В данной статье рассматривается использование различных материалов из языкового портфеля; как студент может использовать свои возможности при сопоставлении своего уровня владения английским языком с другими уровнями своих сокурсников в учебной группе, а также с конкретными европейскими стандартами, тем самым определить наиболее рациональные методы и способы совершенствования своих умений, знаний и навыков. Показано также, как языковой портфель может качественно обеспечить рациональный подход в организации самостоятельной деятельности студентов по овладению изучаемым английским языком.
Ключевые слова: метод, общение, творческая способность, адекватное восприятие, индивидуальность, технология, автономность, общение, дистанционное обучение.
This article discusses the use of various materials from the language portfolio, how a student can use their opportunity to compare their level of English proficiency with other levels of their fellow students in the study group, as well as with specific European standards, thereby determining the most rational methods and ways to improve their skills, knowledge and skills. As well as the language portfolio, is designed to provide a rational approach to the organization of independent activities of students to master the studied English language.
Keywords: method, communication, creative ability, adequate perception, individuality, technology, autonomy, communication, distance learning.
В Республике Узбекистан актуальные вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов основываются на глубоком внедрении в образовательный процесс передовых педагогических технологий, учебных программ и учебно-методических материалов, основанных на международных образовательных стандартах, и учитывающих развитие современных профессиональных и креативных способностей студентов, научно–педагогических кадров, эффективного применения интерактивных методов по работе с молодёжной аудиторией, повышения и коренного совершенствования качественного уровня высшего образования [1].
В основе успешного самообразования лежит правильно организованная регуляция своей учебно-познавательной деятельности, знание правил, приёмов и способов самообразования, а также умения ими пользоваться. Заведомо универсальный характер самообразовательной деятельности требует соответствующей модификации содержания учебного материала и организации учебного процесса, технологии и методики обучения иностранных языков на всех этапах обучения.
При центрированной технологии обучения, которую, по нашему мнению, можно также рассматривать и как дальнейшее развитие методики коммуникативного обучения, эффективное общение на английском языке может стать ещё более плодотворны, благодаря заранее установленных партнёрских отношений между преподавателем и студентами, а также созданием специальных условий для глубокого раскрытия личностных качеств самих обучаемых. При всем этом основной целью преподавания в центрированной технологии обучения является автономность обучаемых в процессе усвоения знаний, то и сами студенты должны знать, как им лучше учиться. Именно с этой целью студенты могут выбирать для себя особые стратегии в овладении английским языком, при этом регулярно используя их в образовательном процессе. По нашему мнению, имеется специальный перечень подобных стратегий (Рис. 1).
Рис. 1. Стратегии студента в овладении английским языком
Дистанционное обучение. Данная форма организации образовательного процесса предусматривает форму обучения на расстоянии при использовании компьютерно-телекоммуникационных технологий. Именно при такой форме обучения студенты могут самостоятельно выполняют предлагаемые для них учебные задания, которые также проверяются преподавателем (например, при личной встрече, наподобие заочной формы обучения), либо при помощи электронной почты.
Главной особенностью такого обучения считается опосредованный характер общения (т. е. телекоммуникационный) в формате «преподаватель–студент». Курсы дистанционного обучения могут быть рассчитаны на детальное и тщательное планирование деятельности студента, предоставление ему необходимых учебно-методических материалов, обратную эффективную связь, а также максимальную интерактивность с самим преподавателем.
Сегодня уже разработаны множество различных вариантов по организации дистанционного обучения иностранным (в частности, английскому) языкам, с доказательной базой по эффективности такой формы обучения. Важно также отметить, что дистанционное обучение позволяет нам сегодня широко использовать наши социокультурные и образовательные ценности, имеющиеся в сети Интернет, а также обучаться под руководством опытных преподавателей, тем самым регулярно повышая свою квалификацию и углубляя свои профессиональные умения и навыки. А в связи с планируемой масштабной компьютеризацией всех учебных заведений нашей страны, дистанционное обучение мы можем рассматривать в качестве одной из наиболее перспективных и надежных форм обучения, относящихся к системе современных и прогрессивных технологий.
Интерактивные методы преподавания. Данная группа современных методов основывается на интеракционизме, являющейся одной из наиболее популярных концепций в современном образовании. В условиях данной концепции предлагается эффективное понимание социального взаимодействия определённой группы людей как межличностной коммуникации, где важнейшей особенностью признается способность каждого человека «принимать роль другого» , а именно представлять на себе, как его может воспринимать партнёр по коммуникации и соответственно интерпретировать подобную ситуацию с конструированием собственных дальнейших действий. Одной из центральных идеей в интерактивных методах обучения является развитие у студентов критического мышления в форме конструктивной интеллектуальной деятельности, благодаря которому может предложить осмысленное восприятие получаемой информации с её последующим усвоением. Отметим, что критическое мышление является сложным ментальным процессом, который начинается с ознакомления получаемой новой информации и оканчивается принятием какого-либо решения.
В условиях интерактивных методов обучения были разработаны и специальные основы обучения, которые состоят из:
– стадии вызова;
– смысловой стадии;
– стадии рефлексии.
На стадии вызова у студентов должен пробуждаться интерес к новой теме в обучении, где студенты, опираясь на свои предыдущие знания и умения (в частности, лингвистический), способны делать самостоятельно прогнозы в отношении содержания полученной новой информации.
Стадия осмысления характеризуется проводимой работы с текстом, где изучается новый материал, при этом сами студенты интегрируют идеи, которые заложены в тексте со своими собственными, с целью прийти к необходимому пониманию новой информации.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». / Собрание законодательства Республики Узбекистан. — Т., 2017. — С.39.
- Рухиева Х. А. Психологические особенности самоуправления учебной деятельностью студентов: Дис. …канд.психол.наук. — Ташкент, 1993. — 132 с.
- Тулькибаева Н. Н. Руководство самообразованием студентов: монография. // Н. Н. Тулькибаева, И. Ф. Медведев. — СПб.: Астерион, 2012. — 359 с.
- Устинова Я. О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Я. О. Устинова. — Челябинск, 2000. — 20 с.
- Юзликаев Ф. Р. Интенсификация процесса дидактической подготовки будущего учителя в педагогическом институте: Монография. — Ташкент: Фан, 1995. — 203 с.