с другими; эмоциональный интеллект; суждение и принятие решений; клиентоориентированность; умение вести переговоры; когнитивная гибкость; эффективный поиск работы; селф-менеджмент (self-management)

Мягкие навыки часто представляют в виде концепции «4K», объединяющей следующие навыки:

  1. Коммуникационные навыки: Важно, чтобы старшеклассники умели эффективно общаться через цифровые технологии, такие как электронная почта, социальные сети и мессенджеры. Для этого необходимо ясно и точно выражать свои мысли как на письменной, так и на устной форме, а также уметь слушать и понимать других.
  2. Критическое мышление: В цифровой среде старшеклассники сталкиваются с огромным объемом информации. Они должны развивать способность анализировать и оценивать информацию, отделять правдивые данные от ложных и принимать осознанные решения.
  3. Кооперация: В эпоху цифровых технологий взаимодействие и сотрудничество с другими людьми стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Старшеклассникам необходимо уметь строить эффективные отношения, работать в коллективе, проявлять терпимость, умение слушать и учитывать точки зрения других.
  4. Креативность и проблемное мышление: В цифровой среде, где технологии и инновации развиваются с огромной скоростью, старшеклассники должны быть способны генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем и обладать творческим потенциалом.

Помимо «4К» не менее важным для старшеклассников является управление временем. Старшеклассники должны обладать навыками управления своим временем, устанавливать приоритеты и организовывать свою работу наиболее эффективным образом.

Все эти особенности soft skills старшеклассников в цифровой среде играют значительную роль в их успехе и профессиональном развитии. Поэтому важно, со стороны психологов и педагогов уделять должное внимание развитию этих навыков, помогая старшеклассникам стать успешными и уверенными в эру цифровых трансформаций. [8]

Таким образом, формирование у поколения цифровой эпохи надпрофессиональных навыков тесно взаимосвязано с развитием у них разных видов мышления. Современные детерминанты развития «мягких навыков» обозначаются в статье С. Н. Бацунова, И. И. Деречи, И. М. Кунгуровой, Е. В. Слизковой [1].

Способность критически мыслить, проявлять креативность, быстро адаптироваться и решать новые задачи, способность и готовность учиться новому на протяжении всей жизни и умение смотреть на проблему с разных сторон очень необходимы каждому человеку. Еще более важным является умение эффективной коммуникации с людьми и способность работать в команде.

Развитие этих навыков поможет старшеклассникам стать успешными и уверенными в себе гражданами в цифровой эпохе. Впереди старшеклассников ожидает не только учебный процесс, но и поиск работы, обучение в высших учебных заведениях и взаимодействие социальной средой. Все эти сферы требуют от них развития навыков, которые выходят за рамки владения только техническими навыками. Развитие soft skills позволяет молодым людям быть конкурентоспособными на рынке труда и успешно адаптироваться в быстро меняющейся среде.

Сталкиваясь с различными вызовами и задачами в цифровой среде, ученики должны развивать конкретные Soft Skills, чтобы успешно справляться с современными требованиями и достигнуть успеха.

Старший школьный возраст является благоприятным периодом для реализации данных задач, тем более что без проведения специальной работы у подрастающего цифрового поколения формируются такие типы и особенности мышления, которые характеризуются в научной литературе в большей степени с отрицательной стороны. Сюда можно отнести его клиповость, что подчеркивает в своей статье Я. А. Завалихина, которая сочетается с мозаичностью сознания, на что указывает А. Л. Крайнов, некритичность, что проверяют в исследовании Н. В. Богачева, Е. В. Сивак, несистемность, которую, по мнению А. С. Андриященко, необходимо преодолевать за счет организации соответствующей развивающей работы, импульсивность, на чем акцентируют внимание Е. Ю. Ромашина и И. И. Тетерин, трудности в обобщении материала, описанные в книге С. М. Бондаренко и B. C. Ротенберга, и др. [9].

Литература:

  1. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 4 (апрель). — С. 12–21. — URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm.
  2. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе. –СПб.: Питер, 2005. — 208 с.
  3. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. — 2019. — № 5. — С. 14–20
  4. Зверева Л. Г., Ткачева А. Г. Этапы и пути становления цифрового образования в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1–1. С. 67–71.
  5. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников, Интернет-журнал «Науковедение», 2017
  6. Комаров В. В. Основные направления работы Центра исследований социальных девиаций г. Тамбова. В сб.: Профилактика экстремизма в системе образования. М.; 2019. Вып. 2. С. 35–40.
  7. Пазухина С. В. Мышление поколения digital natives в VUCA-мире: особенности исследования soft skill старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 12. С. 121–132. URL:http://e-koncept.ru/2021/211085.htm. DOI:10.24412/2304–120X-2021–11085
  8. Пашкова И. И. Важность развития Soft Skills в условиях Vuga-мира [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-razvitiya-soft-skills-v-usloviyah-vuca-mira/viewer
  9. Понарина Н. Н. Создание цивилизации в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. C. 44–47.
  10. Раицкая, Л. К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/v/soft-skills-v-predstavlenii-prepodavateley-istudentov-rossiyskihuniversitetov-v-kontekste-mirovogo-opyta (Дата обращения: 13.11.2023).
  11. Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm. (дата обращения: 13.11.2023).
  12. Шипилов В. Перечень навыков soft skills и способы их развития. Available at: https: Z/www.cfin.ro/management/people/devval/soft-ski 11s
  13. Ярославцева А. В. Актуальность формирования навыков soft skills средствами робототехники у мальчиков во внеурочной деятельности. Вестник Гжельского государственного университета. 2020; № 6
  14. Cambridge Dictionary. [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/soft-skills (дата обращения: 13.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): навык, цифровая среда, старшеклассник, цифровая эпоха, критическое мышление, повседневная жизнь, развитие, умение, эмоциональный интеллект.


Задать вопрос