В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного взаимодействия. Сделаны выводы, что использование данных технологий положительно влияют на процесс обучения.
Ключевые слова: взаимодействие, технологии, интерактивное взаимодействие, творческое применение знаний.
Проблема активизации познавательной деятельности студентов — одна из наиболее важных проблем в обучении иностранным языкам в вузе, поэтому поиск методов, которые позволили бы наиболее эффективно организовать совместную познавательную деятельность преподавателя и студентов, остаётся актуальным.
Нас интересует использование таких методов, форм и средств обучения, которые помогли бы студенту достичь не только высокого уровня владения языком, но и приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности с использованием иностранного языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения предусматривает широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Интерактивные методы являются способом целенаправленного усиленного взаимодействия преподавателя и учащихся по созданию оптимальных условий развития [1, с. 5].
Следовательно, в процессе обучения необходимо использовать такие методы, которые могут помочь студентам не только включиться в изучаемую ситуацию, но побудить их к активным действиям и воздействовать на их мотивацию. Исходя из этого, можно предположить, что основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Они позволяют наиболее эффективно организовать индивидуальную, парную и групповую работу, использовать проектную работу, ролевые игры, работать с документами и различными источниками информации. Поскольку интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи, они дают преподавателю возможность создать такую среду образовательного общения, которая характеризуется открытостью, постоянным контактом участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Особенности использования интерактивного взаимодействия на занятиях по иностранному языку освещаются в работах Г. М Андреева, Л. К. Гейхман, А. А. Вербицкого, Н. Д. Гальсковой, Н. В. Ваграмовой. Авторы полагают, что, организуя интерактивное взаимодействие в процессе обучения английскому языку, можно оптимизировать процесс овладения навыками иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях языкового вуза. Вместе с тем, наиболее эффективные методы интерактивного взаимодействия, обеспечивающие подготовку студентов к взаимодействию с представителями других культур, ещё недостаточно исследованы [2, с. 15].
Основная цель интерактивного обучения состоит в вовлечении обучающихся в познавательный процесс и предоставлении им возможности рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В ходе совместной деятельности студенты обмениваются своими знаниями и идеями [3, с. 55–61].
Интерактивное обучение включает в себя разнообразные технологии, наиболее распространенные из которых — обсуждение в парах/группах, метод проектов, деловые и ролевые игры, метод анализа ситуаций (case-study), метод мозгового штурма (brainstorming), метод критического мышления, метод активного чтения т. д. [4, с. 172–176]
М. В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. [6, с. 80]
Проанализировав научную литературу по данной проблеме, можно выделить основные рекомендации для организации интерактивного взаимодействия.
- Необходимость психологической подготовки участников, которая включает в себя речевые разминки.
- Вовлечение в совместную деятельность каждого участника группы.
- Оптимальное кол-во участников для продуктивного результата не меньше 5 и не больше 20.
- Предварительная договорённость с обучающимися относительно таких необходимых условий взаимодействия, как проявление уважения друг к другу, терпимости к иной точке зрения, умения выслушивать собеседника, не перебивая, и т. д.
- Создание удобной учебной среды, чтобы участники могли свободно перемещаться по аудитории, объединяясь в группы [5, с.125–128].
В настоящее время технологии интерактивного взаимодействия активно применяются на занятиях по английскому языку в высшем учебном заведении СФМГПУ, на базе которого осуществлялось посещение занятий по дисциплине «Практический курс английского языка». Мы наблюдали занятия в группе английского языка 3 курса (профиль подготовки «Методика преподавания английского и немецкого языка») и отметили использование следующих приёмов организации речевого взаимодействия:
1) Занятие по теме «Education» строилось на основе учебника «Практический курс английского языка» под редакцией В. Д. Аракина. Преподаватель семантизировал новые лексические единицы (types of school, stages of education, education policy, admission, curriculum etc.) с помощью дефиниций, синонимов и антонимов, после чего студентам было предложено составить ситуации, в которых можно было употребить новые фразы. Каждый из участников представлял свою ситуацию группе, затем преподаватель и остальные участники обсуждали ответ и задавали вопросы. Целью задания была активизация лексики путём создания монологического высказывания (на подготовку давалось три минуты) по теме «Education».
2) Задачей следующего занятия было знакомство с особенностями системы школьного образования в Великобритании на основе дополнительного текста и расширение тематического словаря. Оно строилось в форме обмена между малыми группами извлечённой из текста информацией о каждой из ступеней Британского образования (для каждой группы своей) с последующим обсуждением и нахождением сходства и различия с системой образования в России. В заключительной части занятия студентам были даны предложения на русском языке, содержащие специфическую для данной темы терминологию (ЕГЭ, лицеи, гимназии и т. п.), которые нужно было перевести на английский язык с последующим обсуждением и коррекцией вариантов перевода.
3) Следующая технология интерактивного взаимодействия, которая была использована в рамках занятия данного цикла (подтема «Punishment») — работа в парах. Преподаватель предложил студентам поменяться местами, чтобы у каждого был новый партнер. Затем каждой паре выдавался лист с описанием проступка, совершённого ребёнком или школьником, к которому нужно было подобрать соответствующее наказание из предложенных. Задачей партнёров было аргументировать свой выбор и выслушать мнения коллег. Сопутствующая задача, поставленная вместе с основным заданием, заключалась в использовании соответствующих речевых формул согласия / частичного согласия / неcогласия. Во время выполнения задания преподаватель подходил к каждой паре и, если было необходимо, направлял обсуждение, подсказывал возможную формулировку. Все студенты были вовлечены в совместную речевую деятельность, так как не акцентировали свое внимание на том, что их ответ будет оцениваться.
Проанализированные нами занятия позволяют сделать следующие выводы:
- Интерактивные технологии в разных формах обеспечивают постоянное взаимодействие, обмен знаниями и речевым опытом между студентами на протяжении всего занятия, что даёт возможность усвоить большое количество лексики именно не в одном направлении — от преподавателя или учебника к студентам — а всем вместе, обеспечивая создание совместного, общего для всех, фонда информации и не даёт никому возможности отмалчиваться.
- С помощью интерактивных технологий повышается мотивация обучающихся в течение всего занятия. Студенты вовлекаются в решение обсуждаемых проблем, тем самым повышается их активность, делая процесс обучения более осмысленным. Если тема интересная — а она непосредственно связана с будущей специальностью студентов — значит, это повышает мотивацию к высказыванию, и не в форме простого пересказа текста, а с целью сравнения, сопоставления, выражения своего суждения относительно преимуществ или недостатков той или другой системы образования.
- Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний.
- Интерактивное обучение способствуют развитию способности неординарно мыслить и видеть каждую ситуацию по-своему. Как было отмечено выше, интерактивное обучение — эффективный инструмент, чтобы научить студентов аргументировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию, и, что является очень важным, выслушивать чужую точку зрения и уважать ее.
- Использование интерактивных технологий в обучении помогает опосредованно контролировать усвоение знаний и формирование навыков и умений и способствует их применению в различных ситуациях общения.
Литература:
- Жук А. И., Кошель Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. М.: Аверсэв, 2004. - С. 5
- Chistyakova G., Bondareva E., Demidenko K., Podgornaya E., Kadnikova O. Using innovative interactive technologies for forming linguistic competence in global mining education // E3S Web of Conferences: 1st Scientific Practical Conference «International Innovative Mining Symposium (In Memory of Prof. Vladimir Pronoza)". — 2017. — Vol. 15. — 04010.
- Рольгайзер А. А. Применение интерактивных методов обучения в преподавании английского языка // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2016. — Т. 5. — № 4. — С. 56–61.
- Добрынина Д. В.Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. –No5. –С. 172–176.
- Бондарева Т. М., Парфейников С. А., Бережная Е. С., Григорян Э. Р. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — СПб., 2015. — № 2. — С. 125- 128.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 80 с