Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии в школах Республики Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 12.04.2022

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Баянова, Д. Н. Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии в школах Республики Казахстан / Д. Н. Баянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90232/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Концепции развития географического образования в Республике Казахстан обращается особое внимание на реализацию деятельностного подхода, обеспечивающего «...формирование практических навыков использования географической информации, высокую мотивацию к изучению географии; формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся...». Становится очевидным, что процесс обучения географии на уровне среднего общего образования должен соответствовать результативно-целевой основе Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) и показателям качества образования, признанным в мире.

Процесс формирования функциональной грамотности обучающихся в настоящее время является актуальной педагогической проблемой. Подтверждением этому являются работы таких исследователей, как А. А. Жеребцова, А. Ю. Пентина, Г. Г. Никифорова, Е. А. Никишова и др. Формирование функциональной грамотности по мнению исследователей должно осуществляться через поиск оптимальных инновационных методов, повышающих педагогическое воздействие. Развитие функциональной грамотности обучающихся должно осуществляться комплексно, совместно с интеллектуальными и коммуникативными способностями, которые в совокупности являются показателями интегративного развития личности обучающегося [3].

Уровень развития функциональной грамотности в системе среднего звена является показателем метапредметного результата образования. Владение знаниями по функциональной грамотности позволяет свободно и результативно решать актуальные проблемы и задачи географического образования на основе имеющихся знаний. В системе оценки качества образования функциональная грамотность выступает как один из показателей интеллектуальной, социальной и эмоциональной зрелости учащихся основной школы [2].

В Концепции развития географического образования сказано, что при изучении школьниками географии отсутствует связь теоретического материала с жизненным опытом обучающихся, поэтому данные предмет поддается изучению достаточно сложно. Также изучение географии в школе характеризуется низким уровнем использования проектных и исследовательских технологий, что снижает эффективность общего уровня овладения географическими знаниями.

А. Ю. Пентин, Г. Г. Никифоров, Е. А. Никишова в своей коллективной авторской статье отмечают, что несмотря на то что перед современными измерительными материалами (суммативное оценивание за раздел (СОР), суммативное оценивание за четверть (СОЧ), единое национальное тестирование (ЕНТ), ОГЭ, ЕГЭ и ВПР) по географии не ставится задача по оценке функциональной грамотности школьников, но некоторые умения, относящиеся к разным составляющим функциональной грамотности, могут быть оценены при выполнении заданий контрольных измерительных материалов по географии. Уже сейчас при выполнении таких заданий от учащихся требуется продемонстрировать умения, составляющие читательскую, естественнонаучную и (или) математическую грамотность [4].

Н. В. Болотникова в своем исследовании по развитию функциональной грамотности на уроках географии отмечает важность развития естественнонаучной грамотности как способности к использованию естественнонаучных знаний, выявлению проблемы и формулировке обоснованных выводов, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений [1].

В структуру функциональной грамотности по географии входит картографическая грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, но ввиду направленности предмета особую роль занимает естественнонаучная грамотность.

Функциональная грамотность учащихся по географии проявляется в умении ориентироваться в источниках географической информации, нахождении и извлечении необходимой информации, использовании различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к естественнонаучной грамотности. Использование знаний учащихся о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности учащихся средней школы [2].

В нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения. Обновленное содержание образования Республики Казахстан согласно Государственному общеобязательному стандарту образования требует обновление методического аппарата учебно-методического комплекса по географии, где ведущим методическим принципом становится формирование практических навыков использования географической информации, требующей реализации деятельностного подхода.

В учебниках географии новой линии согласно обновленному содержанию образования появились новые контекстные задания, включающие законченный по смыслу текст личностно значимого содержания и группу заданий к нему, предполагающих осмысление, анализ и объяснение ситуации и (или) поиск способа решения общественно значимой проблемы. Тексты этих заданий дополняют основной текст учебника, содержат информацию о важных событиях и проблемах, включают фрагменты программы документов, обозначающих реальные современные проблемы развития нашей страны и намечающих основные пути их решения. Этим заданиям принадлежит особая роль в реализации принципа связи содержания географического образования с жизнью [3].

Таким образом, использование методов и приемов активного обучения на уроках географии по развитию функциональной грамотности создает необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует развитию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.

Литература:

  1. Болотникова Н. В. Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся как необходимое условие достижения целей обучения в курсе географии / Материалы Всеросс. науч.-практ. конф., Волгоград, 15 мая 2019 г. — С. 19–27.
  2. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Социологические исследования. — 2011. — № 5
  3. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. // Научное обозрение 2014 — № 4 — С. 45–56.
  4. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. — № 4 (61). — С. 80–97.
  5. http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=12035
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-sisteme-obnovlennogo-soderzhaniya-obrazovaniya?
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, географическая информация, географическое образование, естественнонаучная грамотность, Государственный общеобязательный стандарт, Казахстан, математическая грамотность, особая роль, практический навык использования, функциональная грамотность обучающихся.


Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Вопросы профессионального самоопределения школьников при изучении безопасности жизнедеятельности в старших классах

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Интеграция системы электронного обучения в образовательной сфере Республики Казахстан

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Вопросы профессионального самоопределения школьников при изучении безопасности жизнедеятельности в старших классах

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы

Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Задать вопрос