Формирование soft skills обучающихся СПО с помощью цифровых компетенций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 11.11.2021

Статья просмотрена: 781 раз

Библиографическое описание:

Шалдина, А. В. Формирование soft skills обучающихся СПО с помощью цифровых компетенций / А. В. Шалдина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 65-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16738/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются онлайн инструменты, применение которых может быть эффективно при формировании надпрофессиональных компетенций и soft skills у обучающихся СПО.

Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции, digital-компетенции, концепция lifelong learning, soft skills.

Сегодня в плане реформирования и модернизации глобальной образовательной среды особое внимание уделяется цифровизации образования. Стало понятно, что традиционной модели образования, направленной только на получение знаний, нет места в современном мире. Поэтому необходима трансформация всей парадигмы образования и пересмотр существующих методов и моделей обучения, нацеленных на развитие навыков общей цифровой грамотности, социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире. А изменения на рынке труда, которые происходят в последний год и вызванные пандемией Covid-19, диктуют новые требования к будущим специалистам. Всё больше внимания направлено на развитии надпрофессиональных компетенций специалистов (soft skills), особенно в области владения цифровыми технологиями.

Обратившись к истории, можно заметить, что уже в 1918 году ученым Фонда Карнеги Чарльзом Риборгом Манном было экспериментально доказано, что 85 % успеха в работе специалиста определяется уровнем развития навыков и умений в области коммуникаций (soft) и только 15 % успеха обеспечивается высоким уровнем развития профессиональных (hard) компетенций [3]. В наше время также все больше ценится умение работать в команде, способность к кооперации, то есть горизонтальные структуры управления. Именно поэтому формирование soft skills обучающихся СПО нужно начинать с первого курса и продолжать в течение всего курса обучения.

Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» к 2024 году в Российской Федерации будет создана современная и безопасная цифровая образовательная среда, которая будет обеспечивать формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы [2].

Главный вопрос, который волнует нас в рамках данного исследования, касается роли digital компетенций в развитии soft skills студентов.

К digital компетенциям будем относить не только работу с компьютером, но и свойства личности, так называемый «цифровой талант». Фактически, диджитал-навыки — это знания и умения, которые определяют специализацию профессионала. Сюда можно включить технические навыки и умения, использование в работе готовых технологичных решений. Например, профессиональные социальные сети. Уже сегодня во всех странах компетенции в области ИКТ включены в набор базовых (ключевых, надпрофессиональных) компетенций специалиста.

В отчете Европейского союза «Модель цифровых компетенций для граждан (The Digital Competence Framework for Citizens)» представлена классификация цифровой компетентности, состоящей из 5 областей, таких как: информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность и решение проблем и 21 цифровой компетенции, которые нужны людям в современном мире [1]. Например, в область «Коммуникация и сотрудничество» входят следующие компетенции:

– Взаимодействие посредством цифровых технологий;

– Обмен посредством цифровых технологий;

Гражданское участие посредством цифровых технологий, которое подразумевает применение жителями государственных цифровых услуг для непосредственного участия в жизни общества, например, онлайн голосование;

Сотрудничество с использованием цифровых технологий;

Этикет в сети. Данная компетенция предполагает знания правил и норм поведения при коммуникации в цифровых средах, умения адаптироваться к конкретной аудитории, ее поколенческому разнообразию;

Управление своей цифровой идентичностью.

Представленная классификация применяется в 21 стране Евросоюза (Франция, Италия, Великобритания, Польша и пр.) и дает рекомендации для обучения людей и разработки политики в области развития цифровой экономики.

Тесную взаимосвязь с уровнем владения современными цифровыми технологиями имеют и еще две надпрофессиональные компетенции, которые отмечаются исследователями как ключевые для цифровой эры — управление информацией и вычислительное мышление.

Эффективное применение цифровых технологий обозначилось и при неформальном учебном взаимодействии, а также во время дистанционного обучения. Локдаун и онлайн обучение показало, что посещение лекций, музеев, театров возможно реализовать с помощью онлайн сервисов. А проведение виртуальных экскурсий по предприятиям или дней открытых дверей в ВУЗах и колледжах возможно из любой точки планеты.

Концепция lifelong learning или образования в течение всей жизни предполагает тесную взаимосвязь формального и неформального обучения, только в этом случае будет развиваться весь спектр необходимых для общества компетенций, в том числе надпрофессиональных.

Зарубежные исследователи С. Матрикс и Я. Хадсон рассмотрели применение инфографики и графического дизайна в учебных заданиях для студентов, а также продемонстрировали их влияние на развитие компетенций, которые помогают приобщиться к визуальной цифровой культуре [3]. Кроме обучения визуальной цифровой грамотности, студенты, которые выполняют задания с графическим дизайном, развивают в себе такие качества как креативность и гибкость мышления, а также получают навыки управления информацией и критического мышления, что подтверждается и исследованиями других ученых.

Еще одним трендом в образовании становится геймификация. Уже сейчас доказана ее эффективность для развития и оценки когнитивных компетенций, а также компетенций в сфере межличностного взаимодействия. Кроме того, данный формат удобен не только в офф-лайн, но и зарекомендовал себя в онлайн формате, так как помогает увеличить уровень вовлеченности и мотивации студентов в образовательный процесс. Применяется не только в образовании младших школьников, но и взрослых.

С помощью игровых технологий лучше происходит закрепление пройденного материала, поиск нестандартных путей решения стоящих перед студентами задач. Через игры и игрофикации, помимо когнитивных компетенций, у студентов развиваются такие компетенции, как взаимодействие с людьми, нестандартность решения проблем, весь спектр коммуникативных компетенций, но с акцентом на ведение переговоров. Однако не стоит полностью переключаться в образовательной деятельности на геймификацию, можно вводить лишь ее элементы на учебных занятиях.

В таблице 1 представлены некоторые онлайн инструменты, применение которых может быть эффективно при формировании надпрофессиональных компетенций у обучающихся колледжа. Данные инструменты были использованы в учебной и внеурочной деятельности во время онлайн обучения студентами Радиотехнического колледжа Санкт-Петербурга.


Таблица 1

Инструмент

Описание

Развиваемые компетенции

Пример использования

Инструменты видеосвязи

Призваны для организации взаимодействия между обучающимися и педагогами, с возможностью передачи документов и медиафайлов. Например: Zoom, Discord, Skype.

  1. Цифровая компетенция;
  2. Коммуникативная компетенция;
  3. Эмоциональный интеллект.

Проведение лекций и практических занятий, опросов, классных часов.

Блогинг, социальные сети и онлайн сообщества

Призваны помочь с поддержкой межличностной коммуникации как внутри студенческого коллектива, так и между педагогами и обучающимися. Технологии помогают организовать быстрое взаимодействие и обратную связь в процессе обучения. Например: Whats App; Вконтакте, Телеграм, Instagram.

  1. Коммуникативная компетенция;
  2. Критическое мышление;
  3. Работа с информацией.

Разработка и запуск онлайн марафона в телеграм-канале. Ведение сообщества учебной группы в социальной сети Вконтакте, что способствует вовлечению студентов в учебный процесс в комфортных условиях, использование элементов геймификации.

Виртуальные доски, QR-коды

Виртуальные доски помогают в проведении занятий в реальном времени, с возможностью автоматического усвоения материала за счет включения обучающихся в объяснение «у доски». QR-коды можно использовать для быстрого доступа к информационным ресурсам или заданиям к практическим работам.

  1. Цифровая компетенция;
  2. Навыки обратной связи;
  3. Эмоциональный интеллект.

Разработка заданий к текущей аттестации с применением QR-кодов

Web-квесты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности. Развитие нестандартного мышления и работы в команде.

  1. Цифровая компетенция;
  2. Коммуникативная компетенция;
  3. Эмоциональный интеллект;
  4. Командная работа.

Web-квесты могут применяться в групповой и индивидуальной работе над проектами.

Разработан и внедрен в учебный процесс квест «Зеленое ГТО» и квест «Математическая статистика»

Инструменты онлайн-визуализации

Инструменты визуализации информации, такой как Canva. Помогает в разработке брошюр, инфографики

  1. Визуальная цифровая грамотность;
  2. Управление информацией;
  3. Креативность.

Визуализация идей и проектов обучающихся с применением инструментов графического дизайна и онлайн инфографики.


Помимо перечисленных инструментов на soft skills обучающихся СПБ ГБПОУ «Радиотехнический колледж» оказывают влияние образовательные челленджи, реализуемые в рамках международного проекта «Развитие предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Вены». Челлендж Storytelling позволяет обучающимся научиться пробуждать интерес публики к своей презентации и умению удержать внимание окружающих. Челлендж BeaYES помогает студентам увидеть и использовать свои сильные стороны. Они учатся принимать решение и действовать самостоятельно. На втором-третьем курсе ребятам предлагается погрузиться в челлендж Empathy. При помощи карты эмпатии можно провести целенаправленный, сфокусированный на определённую идею анализ заказчика. Цель — поставить себя на место клиента (заказчика), другого человека и благодаря этому скоординировать идею (стратегический маркетинг) лучше понимая потребности клиента. Все это помогает в дальнейшем при трудоустройстве выпускников.

Новые технологии стремительно входят в жизнь современного общества. А обучающиеся СПО становятся той частью населения, которая в ближайшем будущем выйдет на рынок труда, и работа их будет связана с информационно-коммуникационными технологиями. В связи с этим важным представляется оценка их цифровых компетенций, полученных за время учебы в колледже, а также выявление инструментов, которые способствуют формированию soft skills.

Литература:

  1. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018–122 с.
  2. Официальный сайт Министерства Просвещения Российской Федерации. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 12.07.2021).
  3. Пеша А. В. Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в формате онлайн // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 3, https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN320.pdf (дата обращения: 12.07.2021).

Ключевые слова

soft skills, надпрофессиональные компетенции, digital-компетенции, концепция lifelong learning

Похожие статьи

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

WebQuest как метод обучения студентов колледжа основам безопасности жизнедеятельности

В статье представлен WebQuest как особый метод обучения, ориентированный на высокий уровень активности студента. WebQuest позволяет не только формировать предметные знания. В процессе реализации WebQuest реализуется активное взаимодействие участников...

Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях

В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.

Формирование и развитие soft skills средствами ТРИЗ

В статье автор описывает возможность формирования и развития софт скиллс навыков средствами теории решения изобретательских задач.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Компетентностный подход как базовый в подготовке государственных служащих в условиях цифровой трансформации

В статье автор исследует основные необходимые компетенции государственных служащих для их профессионального развития в условиях цифровой трансформации государственного управления.

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Soft skills как ключевой навык специалиста в цифровой экономике

В трансформирующейся на сегодняшний день парадигме цифровой экономики и информатизации «мягкие» навыки (soft-skills), которые не имеют привязок к узкой профессиональной деятельности, имеют основной вес значения для того, чтобы цифровая экономика проц...

Похожие статьи

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

WebQuest как метод обучения студентов колледжа основам безопасности жизнедеятельности

В статье представлен WebQuest как особый метод обучения, ориентированный на высокий уровень активности студента. WebQuest позволяет не только формировать предметные знания. В процессе реализации WebQuest реализуется активное взаимодействие участников...

Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях

В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.

Формирование и развитие soft skills средствами ТРИЗ

В статье автор описывает возможность формирования и развития софт скиллс навыков средствами теории решения изобретательских задач.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Компетентностный подход как базовый в подготовке государственных служащих в условиях цифровой трансформации

В статье автор исследует основные необходимые компетенции государственных служащих для их профессионального развития в условиях цифровой трансформации государственного управления.

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Soft skills как ключевой навык специалиста в цифровой экономике

В трансформирующейся на сегодняшний день парадигме цифровой экономики и информатизации «мягкие» навыки (soft-skills), которые не имеют привязок к узкой профессиональной деятельности, имеют основной вес значения для того, чтобы цифровая экономика проц...