Цели географического образования в современной школе
Автор: Буркин Евгений Игоревич
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 06.11.2018
Статья просмотрена: 3689 раз
Библиографическое описание:
Буркин, Е. И. Цели географического образования в современной школе / Е. И. Буркин. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3706/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена особенностям современного географического образования, требования к которому изложены в ФГОС ООО. В данной статье рассматривается история необходимости появления и разработки ФГОС, подробно рассматривается каждая цель (планируемый результат) современного школьного образования. Многообразие целей, задач и требований к выпускнику основной школы зачастую не совсем понятны педагогам, многим из них не хватает конкретизации требований ФГОС на тех или иных примерах. Материал данной статьи опирается на теоретические положения ФГОС, которые обязательно приводятся вмести с примерами из школьного курса географии. Понимание учителями современных требований к географическому образованию в школе — залог успешной работы в образовательной организации.
Ключевые слова: ФГОС, географическое образование, системно-деятельностный подход, цели образования, планируемые результаты.
Основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000–2025), а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России потребовали поиска новых идей к вопросам развития и воспитания детей, а также к формулированию целей и задач образования в современном, информационном, обществе. В связи с этим в первом десятилетии XXI в. были приняты новые образовательные стандарты.
До 2009 года в РФ действовали государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего (полного) общего образования первого поколения — т. е. ГОС ООО и ГОС СОО, соответственно. Помимо этого, в 2004 году был принят федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), определивший обязательный минимум содержания всех образовательных программ в общеобразовательных учреждениях. Всё это было первой попыткой со стороны государства стандартизировать систему образования в постсоветской России. Необходимость в этом была обусловлена двумя основными причинами:
1) сохранение базового единства образовательного пространства, что позволяет обеспечить единый уровень образования в различных типах общеобразовательных учреждений — эта причина возникла в первые десятилетия после развала СССР, когда школам была предоставлена полная свобода в формировании учебных планов, которые в итоге разнились в пределах даже одного небольшого города, что вызывало некоторые трудности при переводе обучающегося из одной школы в другую;
2) стремление руководства РФ обеспечить признание российских документов об образовании за рубежом, а также войти в мировое образовательное поле — эта причина явилась желанием руководства страны войти в Болонский процесс, дабы обеспечить гражданам РФ возможность беспрепятственно получать образование в европейских государствах.
Проблема существовавших тогда ГОС заключалась в том, что они, в первую очередь, определяли лишь уровень предметной подготовки выпускников (в ГОС чётко прописывались лишь позиции «знать» и «уметь/владеть») [2]. В условиях демократического общества, когда поменялась не только модель управления государством, но и общественное сознание, появились попытки обозначить новые цели и задачи образования. Демократические процессы обусловили гуманизацию общественной жизни, изменили целевую установку школьного образования: появилась потребность отказа от старого, информационного, подхода в пользу современного — системно-деятельностного.
Основным документом, который отразил новые требования образования, является стандарт второго поколения — федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС), принятый в 2009 году. Данный документ позволил не только надёжно закрепить начавшийся процесс стандартизации образования, но и заключил в себе современные требования к школьному образованию, которые теперь базируются не на задачи сформировать у школьника крепкие научные знания, а, главным образом, на развитии его мышления и на формировании умений, которые выпускник школы будет применять в своей повседневной жизни [2].
Стандарт второго поколения определил совершенно новые требования к результатам освоения образовательных программ, что отличает его от предыдущего стандарта (ГОС). ФГОС выдвинул три группы результатов обучения (см. рис. 1), формирование которых в настоящее время является обязательным условием реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях РФ. Достижение обучающимися данных результатов разработчиками ФГОС предполагается осуществлять в процессе использования системно-деятельностного подхода [1].
Рис. 1. Результаты обучения географии [Выполнено автором с использованием источника 1]
Предметные результаты — это те знания и умения, которыми обучающиеся овладевают в процессе освоения того или иного курса географии. Например, в 6 классе (при изучении «Начального курса географии») у обучающихся формируются умения определять азимут и направления по плану местности, в 7 классе (в курсе «Географии материков и океанов») у школьников формируются знания о законе широтной зональности, в 8 классе (в курсе «География России») у обучающихся формируются понятия «циклон» и «антициклон» и т. п. Целесообразно формировать данные результаты у обучающихся не только на репродуктивном уровне, но и на продуктивном и творческом уровне. Ведь простое механическое воспроизведение того или иного знания или умения снижает мотивацию и познавательный интерес школьника, приводит к быстрому забыванию материала, а также не способствует развитию креативного и творческого мышления, что необходимо в современном динамично изменяющемся мире. Продуктивный и творческий уровни формируют у школьников исследовательские навыки, а также помогают развить такие качества как заинтересованность в той или иной деятельности и умение найти наилучший способ решения задачи.
Цель географического образования в современной школе — формирование у обучающихся не только прочных знаний и умений географической направленности, но и развитие творческой и инициативной личности, что отвечает запросом информационного общества [4]. Именно поэтому в ФГОС были включены и другие результаты обучения (метапредметные и личностные), формирование которых является залогом успешного существования в современном обществе.
Метапредметные результаты — это освоенные обучающимися способы деятельности, которые применимы как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Их достижение происходит как в рамках обучения географии, так и при освоении программы любого другого школьного предмета. Данные результаты призваны развивать у школьников не только интеллектуальные способности, но и творческие, а также помогают сформировать умения самообразования и самоконтроля. Метапредметные результаты в соответствии с ФГОС включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (далее — УУД).
Межпредметные понятия — это общенаучные термины, применимые ко всем областям научного знания. Их структура и перечень в ФГОС не определены, однако усвоение обучающимися межпредметных понятий является обязательным условием освоения образовательной программы того или иного предмета. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы образовательной организацией в зависимости от условий материально-технической базы, квалификации кадрового состава, используемых методов работы и т. д. Примерами таких понятий могут служить: «вещество», «метод», «модель», «процесс», «диаграмма», «график» и т. п.
Более подробно в ФГОС изложены позиции, характеризующие формирование у обучающихся УУД — тех способов действия, которые школьник сможет применять не только в рамках учебного процесса на том или ином уроке, а, что более важно, в своей повседневной жизни, при решении тех или иных задач. А. Г. Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО — выделил в многообразии УУД несколько групп: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные [3].
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Примером данной группы УУД являются: установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
Регулятивные УУД позволяют обучающимся правильно выстроить траекторию своей деятельности, спрогнозировать результат той или иной деятельности, разработать план действий, достигнув результата, организовать контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, т. е. данный тип УУД обеспечивает формирование у обучающихся умений правильно организовать свою деятельность. Для развития регулятивных УУД на уроках географии следует, например, акцентировать внимание обучающихся на том, что необходимо использовать для сравнения (или описания) природы материков и океанов, каким образом его провести, по какому плану и т. п. Также следует постоянно предоставлять обучающимся возможность оценить свою деятельность, подумать над тем, где и почему были совершены ошибки, каким образом можно было бы их избежать, т. е. из урока в урок следует организовывать процесс рефлексии.
Коммуникативные УУД помогают обучающимся социализироваться, принимать во внимание позиции друг друга, вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении работы, строить продуктивное взаимодействие не только во время урока, но и при дружеском общении. Данная группа УУД активно формируется на таких уроках географии, когда между обучающимися осуществляется работа в парах и группах. Примером такого урока может служить: «Электроэнергетика России», на котором обучающиеся делятся на 3 группы, каждая из которых изучает тот или иной тип электростанций (ТЭС, ГЭС и АЭС), затем рассказывают своим одноклассникам особенности изученного типа электростанций, отвечают на их вопросы, решают проблемные вопросы размещения электростанций по территории России и т. д. Именно в подростковом возрасте, когда ведущим видом деятельности становится общение, формирование коммуникативных УУД осуществляется наиболее продуктивно.
Познавательные УУД способствуют развитию у обучающихся таких умений, с помощью которых они могут осуществлять поиск и отбор необходимой информации, устанавливать связи между объектами, процессами и явлениями, позволяют производить высшие мыслительные процессы: анализ и синтез. На уроках географии данные УУД формируются в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебником, атласом и контурными картами. Примером заданий, направленных на формирование познавательных УУД, могут быть следующие:
1) с использованием текста учебника, а также Интернет-ресурсов, отразите на контурной карте особенности географического положения Австралии;
2) используя ресурсы Интернета, найдите убедительные доказательства теории тектоники литосферных плит;
3) выделите черты сходства и различия в тектоническом строении и рельефе Восточно-Европейской равнины и Среднесибирского плоскогорья.
Личностные результаты выражаются в формировании у обучающихся системы нравственных установок, ценностных ориентиров к самому себе, другим участникам образовательного процесса, а также к самому образовательному процессу, объектам познания и к своим результатам деятельности. Достижение данных результатов осуществляется, например, на материале курсов географии 5–7 классов («Начальный курс географии» и «География материков и океанов») по истории географических открытий, когда целесообразно акцентировать внимание обучающихся на тех личностных качествах, которые позволили мореплавателям достичь и исследовать новые земли. Помимо вышеназванных личностно-значимых качеств, интерес представляет формирование такого качества у школьников, как толерантность к ценностям других народов мира. Достигаются вышеописанные результаты в курсах 7 и 10–11 классов («География материков и океанов» и «Социально-экономическая география мира», соответственно) при изучении тем, связанных с жизнью отдельных этносов, народов и народностей.
Приоритетным направлением в формировании личностных результатов является развитие патриотизма, формирование национальных ценностей, духовных традиций и т. п. Именно любовь к Родине является базовой ценностью любого гражданина России. Одним из главных курсов географии, где происходит формирование данных личностных качеств, является курс 8–9 классов («География России»), когда обучающиеся знакомятся с уникальными особенностями природы, населения и хозяйственной деятельности нашей страны.
Таким образом, цель современного географического образования в школе — это не только овладение обучающимися знаний и умений предметного характера, но и приобретение ими метапредметных компетенций (через овладение и применение УУД и межпредметных понятий), а также воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном динамично изменяющемся мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общ. ред. Е. А. Таможней. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 321 с.
- Деятельностное содержание географического образования в требованиях стандартов нового поколения / География в школе. — 2011. — № 6. — С. 25.
- Школьная география: единство в многообразии / География в школе. — 2013. — № 4. — С. 41.
Ключевые слова
системно-деятельностный подход, ФГОС, географическое образование, цели образования, планируемые результатыПохожие статьи
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования
В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непре...
Сравнительный анализ ГОС ОО и ФГОС ООО 2-го поколения
В статье приведен ретроспективный сравнительный анализ основных различий государственных стандартов основного образования и федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения, что позволило выделить осн...
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах
В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе
В статье анализируется противоречия между теоретическими основами современного образовательного стандарта и практическим внедрением системно-деятельностного подхода; даются рекомендации, устраняющие данные противоречия.
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях
В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.
Особенности организации исследования в малых группах
Актуальность исследовательского метода связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере с...
Похожие статьи
Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования
В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непре...
Сравнительный анализ ГОС ОО и ФГОС ООО 2-го поколения
В статье приведен ретроспективный сравнительный анализ основных различий государственных стандартов основного образования и федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения, что позволило выделить осн...
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах
В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе
В статье анализируется противоречия между теоретическими основами современного образовательного стандарта и практическим внедрением системно-деятельностного подхода; даются рекомендации, устраняющие данные противоречия.
Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе
В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...
Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях
В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.
Особенности организации исследования в малых группах
Актуальность исследовательского метода связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере с...