В Концепции развития географического образования в Республике Казахстан обращается особое внимание на реализацию деятельностного подхода, обеспечивающего «...формирование практических навыков использования географической информации, высокую мотивацию к изучению географии; формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся...». Становится очевидным, что процесс обучения географии на уровне среднего общего образования должен соответствовать результативно-целевой основе Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) и показателям качества образования, признанным в мире.
Процесс формирования функциональной грамотности обучающихся в настоящее время является актуальной педагогической проблемой. Подтверждением этому являются работы таких исследователей, как А. А. Жеребцова, А. Ю. Пентина, Г. Г. Никифорова, Е. А. Никишова и др. Формирование функциональной грамотности по мнению исследователей должно осуществляться через поиск оптимальных инновационных методов, повышающих педагогическое воздействие. Развитие функциональной грамотности обучающихся должно осуществляться комплексно, совместно с интеллектуальными и коммуникативными способностями, которые в совокупности являются показателями интегративного развития личности обучающегося [3].
Уровень развития функциональной грамотности в системе среднего звена является показателем метапредметного результата образования. Владение знаниями по функциональной грамотности позволяет свободно и результативно решать актуальные проблемы и задачи географического образования на основе имеющихся знаний. В системе оценки качества образования функциональная грамотность выступает как один из показателей интеллектуальной, социальной и эмоциональной зрелости учащихся основной школы [2].
В Концепции развития географического образования сказано, что при изучении школьниками географии отсутствует связь теоретического материала с жизненным опытом обучающихся, поэтому данные предмет поддается изучению достаточно сложно. Также изучение географии в школе характеризуется низким уровнем использования проектных и исследовательских технологий, что снижает эффективность общего уровня овладения географическими знаниями.
А. Ю. Пентин, Г. Г. Никифоров, Е. А. Никишова в своей коллективной авторской статье отмечают, что несмотря на то что перед современными измерительными материалами (суммативное оценивание за раздел (СОР), суммативное оценивание за четверть (СОЧ), единое национальное тестирование (ЕНТ), ОГЭ, ЕГЭ и ВПР) по географии не ставится задача по оценке функциональной грамотности школьников, но некоторые умения, относящиеся к разным составляющим функциональной грамотности, могут быть оценены при выполнении заданий контрольных измерительных материалов по географии. Уже сейчас при выполнении таких заданий от учащихся требуется продемонстрировать умения, составляющие читательскую, естественнонаучную и (или) математическую грамотность [4].
Н. В. Болотникова в своем исследовании по развитию функциональной грамотности на уроках географии отмечает важность развития естественнонаучной грамотности как способности к использованию естественнонаучных знаний, выявлению проблемы и формулировке обоснованных выводов, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений [1].
В структуру функциональной грамотности по географии входит картографическая грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, но ввиду направленности предмета особую роль занимает естественнонаучная грамотность.
Функциональная грамотность учащихся по географии проявляется в умении ориентироваться в источниках географической информации, нахождении и извлечении необходимой информации, использовании различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к естественнонаучной грамотности. Использование знаний учащихся о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности учащихся средней школы [2].
В нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения. Обновленное содержание образования Республики Казахстан согласно Государственному общеобязательному стандарту образования требует обновление методического аппарата учебно-методического комплекса по географии, где ведущим методическим принципом становится формирование практических навыков использования географической информации, требующей реализации деятельностного подхода.
В учебниках географии новой линии согласно обновленному содержанию образования появились новые контекстные задания, включающие законченный по смыслу текст личностно значимого содержания и группу заданий к нему, предполагающих осмысление, анализ и объяснение ситуации и (или) поиск способа решения общественно значимой проблемы. Тексты этих заданий дополняют основной текст учебника, содержат информацию о важных событиях и проблемах, включают фрагменты программы документов, обозначающих реальные современные проблемы развития нашей страны и намечающих основные пути их решения. Этим заданиям принадлежит особая роль в реализации принципа связи содержания географического образования с жизнью [3].
Таким образом, использование методов и приемов активного обучения на уроках географии по развитию функциональной грамотности создает необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует развитию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.
Литература:
- Болотникова Н. В. Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся как необходимое условие достижения целей обучения в курсе географии / Материалы Всеросс. науч.-практ. конф., Волгоград, 15 мая 2019 г. — С. 19–27.
- Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Социологические исследования. — 2011. — № 5
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. // Научное обозрение 2014 — № 4 — С. 45–56.
- Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. — № 4 (61). — С. 80–97.
- http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=12035
- https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-sisteme-obnovlennogo-soderzhaniya-obrazovaniya?