Организация проектной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 07.01.2019

Статья просмотрена: 3035 раз

Библиографическое описание:

Калиткина, Е. В. Организация проектной деятельности младших школьников / Е. В. Калиткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55361/ (дата обращения: 15.11.2024).



Встатье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности младших школьников, их этапы и способы реализации.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность.

Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Используя проектную деятельность, педагог может реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастным и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [1].

В современном русском языке словом «проект» (от латинского projectus «выдающийся вперед») называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа, и третье значение, имеющее непосредственное отношение к предмету нашего исследования, — какой-либо замысел или план [2].

Непременным условием организации такой деятельности является наличие заранее сформированных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности). Младшие школьники совместно с руководителем проекта должны четко прорабатывать и оговаривать все этапы проектной деятельности.

Выполнение проекта предусматривает ряд последовательных этапов:

‒ выбор темы проекта;

‒ выдвижение первоначальных идей, целей;

‒ выбор лучшей идеи;

‒ планирование проектной деятельности;

‒ подготовка продукта деятельности;

‒ оценка и самооценка проекта;

‒ презентация проекта. [3].

Проектную деятельность условно можно разделить на проектную деятельность и проектно- исследовательскую деятельность. Результатом проектной деятельности младших школьников в конечном счёте является создание продукта деятельности (поделка, рисунок, проект, плакат, и т. д.). В исследовательской же деятельности — конечной целью является исследование какой-либо проблемы или темы.

Темы детских проектных работ, лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проектные работы могут осуществляться по русскому языку и литературе (в виде создания книг и загадок, написание авторских сказок); по математике (создание ребусов, кроссвордов, шарад, компьютерных (математических) программ; по окружающему миру: генеалогическое древо семьи, проведение элементарных опытов; изучения государственных праздников; по ИЗО и технологии — создание панно, создание поздравительной открытки, росписи открыток и деревянных изделий.

Метод проектов используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, после окончания занятий, и организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как компьютерные занятия, экскурсии, студии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, соревнования и т. д.

Изучив теоретическую базу по вопросам проектной деятельности, хотелось бы поделиться опытом проведения проектной деятельности (во внеурочное время). Проекты были реализованы на базе ГБОУ «Школа № 1392 им. Д. В. Рябинкина» в рамках реализации программы по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», «Волшебная кисточка».

Два года подряд создавался и реализовывался проект, связанный с биографией семьи, и изучением личности в истории России.

C:\Users\Алена\Desktop\Фото для статьи.jpg

Используя интегрированный подход, имея бросовый материал под рукой мы решили исследовать экологическую проблему: «Как вторично использовать пластиковые бутылки?». На уроках окружающего мира мы изучали теоретические аспекты по данной проблеме, во внеурочное время занимались изобретение поделок из пластиковых бутылок.

И вот что у нас получилось:

https://pp.userapi.com/c846221/v846221057/1659a1/dQ96B9vJFWs.jpg https://pp.userapi.com/c849232/v849232328/f4d5c/Qyphb6x2g9s.jpg

В рамках художественно-эстетического воспитания, решили с детьми изучить ранее нам неизвестный вид росписи: Пермагорскую роспись. Обучающиеся воодушевились: им была интересна не только история Пермогорской росписи, но и сам процесс росписи. Им предстояло попробовать себя в качестве художников по дереву, изучить технику, цвета, завитки, узоры. Не менее интересным стала и защита проектов.

https://pp.userapi.com/c849424/v849424328/fb0ab/yXnerdxe4fM.jpg https://pp.userapi.com/c844520/v844520328/1685b2/yEZz8HPv8nE.jpg https://pp.userapi.com/c846221/v846221328/16f10e/5VthZOM-0Zc.jpg

Анализ уроков, проводимых в начальной школе, и программ внеурочной деятельности показал, что проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Вместе с тем организация проектной деятельности осуществляется стихийно, отсутствует единый подход, четко не определены этапы проекта, критерии оценки проектной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Инюр, 1996. — 113 с.
  2. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005. — 366 с.
  3. Якушева С. Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, внеурочная деятельность, окружающий мир, внеурочное время, проект.


Похожие статьи

Педагогические основы проектной деятельности школьников

В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Проблема организации внеурочной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются особенности и роль организации внеурочной деятельности младших школьников, а также проблемы её организации. Приведены пути, способствующие решению данных проблем.

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов

В статье рассматривается процесс проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов, даются определения основным проектам индивидуальной образовательной деятельности, раскрываются этапы их разработки.

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Педагогическое проектирование как средство формирования эмоциональной сферы старших дошкольников

В статье осуществлен хронологический анализ педагогической практики проектной деятельности в системе образования.

Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах

В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.

Концепция и особенности проектной структуры управления

В данной статье рассматривается суть проектной структуры управления, а также её позитивные и негативные стороны, возможности и недостатки её внедрения.

Стратегии развития образовательных организаций

В статье рассматривается стратегии развития образовательных организаций, как основной составляющей ее деятельности. Раскрываются факторы оказывающие влияние на разработку стратегии образовательных организаций.

Похожие статьи

Педагогические основы проектной деятельности школьников

В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Проблема организации внеурочной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются особенности и роль организации внеурочной деятельности младших школьников, а также проблемы её организации. Приведены пути, способствующие решению данных проблем.

Проектирование программ в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается образовательное проектирование в контексте управления содержанием образования. Представлены теоретические основания проблемы. Обозначены ключевые этапы процесса проектирования образовательной программы ДОУ. Предложен алгоритм...

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов

В статье рассматривается процесс проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов, даются определения основным проектам индивидуальной образовательной деятельности, раскрываются этапы их разработки.

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Педагогическое проектирование как средство формирования эмоциональной сферы старших дошкольников

В статье осуществлен хронологический анализ педагогической практики проектной деятельности в системе образования.

Организация проектной деятельности на уроках в начальных классах

В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.

Концепция и особенности проектной структуры управления

В данной статье рассматривается суть проектной структуры управления, а также её позитивные и негативные стороны, возможности и недостатки её внедрения.

Стратегии развития образовательных организаций

В статье рассматривается стратегии развития образовательных организаций, как основной составляющей ее деятельности. Раскрываются факторы оказывающие влияние на разработку стратегии образовательных организаций.

Задать вопрос