Традиционные методы обучения английскому языку уже давно устарели. Уровень понимания знаний и возможность дальнейшего их применения у будущих учителей английского языка при вышеописанной форме обучения ничтожно малы. Отсутствуют условия, способствующие развитию мыслительных способностей студентов. Поэтому в настоящее время становится популярным использование интерактивных технологий в обучении английскому языку. Статья посвящена анализу литературы и поиску наиболее эффективных интерактивных технологий в обучении английскому языку.
Ключевые слова: мыслительные способности, интерактивные методы обучения английскому языку, метод проектов, ролевая игра, деловая игра, дискуссия.
Согласно ФГОС ВО РФ [1], программа обучения должна устанавливать у будущих учителей английского языка определенное количество универсальных и общепрофессиональных компетенций, из которых мы отметим системное и критическое мышление, а также академический уровень коммуникации не только на государственном, но и на иностранном, в нашем случае, на английском. Кроме того, педагогическая деятельность требует творческого подхода, в связи с чем стоит отметить, что формирование творческого мышления у будущих учителей английского языка крайне важно. Профессия педагога предполагает также исследовательскую деятельность, для которой характерно аналитическое мышление. Все перечисленные виды мышления являются обязательными требованиями будущих учителей английского языка.
С точки зрения теории С. Л. Рубинштейна, начальной точкой мыслительной деятельности является проблемная ситуация, т. е. определенная задача, на решение которой направлен мыслительный процесс [2]. С позиции педагогики, в основе мыслительной деятельности лежит педагогическая ситуация или задача. Программа обучения по направлению «Педагогическое образование» состоит из учебных дисциплин, разработанных с целью формирования у будущих специалистов педагогического мышления (мыслительных способностей педагога), а именно подготовки к работе с педагогическими задачами, но как показывает практика, у студентов педагогических институтов возникают трудности с:
— обоснованием решения педагогических задач;
— выявлением противоречия, источника развития анализируемого события, действия, явления;
— определением педагогических категорий, представленных в задачах;
— оперированием абстрактных понятий.
Для того, чтобы выпустить компетентного учителя английского языка необходимо изменить процесс обучения: его структуру, организацию деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.
Интерактивные технологии или интерактивный метод обучения впервые были введены в 1975 году немецким исследователем Гансом Фрицом. Под интерактивной педагогикой он понимал организацию такого учебного процесса, где учащиеся могли бы активно взаимодействовать, т. е. вовлекаться в обсуждение или какое-то совместное действие. Особенность интерактивной педагогики заключается в том, что учащиеся не являются пассивными слушателями или наблюдателями, а принимают активное участие в учебном процессе.
И. А. Петухов трактует интерактивный метод обучения как «способ познания, который осуществляется в формах совместной деятельности обучающихся». Иными словами, участники учебной деятельности взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Стоит отметить, что учебная среда выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта [3].
Рационально мнение Е. И. Пометуна, который подчеркивает в интерактивном обучении систему способов, приемов и методов, основанных на взаимодействии педагога с учащимися, учащихся между собой, и самое важное, на постоянной активности учащихся. Равноправие между учителем и учениками в интерактивном обучении позволяет отметить уникальность данного метода, в отличие от традиционных методов, где учитель имеет статус выше нежели ученики. Именно эта особенность интерактивного метода является причиной достижения высоких результатов. Но не стоит забывать о том, что интерактивный учебный процесс требует соответствующего внимания со стороны учителя в организации учебного процесса.
При организации занятий с использованием интерактивных технологий необходимо соблюдать некоторые правила:
- Все участники учебного процесса без исключения должны принимать активное участие. Следовательно, рекомендуется выбирать те методы, которые предполагают участие всех студентов.
- Моральное состояние участников играет важную роль при организации учебного процесса. Рекомендуется подготавливать студентов к интерактивным заданиям, поскольку бывают студенты, не проявляющие себя активно в учебной деятельности. Приветствуется поощрение таких студентов за активное участие.
- Несмотря на эффективность интерактивных методов обучения, их чрезмерное использование может негативно повлиять на состояние учащихся. Необходимо выбрать метод с учетом количества участников, поскольку качество обучения и количество участников находятся в прямой связи.
- Не стоит забывать об организации комфортного пространства для проведения занятий.
- Важно обсуждать со студентами организационные вопросы, например регламент выступления. Необходимо ввести правило, которое предполагает толерантность и уважение к точке зрения других.
- При разделении участников на группы рекомендуется учитывать их желание. Добровольное разделение в группы приветствуется. В некоторых случаях можно воспользоваться принципом случайного выбора.
Стоит отметить большое разнообразие интерактивных технологий, что позволяет, во-первых, использовать данные методы при обучении всем видам речевой деятельности, во-вторых, использовать их при работе с учащимися разных возрастных групп и на разном уровне обучения.
В результате анализа литературы мы выделили основные интерактивные технологии, наиболее часто используемые в обучении английскому языку: дискуссия, ролевая и деловая игра, метод проектов.
Основная цель дискуссии заключается в достижении согласия, единого решения по обсуждаемой теме. Поэтому в ходе дискуссии участники стремятся к достижению одной точки зрения, наиболее приемлемой в данной ситуации, которую поддерживает большинство участников дискуссии [4]. Таким образом, одна из предложенных точек зрения становится решением проблемы, что происходит в результате аргументированности мнения.
Дискуссия представляет собой коммуникативный метод, который направлен на обучение английскому языку через коммуникацию. Коммуникативные навыки у студентов формируются за счет непредсказуемых моментов.
Ролевой игре существенно наличие определенного количества персонажей и проблемной ситуации. Каждый участник ролевой игры в процессе организует свое речевое и неречевое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Иными словами, процесс строится на импровизации студентов. Ролевая игра может состоять как из одного коммуникативного акта, так и сложного коммуникативного акта, состоящего из серии простых, объединенных ситуацией и общей коммуникативной целью.
Деловая игра в отличие от ролевой является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них — и действий профессиональных.
Метод проектов — это выполнение индивидуального или коллективного проекта в соответствии с заданной темой, помогающий развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, их коммуникативных и научно-исследовательских умений, творческой активности.
Метод проектов применяется в целях формирования системы знаний и умений студентов, развития способности излагать собственные идеи, умения разрешать возникающие проблемы.
Благодаря таким методам как дискуссия, ролевая и деловая игры у студентов будущих учителей английского языка повышаются коммуникативные навыки и пятый уровень мыслительных способностей — оценивание. Это происходит за счет оценивания ситуации в дискуссии, оценивания точки зрения не только оппонентов, но и своей.
Отдельное внимание стоит уделить методу проектов, который требует активизации сразу всех уровней мыслительных способностей. Например, в процессе проектирования студенты анализируют информацию, оценивают ценность и актуальность анализируемой информации и переходят к оформлению результатов, то есть отбору конкретной информации и непосредственно созданию проектов.
Благодаря многообразности методов интерактивного обучения у студентов совершенствуются такие качества ума как широта, гибкость, глубина, за счет оценивания и выслушивания других мнений улучшается критичность ума, и наконец, в результате самостоятельных исследований, поисков информации развивается самостоятельность ума.
Литература:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт педагогического образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018г., № 121 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2018г.
- Петухов, И. А. Применение интерактивных технологий на уроках английского языка для развития навыков говорения на среднем этапе обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. — Йошкар-Ола, 2015. — С. 134–138
- Дмитренко, Т. А. Современные технологии обучения иностранному языку в системе высшего образования: учебное пособие / Т. А. Дмитренко. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 164 c.