В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, виды проектов, особенности развития проектных навыков, младший школьный возраст
На современном этапе развития общества, которое связано с активным внедрением новейших технологий, предъявляются новые требования к образованию. Одна из важных задач современной школы — формирование необходимой и полноценной среды с целью индивидуального развития ребенка, активной жизненной позиции. Данная задача благополучно реализуется через развитие проектных умений ребенка младшего школьного возраста.
Н. И. Шевардин писал: «В соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, для повышения качества образования на ступени начального образования значимым является формирование у детей младшего школьного возраста умения учиться, способности к организации своей деятельности» [9, с. 64]. Которая содержит способность устанавливать цели, реализовывать, осуществлять практическую деятельность, контроль, оценку, умение преподнести итог данной работы. А. В. Бычков отмечал, что «развитие проектных навыков эффективно формируется у детей младшего школьного возраста, так как основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности» [1].
Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко указывает на то, что «сущность понятия «проектные навыки» связаны с такими научными понятиями и категориями как «навыки», «проект», «деятельность», «проектная деятельность», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки» [4, с. 55]
По мнению В. Я. Потаниной «проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [5, с. 6]. Стремление обучающихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных способностей.
Проекты в начальной школе — это красочные процессы, которые являются формированием познавательных интересов обучающихся, умением без помощи других создавать собственные познания, понимать информационное пространство, демонстрировать компетенцию в проблеме, связанной с темой проекта, совершенствовать критическое мышление [1]. В проектной деятельности обучающихся получение знаний, умений, навыков происходит в любой стадии работы над проектом.
Проектная деятельность межпредметна. Она дает возможность применять знания в разных сочетаниях, стирая пределы между школьными дисциплинами, сближая использование школьных знаний с действительными актуальными ситуациями.
Как отмечает Д. В. Григорьев: «включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале — доступные творческие задания, которые выполняются на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения, в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время» [2, с. 123]. В 3–4-х классах обучающиеся с максимальной заинтересованностью осуществляют достаточно непростые проекты. Под руководством учителя выполняют коллективные научные исследования, в которые могут вносить собственные результаты проектно-исследовательской работы [6].
Темы для проектов необходимо подбирать из содержания учебных предметов или из ближайших к ним сфер. Для проекта потребуется значимая проблема, которая известна обучающимся, гарантирует мотивацию включения в независимую деятельность. Соответственно, она находится в сфере познавательных интересов обучающихся, в зоне их ближайшего развития [8].
Продолжительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий рационально ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и со временем переключаться на долгосрочные проекты, которые рассчитаны на месяц, четверть, полугодие (3–4 класс) [6].
Развивая навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, педагогу следует выстроить индивидуальную работу с детьми, от личных проектов к групповым, общеклассным. К работе над проектом зачастую привлекаются родители, в случае если реализация проекта протекает в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Необходимо, чтобы родители не брали на себя осуществление доли работы детей над проектами, так как пропадает сама идея метода проектов. А вот поддержка рекомендациями, информацией, выражение заинтересованности со стороны родителей — значимое условие поддержки мотивации и предоставление самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности [1]. В начальной школе возможно активное использование следующих видов проектов:
— творческие проекты (выступления с песнями, деятельность в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые дают возможность детям младшего школьного возраста выражать и формировать собственные навыки;
— ролевые, игровые проекты, подходящие определенному возрасту, которые позволяют младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, узнавать подобным способом мир, обучаться создавать взаимоотношения в нем;
— ознакомительно-ориентировочные(информационные), допускающие аналитическую работу с приобретенной информацией;
— практико-ориентированные (прикладные), которые завершаются создание необходимых и полезных для находящихся вокруг предметов, что дает возможность детям ощутить собственную общественную важность;
— исследовательские проекты, нацелены на формирование исследовательских способностей и умений, исследовательского мышления [3, с. 78].
Деятельность детей младшего школьного возраста над проектом требует особенного контроля и внимания со стороны учителя. Скрытая координация, которая применяется в наиболее поздних стадиях проектной деятельности, также способна регулировать ряд педагогических задач. Во-первых, у обучающихся развиваются умения в будущем осуществлять творческий процесс без помощи других (ребята представляют и применяют способы учителя), во-вторых, деятельность «на равных» предоставляет вероятность обучающимся выразить несогласие с рекомендованным заключением взрослого и корректно защитить собственную позицию, у них появляется навык «дипломатических переговоров», который так необходим в жизни [7].
Таким образом, проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом отличительных черт. Она интегрирует разнообразные учебные предметы и отвечает ориентирам формирования личности на определенном возрастном этапе. Практика применения метода проектов с детьми младшего школьного возраста может быть рассмотрена, как особенное направление внеклассной или внешкольной деятельности, которая тесно связана с важным учебным процессом и ориентирована на формирование исследовательской, творческой активности детей.
Литература:
- Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.Волгоград: Учитель, 2008–126 с.
- Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. — М.: Вента-Графф, 2002. — 112 с.
- Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: — В. Я. Потанина, М.: Академия, 2009–12 с.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
- Шатилова М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. –Волгоград: Учитель, 2010.
- Шевардин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.: учеб. для студентов вузов [Текст] / Н. И. Шевардин. — 2–е изд. — М.: Владос, 2001. — 508 с.