В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.
Ключевые слова: проектная деятельность, внеурочная деятельность, обучающийся.
Keywords: project activities, extracurricular activities, student.
Современное качество среднего профессионального образования, безусловно, определяется использованием инновационных технологий с активным вовлечением обучающихся в учебный процесс.
Для преподавателя обществознания в работе самое главное то, как студент размышляет, анализирует, критически относится к социальным фактам и событиям. Каждый обучающийся должен быть включен в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения наиболее значимых вопросов.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от студента умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт.
Зачастую это вызывает определенные трудности у обучающихся:
— неумение оперировать фактами;
— неспособность устанавливать причинно-следственные связи;
— беспомощность в ситуации дискуссии.
Решить эти трудности помогает внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса. В ходе изучения проблемы на практическом уровне студенты овладевают умением принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности.
Одним из наиболее эффективных видов внеурочной деятельности является проект как наиболее перспективная форма ее организации. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Проектная деятельность прописана в стандарте образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов. Следовательно, каждый студент должен быть обучен этой деятельности. Именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающихся.
В процессе проектной деятельности обучающиеся осуществляют учебно-познавательную и творческую деятельность, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия студента и преподавателя в сравнении с традиционным обучением.
Преподаватель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности обучающихся.
Основной задачей преподавателя является обучение студентов умению находить достоверные источники информации, ответы на поставленные вопросы, анализировать и сравнивать информацию, излагать свое мнение, вырабатывать свои мировоззренческие позиции, выбирать средства достижения цели, планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
Основными этапами проектной деятельности являются:
- Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов работы, сбор и изучение информации, составление плана работы;
- Самостоятельная исследовательская, поисковая работа студентов в соответствии со своим заданием, сопоставление фактов;
- Оформление результатов проектной деятельности;
- Подготовка презентации и защита проекта;
- Анализ результатов выполнения проекта, дискуссия.
Ответственность за выполнение проектной работы возлагается на руководителей проектов, которые в конце учебного года отчитываются на методическом совете о выполнении индивидуальных проектов обучающимися.
Руководитель проектной работы должен:
— совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;
— совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
— мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;
— оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
— контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.
Руководитель проектной работы имеет право:
— требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения;
— использовать в своей работе имеющиеся в образовательной организации информационные ресурсы;
— обращаться к администрации колледжа в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана проектной работы.
Внеурочная деятельность обеспечивают полноценное развитие обучающихся, развивает их мотивацию к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность студентов, формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков, что помогает обучающимся в самореализации, самоопределении и профориентации.
Литература:
- Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008 — С. 21–29.
- Балашов В. В., Лагунов Г. В., Малюгина И. В., Масленников В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России: монография: в 3 ч. — М., 2007 — С. 42.
- Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012 — С. 124–126.
- Кустова С. А. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/633155/.
- Ольховая Т. А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности / А. Т. Ольховая // Международный журнал экспериментального образования. — 2010 — № 11 — С. 122.