Развитие мыслительных способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Е. И. Развитие мыслительных способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения английскому языку / Е. И. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 453-456. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81764/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время владение английским языком открывает человеку больше возможностей в плане профессиональной деятельности и личной жизни. Именно поэтому нынешнее общество требует высококвалифицированных и компетентных учителей английского языка. Согласно федеральному государственному стандарту РФ будущие учителя английского языка должны владеть определенными универсальными и общепрофессиональными компетенциями, среди которых мы выделяем способность критического мышления, которая в свою очередь требует активизации мыслительных способностей высокого порядка. Статья посвящена поиску наиболее эффективного способа развития мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.

Ключевые слова: мыслительные навыки высокого порядка, интерактивные методы обучения английскому языку.

Today English language skills give more opportunities to people. That’s why the society need high-qualified and competent English teachers. According to the state educational standard of RF a pre-service English teachers must have universal and professional competencies among which we highlight critical thinking skills. Critical thinking skills require activating of higher-order thinking skills. The article devoted to research of the most effective ways of the development of pre-service English teachers higher-order thinking skills.

Keywords: higher-order thinking skills, interactive methods of English teaching.

Способность находить аналогии, устанавливать ассоциации, проявлять независимость мышления, быть способным посмотреть с новой стороны на нечто давно и хорошо известное называется мыслительной способностью .

В. Д. Шадриков

По мнению зарубежных исследователей в области педагогики, показателями мыслительных способностей человека являются уровни. Впервые уровневую классификацию (таксономию) мыслительных способностей представил Б. Блум в 1956 году. Он выделил шесть уровней мыслительных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка, которые подразделяются в мыслительные навыки низкого порядка (знание, понимание и применение) и мыслительные навыки высокого порядка (анализ, синтез и оценка). В 2001 году Л. Андерсон и Д. Кратволь предложили обновленную таксономию Блума, где создание чего-то нового стоит выше оценивания. Главная особенность таксономии Блума и Андерсона заключается в том, что мыслительные способности развиваются по мере усвоения предыдущих уровней.

Существует иная классификация мыслительных способностей, предложенная Н. Уэббом. Он разработал схему «Depth of knowledge», в которой мыслительные способности подразделяются на 4 уровня: запоминание, навык, стратегическое мышление и расширенное мышление. Рассмотрим их подробнее.

Уровень 1. Вспоминание и воспроизведение оценивает способность студентов вспомнить простой факт из материала. Требует только усвоения материала.

Уровень 2. Навыки и концепты измеряют способность мышления студентов посредством воспоминания фактов. Данный уровень предполагает интерпретацию, классификацию, сравнение информации и фактов.

Уровень 3. Стратегическое мышление требует активизации мыслительных процессов высокого порядка. Студентам предоставляется возможность анализировать информацию, обобщить результаты, выстроить свою точку зрения и решить проблему.

Уровень 4. Расширенное мышление предполагает применение усвоенного материала в иных ситуациях. Данный уровень основан на стратегическом мышлении в более расширенных масштабах.

Отличительной чертой глубины знаний Уэбба от таксономии Блума является объект оценивания. Таксономия Блума ориентирована на измерение результат, в то время как DOK измеряет процесс обучения, который предполагает развитие мыслительных способностей студентов. Иными словами, таксономия Блума применяется для предоставления основы, а DOK Уэбба анализирует специфику заданий. Именно по этой причине, мы опираемся на DOK для исследования развития мыслительных способностей студентов-будущих учителей английского языка.

Согласно требованиям, для поступления в высшее учебное заведение по направлению «Преподавание английского языка», студенты должны владеть уровнем В2, которое предполагает обязательное наличие уровня мыслительных способностей низкого порядка и желательное наличие мыслительных способностей высокого порядка. Следовательно, задачей вуза является развитие мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.

Как показывает практика, традиционное обучение, в котором студенты выступают в роли пассивного наблюдателя и слушателя, не требует от них активизации мыслительных способностей высокого порядка, в отличие от мыслительных способностей низкого порядка. Таким образом, обуславливается необходимость организации соответствующего учебного процесса, в котором студенты активно используют свои знания, умения и навыки, а также опыт.

В 1975 году немецкий исследователь Г. Фриц ввел понятие интерактивное обучение, которое, по его мнению, предполагает организацию такого учебного процесса, где учащиеся могли бы активно взаимодействовать, т. е. вовлекаться в обсуждение или какое-то совместное действие. Особенность интерактивной педагогики заключается в том, что учащиеся не являются пассивными слушателями или наблюдателями, а принимают активное участие в учебном процессе.

Главной целью применения интерактивных технологий в обучении английскому языку является активизация мыслительной деятельности обучающихся. К основным задачам относятся: 1) повышение мотивации к изучению английского языка; 2) эффективный результат в понимании изучаемого материала; 3) повышения навыка работы в группе, коммуникации между собой и толерантности к чужой точке зрения; 4) развитие навыка отстаивать свое мнение;5) выявление у студентов личных и профессиональных качеств; 6) развитие мыслительных способностей высокого уровня.

В отличие от традиционного обучения интерактивные технологии обучения позволяют студентам учиться самостоятельно решить ту или иную учебную задачу и применять ранее полученные знания в новых для них условиях. Также интерактивное обучение предусматривает иную от традиционного обучения логику: студенты идут не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания студентов служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Они пробуют себя в роли учителя, соответственно, делясь своими знаниями и опытом, берут на себя его функции. Именно поэтому у них повышается мотивация и увеличивается продуктивность обучения. Стоит отметить большое разнообразие интерактивных технологий, что позволяет, во-первых, использовать данные методы при обучении всем видам речевой деятельности, во-вторых, использовать их при работе с учащимися разных возрастных групп и на разном уровне обучения.

В результате анализа литературы в сфере интерактивного обучения, мы выявили наиболее эффективные методы интерактивного обучения, используемые на занятиях английского языка и способствующие развитию мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка.

Метод ролевой и деловой игры. Данные методы являются весьма разносторонними, поскольку ставят студентов с одной стороны в роли режиссера, с другой — в роли консультанта, и с третьей — в роли организатора определенной деятельности. Чем разнообразнее роли и позиции, тем разностороннее развивается личность студента. В данном случае развиваются мыслительные способности студентов в плане системности и гибкости мышления. Кроме того, студенты приобретают умение быстро ориентироваться и действовать в любых ситуациях.

Ролевой игре существенно наличие определенного количества персонажей и проблемной ситуации. Каждый участник ролевой игры в процессе организует свое речевое и неречевое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Иными словами, процесс строится на импровизации студентов. Ролевая игра может состоять как из одного коммуникативного акта, так и сложного коммуникативного акта, состоящего из серии простых, объединенных ситуацией и общей коммуникативной целью.

Деловая игра в отличие от ролевой является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них — и действий профессиональных.

На основе практического применения методов ролевых и деловых игр можно заключить, что у студентов повышается мотивация к изучению английского языке за счет большого интереса и желания принимать участие в такого рода играх. Как показывает практика, студенты с большей мотивацией готовят выступления и презентации к ним, что существенно повышает исследовательский навык каждого из них.

Метод дискуссии. Дискуссия (лат. diskussio — исследование, рассмотрение, разбор) — публичный спор, цель которого — выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Основная цель дискуссии заключается в достижении согласия, единого решения по обсуждаемой теме. Поэтому в ходе дискуссии участники стремятся к достижению одной точки зрения, наиболее приемлемой в данной ситуации, которую поддерживает большинство участников дискуссии. Таким образом, одна из предложенных точек зрения становится решением проблемы, что происходит в результате аргументированности мнения. По форме проведения дискуссии можно разделять на (Н. Т. Оганесян): дебаты; круглый стол; мозговой штурм.

Метод дискуссии целесообразно использовать для формирования способности оценивания, поскольку в процессе дискуссии студенты прибегают к критическому оцениванию не только мнения оппонентов, но своего мнения.

Метод проектов. Данный метод предполагает выполнение индивидуального или коллективного проекта в соответствии с заданной темой, помогающий развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, их коммуникативных и научно-исследовательских умений, творческой активности. Метод проектов применяется в целях формирования системы знаний и умений студентов, развития способности излагать собственные идеи, умения разрешать возникающие проблемы. Основные этапы метода проектов: планирование; поисково-исследовательский этап; этап обобщения информации; презентация; подведение итогов.

Согласно многочисленным исследованиям метод проектов способствует развитию креативного, аналитического и критического мышления, а также воображения и памяти. Кроме того, за счет мотивированных самостоятельных поисков и анализа информации, их интерпретирования совершенствуется способность анализирования, что предполагает, развитие мыслительных способностей высокого уровня.

Таким образом, развитие мыслительных способностей высокого порядка у будущих учителей английского языка возможна только при организации учебного процесса с использованием интерактивного метода обучения.

Литература:

  1. Тукмуродова, М. Э. Интерактивные технологии обучения английскому языку // International scientific review of the problem and prospects of modern science and education. — Бостон, 2019. — С. 92–94
  2. Шадриков, В. Д. Профессиональные способности: монография / В. Д. Шадриков. — Москва: Университетская книга, 2010. — 320 c.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, высокий порядок, DOK, способность, студент, интерактивное обучение, уровень, ролевая игра, стратегическое мышление, традиционное обучение.


Ключевые слова

мыслительные навыки высокого порядка, интерактивные методы обучения английскому языку

Похожие статьи

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Методические рекомендации по преодолению коммуникативного барьера с помощью ИКТ при обучении говорению на английском языке учащихся старших классов на занятиях по английскому языку

Современные занятия по английскому языку невозможно представить без применения современных педагогических технологий. Особое влияние на овладение иностранным языком произвели информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). С их помощью занятия по анг...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Говорение как цель и средство коммуникативного игрового метода обучения на уроках английского языка в младшей школе

Статья посвящена эффективности практического применения игр для формирования навыка говорения на уроках английского языка в начальной школе. Тема исследования достаточно актуальна в настоящее время для изучения — в связи с важностью обучения, еще в м...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) может существенно расширить возможности образования. Стандартные формы обучения всё реже вызывают интерес учеников, появилась необходимость искать новые методы, одним из которых должно стать а...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Похожие статьи

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Методические рекомендации по преодолению коммуникативного барьера с помощью ИКТ при обучении говорению на английском языке учащихся старших классов на занятиях по английскому языку

Современные занятия по английскому языку невозможно представить без применения современных педагогических технологий. Особое влияние на овладение иностранным языком произвели информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). С их помощью занятия по анг...

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Говорение как цель и средство коммуникативного игрового метода обучения на уроках английского языка в младшей школе

Статья посвящена эффективности практического применения игр для формирования навыка говорения на уроках английского языка в начальной школе. Тема исследования достаточно актуальна в настоящее время для изучения — в связи с важностью обучения, еще в м...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Технология обучения письму на английском языке с помощью цифровых сервисов

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) может существенно расширить возможности образования. Стандартные формы обучения всё реже вызывают интерес учеников, появилась необходимость искать новые методы, одним из которых должно стать а...

Формирование коммуникационных универсальных действий младших школьников на уроках окружающего мира с использованием информационно-коммуникативных технологий

Формирование коммуникационных универсальных действий является обязательным условием успешной учебной деятельности младших школьников. Формирование коммуникационных универсальных действий происходит при изучении предметов, предусмотренных учебной прог...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Задать вопрос