Статья посвящена актуальной теме, связанной с проблемами формирования гибких навыков у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Выделены и описаны проблемы процесса формирования гибких навыков, раскрыты пути их решения на основе анализа реальной образовательной ситуации и собственной практики внеурочной деятельности младших школьников.
Ключевые слова: гибкие навыки, младшие школьники, внеурочная деятельность, проблемы формирования, графический дизайн, мультимедийная журналистика.
В современном мире, чтобы быть успешным, необходимы особые навыки, которые сейчас называют гибкими/мягкими (soft skills). Формирование модели «4К»: коммуникация, креативное и критическое мышление, командная работа (кооперация) происходит в процессе получения детьми знаний из разных областей науки, комбинирования этих знаний и применения для решения учебных и жизненных задач, в том числе и реализации программ внеурочной.
Развивать навыки можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве значимых направлений ориентирует на овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации; установление социокультурных связей и отношений, обучающихся с окружающей средой; оптимизирующее взаимодействие обучающихся с педагогами и другими значимыми взрослыми. Гибкие навыки в начальной школе являются основой для саморазвития и взросления, способствуют успешной социализации и адаптации младших школьников к динамично меняющимся социальным условиям.
Цель статьи: обозначить способы разрешения проблем формирования гибких навыков в процессе внеурочной деятельности младших школьников.
Вопросы, затрагивающие формирование гибких навыков, широко обсуждаются в литературе. В настоящий момент существует многообразие трактовок «гибкие навыки», используемых разными авторами. Терминологическая неопределенность и теоретическая неразработанность темы создает трудность в изучении процесса формирования гибких навыков, и само по себе является проблемой, требующей аналитического разрешения.
В работе под гибкими навыками понимаем совокупность универсальных неустойчивых качеств личности социально-гуманитарного характера, обеспечивающих интеграцию человека в общество, профессиональную реализацию и самоактуализацию личности.
Гибкие навыки понимаются в контексте по отношению к набору широкого спектра навыков, качеств, поведенческих моделей, личностных характеристик, повышающих эффективность ориентации и интеграции в социуме, межличностного общения, взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. Эти навыки унифицированы, универсальны и применимы в различных сферах деятельности, в большинстве жизненных ситуаций, дополняя друг друга и позволяя человеку полнее выявлять, развивать и использовать свой личностный потенциал [2]. Поэтому гибкие навыки называют неспециализированными, нарабатываемыми навыками, имеющими социально-гуманитарный и социально-личностный характер.
Гибкие навыки, как ценностные ориентации и личностные характеристики, неустойчивы, длительно и медленно развиваются в процессе накопления жизненного опыта и проявляются в условиях непредсказуемого контекста. В отличие от ориентаций данные навыки не зависят от знаний и могут быть сформированы путем систематических упражнений. Их формирование происходит в процессе выполнения целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий, открывающих возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка во взаимодействии с окружающим миром.
Оптимальной средой для формирования гибких навыков младших школьников является внеурочная деятельность, как проявляемая вне уроков активность ребенка, обусловленная его увлечениями и потребностями, нацеленная на познание и преобразование себя, поэтому легче всего гибкие навыки развивать в начальной школе. Среди способов развития данных навыков — внеучебная и проектная деятельность обучающихся, особые формы проведения занятий.
Собственная практика показала, что при формировании гибких навыков у младших школьников во внеурочной деятельности возникает ряд трудностей, разрешение которых содействует результативности процесса.
Прежде всего, трудность возникает в процессе изучения гибких навыков младших школьников. Стоит отметить, что степень их сформированности сложно демонстрировать и определить однозначно, так как гибкие навыки плохо измеримы, не поддаются количественному измерению, не имеют четких критериев оценки, не поддаются автоматизации и не сертифицируются. Отмечать проявления этих навыков можно посредством наблюдений, выделяя такие критерии, как, например, включенность в деятельность, участие в решении, презентация результатов.
Поэтому в процессе изучения гибких навыков могут возникнуть трудности в выборе диагностических методик, а также в организации специально созданных условий изучения. В большей части исследований представлены результаты изучения гибких навыков студентов, будущих специалистов, полученные посредством наблюдения, анкет и авторских методик. Диагностик, которые соответствовали бы возрастным особенностям младшего школьного возраста и были удобны в применении, недостаточно.
В своей практике для младших школьников использовались такие диагностики, как «Нелепицы» Р. С. Немова, «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников», «Чувство новизны» М. И. Рожкова, «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д. Б. Эльконина. Выбор данных методик объяснялся: учетом возраста; доступностью использования в групповом изучении; уровневым структурированием результатов изучения; согласованностью полученных данных. По результатам диагностики гибких навыков для младших школьников были разработаны дифференцированные уровневые задания, которые использовались на занятиях внеурочной деятельности.
Гибкие навыки — приспособленческие и адаптивные, поэтому очевидно, что для их формирования необходимо создавать определенные условия. Как показывают исследования, нацеленность на формирование гибких навыков требует перестройки методов организации образовательного процесса: ориентация на проектирование, моделирование, обсуждение своих решений в микрогруппах, описание одной и той же идеи в разных форматах, решение кейсов (изучение конкретных ситуаций с предложением конкретных путей решения), создание реального продукта, рассказ об идее и о своем продукте другим и пр.
Реализуя программы внеурочной деятельности «Мультимедийная журналистика» и «Графический дизайн», на внеурочных занятиях мы использовали разнообразные приемы «Кластер», «Зигзаг», «Знаю, хочу узнать, узнал» и др., помогающие обобщить сказанное, разнообразить деятельность, лучше понять и усвоить материал. Выполняя задания, ребята работали в парах/микрогруппах, что служило развитию сразу нескольких гибких навыков. В ходе занятий школьники учились самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, сравнивать позицию окружающих, опираясь на собственный опыт, выражать свои взгляды и суждения относительно изучаемых вопросов. Согласимся, что совместная работа представляет возможность каждому младшему школьнику внести свой посильный индивидуальный вклад в результат общей работы [1].
В своем опыте авторы активно использовали рабочие листы — дидактическое средство на печатной основе, обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданной форме. Рабочий лист создает определенную образовательную среду, активизирующую восприятие информации и активную работу с ней посредством включения элементов текста, графики, фото, разных заданий (материал междисциплинарный и геймофицированный). Чтобы успешно заполнить рабочий лист, необходимы: образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа.
Нехватка или отсутствие учебного и дидактического материала, например, презентаций, дифференцированных заданий, раздаточного материала вызывает трудности для многих педагогов. С данной проблемой связаны такие факторы, как неготовность педагогов исследовать, изучать и разрабатывать необходимые дидактические материалы, их загруженность, отсутствие необходимой материально-технической базы и др.
В практике разработали презентации и комплект рабочих листов для занятий по программам внеурочной деятельности «Графический дизайн» и «Мультимедийная журналистика». Все рабочие листы с разноуровневыми заданиями разработаны самостоятельно. Каждое задание отработано, уточнено и направлено на формирование гибких навыков. Данные разработки педагоги могут применять в своей деятельности.
Гибкие навыки развивались в ходе общения и совместной деятельности младших школьников в ходе специально спроектированных учебных ситуациях профориентационный конкурс «ПрофМастерята». В гимназии второй год проводится конкурс для детей 9–11 лет общеобразовательных организаций города по двум компетенциям «Графический дизайн» и «Мультимедийная журналистика». Аналогом конкурса выступает московский детский чемпионат «Мастерята».
По каждой компетенции в конкурсном задании прописаны необходимые гибкие навыки, которые формируются в ходе реализации программ внеурочной деятельности. На профориентационном конкурсе ребятам были предложены следующие задания:
— по компетенции «Графический дизайн» конкурсантам надо за 30 минут разработать фирменный стиль цветного логотипа на одной из граней куба и 20 минут отводилось на распечатку и сборку изделия. Итогом стало представление изделия в течение 5 минут и ответы на вопросы экспертов;
— по компетенции «Мультимедийная журналистика» конкурсантам предлагалось написать сюжетную историю в течение 30 минут на заданную тему и 20 минут отводилось на подбор мультимедийных материалов. Итогом стало представление работы в течение 5 минут, ответы на вопросы экспертов.
При выполнении заданий конкурсанты работали в парах, проявляя коммуникативность, креативность и критическое мышление.
Отметим, что с учетом младшего школьного возраста значимым фактором формирования гибких навыков является личность учителя и характер его отношения к ученикам. Сам учитель должен представлять собой образец сформированных гибких навыков, то есть это должна быть личность с ярко выраженным позитивными установками к педагогической деятельности и доминированием интереса к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Задача педагога — организовать образовательную («питательную») среду, используя оптимальные средства, задавать положительные примеры и ставить задачи, посильные для ребёнка, постепенно расширять образовательное пространство, выходить за пределы школы.
Решением проблемы некомпетентности педагогов из-за отсутствия представления о содержании гибких навыков могут быть курсы повышения квалификации, тренинги, мастер-классы, вебинары диссеминации лучших практик. Думаем, можно поощрять педагогов стимулирующими выплатами за творческие и инновационные наработки по данной теме.
Таким образом, формирование гибких навыков младших школьников непростой процесс осуществляется целенаправленно, систематично и непрерывно. Организуя данный процесс, педагоги сталкиваются с такими проблемами, как: диагностика изучения гибких навыков; изменение методов организации образовательного процесса; нехватка/отсутствие учебного и дидактического материала; недостаточная компетентность из-за отсутствия представления о содержании гибких навыков и др.
Для минимизации данных проблем ведущими задачами должны стать: поэтапное изучение гибких навыков, создание команды единомышленников, поддержка педагогов, диссеминация успешного педагогического опыта с целью признания лучших практик. В этом случае можно говорить о создании благоприятных условий для формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности.
Литература:
- Илаева Р. А. Эффективные педагогические практики развития гибких компетенций младших школьников в сотрудничестве: учебно-методическое пособие / Р. А. Илаева, А. Р. Масалимова. — Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2022. — 67 с.
- Саидов З. А. Формирование гибких навыков (soft skills) у учащихся начальных классов как актуальная проблема педагогики / З. А. Саидов, С. Н. Жданова, Е. Н. Пигарева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 71. — С. 148–150.