Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 12.06.2021

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Шкляева, Н. А. Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков» / Н. А. Шкляева, А. В. Захарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 361-364. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82369/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность: Для успешного трудоустройства выпускники безусловно должны обладать необходимым уровнем квалификации, теоретическими и практическими знаниями. Однако работодатели всё чаще отмечают значимость «мягких навыков» («soft skills») для эффективной деятельности молодых специалистов. Статья рассматривает вопрос об эффективности внеучебной деятельности, как способа формирования «мягких навыков» у студентов Сургутского политехнического колледжа.

Настоящее исследование строится на гипотезе, согласно которой предполагается, что студенты, принимающие активное участие во внеучебной деятельности колледжа, имеют высокий уровень сформированности «гибких навыков» (soft skills).

Для достижения цели и подтверждения гипотезы было проведено анкетирование среди студентов колледжа по методике Лаборатории компетенций Soft Skills Южного Федерального Университета и Центра карьеры ЮФУ. Респондентам была предложена анкета [3], предлагающая 55 утверждений, описывающих проявления 11 компетенций, на которые опрашиваемый должен выбрать ответ в соответствии со шкалой, данной рядом с утверждением. По итогам анкетирования баллы по каждой компетенции суммируются и выводится уровень сформированности компетенции.

В процессе проведения эксперимента опрошено 100 респондентов. Все участники исследования были разделены на две группы: экспериментальная — 47 человек (студенты, принимающие активное участие во внеучебной жизни колледжа: представители студенческого самоуправления, творческих коллективов, спортивных секций, военно-патриотического клуба, интеллектуального клуба) и контрольная — 53 человека (студенты, не принимающие участие, либо минимально задействованные во внеучебной жизни колледжа, принимающие разовые участия в мероприятиях).

Для формулировки выводов по результатам используются следующие контрольные точки: уровень опыта (сумма баллов по компетенции 19 и более), уровень развития (сумма баллов более 15 и менее 19) и начальный уровень (сумма баллов меньше 15).

Уровень «опыта» подразумевает, что студент успешно использует компетенцию для решения стандартных рабочих задач. В новых, нестандартных ситуациях компетенция проявляется в виде отдельных фрагментов. Человек четко осознает суть компетенции, демонстрирует модели поведения, подтверждающие ее. Сознательно отслеживает поведенческие проявления компетенции в собственном поведении и поведении окружающих. В анкетировании уровень опыта начинается с 19 баллов в сумме ответов по компетенции.

Уровень «развития» предполагает, что человек владеет компетенцией ограниченно, в виде отдельных элементов. Компетенция проявляется в простых или знакомых ситуациях и не проявляется в незнакомых, сложных ситуациях. Уровень развития в анкетировании начинается с 15 баллов в сумме ответов по компетенции.

На «начальном» уровне человек не владеет компетенцией. Характерные для компетенции поведенческие проявления и модели демонстрирует редко или не демонстрирует совсем, а также не понимает важности компетенции, не пытается ее применять и развивать.

Результаты эксперимента представлены на рисунке 1.

Результаты анализа эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков» у студентов СПК

Рис. 1. Результаты анализа эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков» у студентов СПК

Сравнение уровня сформированности компетенций:

 По компетенции «Комплексное многоуровневое решение проблем» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 17,47 (развитие), у контрольной группы — 16,56 (развитие) — рисунок 1.

 Компетенция «Критическое мышление» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 18,69 (развитие), у контрольной группы — 18,67 (развитие).

 Компетенция «Креативность» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 17,01 (развитие), у контрольной группы — 15,56 (развитие).

 Компетенция «Управление людьми» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 18,09 (развитие), у контрольной — 15,59 (развитие).

 Компетенция «Сотрудничество с другими» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 20,06 (опыт), у контрольной — 18,28 (развитие).

 Компетенция «Эмоциональный интеллект» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 19,00 (опыт), у контрольной — 18,44 (развитие).

 Компетенция «Суждение и принятие решений» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 19,67 (опыт), у контрольной — 18,56 (развитие).

 Компетенция «Клиентоориентированность» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 20,05 (опыт), у контрольной — 16,34 (развитие).

 Компетенция «Умение вести переговоры» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 17,32 (развитие), у контрольной — 17,91 (развитие).

 Компетенция «Когнитивная гибкость» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 19,77 (опыт), у контрольной — 18,22 (развитие).

 Компетенция «Эффективный поиск работы» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 19,71 (опыт), у контрольной — 16,44 (развитие).

По результатам анкетирования выявлено, что у ребят, относящихся к группе «активистов» (экспериментальная группа), в среднем уровень сформированности «гибких навыков» выше, чем у участников контрольной группы. Экспериментальная группа демонстрирует уровень опыта (ожидаемый уровень развития) по шести из одиннадцати компетенций: сотрудничество с другими (20,06), эмоциональный интеллект (19,00), суждение и принятие решений (19,67), клиентоориентированность (20,05), когнитивная гибкость (19,77), эффективный поиск работы (19,71), в то время как респонденты контрольной группы по всем компетенциям демонстрируют уровень развития (уровень ниже ожидаемого).

Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что внеучебная деятельность в Сургутском политехническом колледже является эффективным средством формирования «гибких навыков» студентов.

Литература:

  1. Богдан Е. С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений // Вестник евразийской науки. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-kak-vazhnyy-komponent-formirovaniya-kompetentsiy-konkurentosposobnyh-vypusknikov-inzhenernyh-napravleniy (дата обращения: 01.12.2020).
  2. Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для вузов / под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–03257–4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449954 (дата обращения: 15.10.2020).
  3. Лаборатория компетенций soft skills: [сайт]. — 2017. — URL: http://softskills.sfedu.ru/ (дата обращения: 01.04.2021). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, экспериментальная группа, контрольная группа, развитие, уровень, внеучебная деятельность, сумма баллов, уровень опыта, уровень развития, Сургутский политехнический колледж.


Похожие статьи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Оценка результативности использования компетентностного подхода в системе общего образования

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода

Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Мониторинг сформированности информационной компетентности в процессе изучения дисциплины «математика»

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Похожие статьи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Оценка результативности использования компетентностного подхода в системе общего образования

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода

Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода

Мониторинг сформированности информационной компетентности в процессе изучения дисциплины «математика»

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Задать вопрос