В статье рассматривается проблема формирования гибких навыков (soft skills) у будущих учителей английского языка в системе высшего педагогического образования. Обосновывается актуальность этой задачи в связи с возрастающими требованиями современного рынка труда.
Ключевые слова: гибкие навыки, soft skills, подготовка учителей английского языка.
Современный рынок труда предъявляет все более высокие требования к выпускникам педагогических вузов, готовящим учителей английского языка. Помимо прочного овладения предметными знаниями и методикой преподавания, от будущих учителей ожидается наличие развитых гибких навыков. Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью [1]. Данные навыки, включают в себя: критическое мышление, творчество, коммуникативность и лидерские качества, также они играют ключевую роль в эффективной работе учителя и его способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о том, каким образом можно организовать подготовку будущих учителей английского языка, чтобы сформировать у них необходимый комплекс гибких навыков. Данная статья ставит целью проанализировать возможные подходы к решению этой задачи.
Теоретические основы формирования гибких навыков Теоретическим фундаментом формирования гибких навыков у будущих учителей английского языка могут служить концепции отечественных ученых, разрабатывающих подходы к развитию надпрофессиональных компетенций.
Согласно теории деятельностного подхода Рубинштейна-Леонтьева, гибкие навыки формируются в процессе активной познавательной и практической деятельности обучающихся [2]. Важную роль при этом играет включение студентов в разнообразные социальные практики, где они могут перенимать опыт и модели поведения от более компетентных наставников.
Другой теоретический подход, разработанный Зимней И. А., рассматривает формирование гибких навыков как процесс «конструирования» знаний и умений в ходе самостоятельной учебно-познавательной деятельности [3]. В этой связи, особое значение приобретают методы обучения, стимулирующие студентов к активному поиску решений, выдвижению гипотез и критическому осмыслению информации.
Наконец, концепция личностно-ориентированного образования Хуторского А. В. указывает на важность создания в учебном процессе условий, побуждающих студентов к переосмыслению своих ценностей, установок и поведенческих моделей [4]. Трансформация личностных смыслов, по мнению автора, выступает основой формирования гибких навыков, связанных с самореализацией, творчеством и эффективной коммуникацией.
Таким образом, теоретической базой развития гибких навыков у будущих учителей английского языка могут служить концепции деятельностного подхода, компетентностной модели образования и личностно-ориентированной парадигмы, разработанные отечественными исследователями.
В российских педагогических университетах всё более широкое распространение получают практико-ориентированные методы, такие как проектное обучение, кейс-стади, деловые игры. Так, в Московском педагогическом государственном университете студенты регулярно вовлекаются в реализацию социально-педагогических проектов, связанных с внедрением инклюзивных практик в школах, разработкой программ дополнительного образования и др. Подобная деятельность позволяет будущим учителям развивать креативность, критическое мышление, умение работать в команде.
В зарубежных вузах распространен подход «обучения через служение» (service learning), при котором студенты участвуют в волонтерских программах и общественных инициативах, совмещая образование с практической деятельностью на благо общества. Университет Райса (США), к примеру, реализует программу Urban Immersion, где студенты-педагоги проходят стажировки в школах малообеспеченных районов, развивая навыки межкультурного взаимодействия и социальной ответственности.
Многие ведущие университеты мира также активно внедряют цифровые технологии в образовательный процесс. Так, в Стэнфордском университете действует платформа Геймификации обучения по дизайнеру, где студенты на практике осваивают принципы геймификации и разрабатывают обучающие игры, формируя компетенции в IТ-сфере и образовательных инновациях.
Общей чертой лучших практик является акцент на вовлечение студентов в активную практическую деятельность в реальных или приближенных к реальности условиях. Такой опыт способствует развитию целого комплекса гибких навыков — коммуникации, креативности, критического мышления, навыков совместной работы и лидерства.
На основе анализа российского и мирового опыта можно выделить наиболее эффективные методы формирования гибких компетенций будущих педагогов, включающие проектное обучение, организацию стажировок, волонтерскую деятельность, применение ИКТ и геймификации, а также другие активные и практико-ориентированные подходы.
Методы формирования гибких навыков в подготовке учителей английского языка. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что наиболее эффективными методами развития гибких навыков у будущих учителей английского языка являются:
— Проектно-ориентированное обучение. Выполнение комплексных учебных проектов, нацеленных на решение реальных практических задач, способствует развитию креативности, критического мышления, навыков командной работы и коммуникации. Работая над проектами, студенты учатся ставить цели, планировать деятельность, распределять обязанности в команде, находить нестандартные решения проблем. Презентация результатов проектов перед аудиторией также развивает навыки публичных выступлений.
— Использование активных методов обучения. Методы, основанные на вовлечении студентов в дискуссии, ролевые игры, «мозговые штурмы» и другие интерактивные формы работы, развивают гибкие навыки, связанные с коммуникацией, лидерством и умением работать в команде. Такие формы занятий позволяют студентам приобрести опыт аргументации своей позиции, ведения переговоров, принятия решений в условиях неопределенности.
— Организация практико-ориентированных стажировок и волонтерской деятельности. Включение студентов в реальные образовательные практики под руководством опытных наставников способствует формированию профессиональных компетенций и развитию гибких навыков в контексте будущей педагогической деятельности. Студенты получают возможность применить теоретические знания на практике, а также научиться эффективно взаимодействовать с учениками, коллегами и родителями.
— Применение информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Использование современных ИКТ в учебном процессе развивает у студентов креативность, критическое мышление, навыки самоорганизации и управления информацией. Работа с различными цифровыми инструментами, создание мультимедийных проектов, организация виртуальных коммуникаций — все это способствует формированию гибких навыков, востребованных в условиях цифровой трансформации образования.
— Включение в учебные программы специальных курсов и модулей, нацеленных на развитие гибких навыков. Такие курсы могут быть посвящены, например, тайм-менеджменту, ораторскому искусству, эффективному командообразованию, решению конфликтных ситуаций и т. д. Интеграция данных модулей в учебные планы бакалавриата и магистратуры позволяет систематически работать над формированием надпрофессиональных компетенций будущих учителей.
— Формирование гибких навыков у будущих учителей английского языка является важной задачей системы высшего педагогического образования. Решение данной задачи требует внедрения в учебный процесс инновационных методик, ориентированных на активное вовлечение студентов в практико-ориентированную деятельность и развитие их надпрофессиональных компетенций.
Применение таких подходов, как проектное обучение, использование активных методов и современных цифровых технологий, организация практических стажировок и специализированных курсов, позволит подготовить конкурентоспособных выпускников, способных успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.
Таким образом, формирование гибких навыков у будущих учителей английского языка является комплексной задачей, решение которой предполагает серьезные изменения в содержании, формах и методах высшего педагогического образования. Только в этом случае выпускники педагогических вузов смогут стать востребованными и конкурентоспособными специалистами, способными успешно адаптироваться к динамично меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Литература:
- Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / Бермус. — Текст: электронный // Интернет-журнал «Эйдос»: [сайт]. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–12.htm (дата обращения: 10.03.2024).
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Савина, Н. В. Развитие гибких навыков у студентов педагогических вузов в процессе обучения / Н. В. Савина, Е. В. Пронина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2020. — Т. 26. — № 2. — С. 153–158.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64.
- Boyatzis, R. E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance / R. E. Boyatzis. — New York: John Wiley & Sons, 1982. — 328 p.
- Robles, M. M. Executive Perceptions of the Top 10 Soft Skills Needed in Today's Workplace / M. M. Robles // Business Communication Quarterly. — 2012. — Vol. 75. — No. 4. — P. 453–465.
- Soft skills. — Текст: электронный // Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК) РУДН: [сайт]. — URL: https://ippk.rudn.ru/softskills (дата обращения: 12.03.2024).