Педагогические основы проектной деятельности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 03.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Барсукова, В. А. Педагогические основы проектной деятельности школьников / В. А. Барсукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116361/ (дата обращения: 16.07.2024).



В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность, школьники.

«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню

Вовлеки меня — и я научусь» .

(Китайская пословица)

В зависимости от того, какой характер носит учебная деятельность, можно выделить несколько уровней обучения. Изначально это репродуктивный уровень ребенок делает по образцу, затем выполняются творческие задания, которые требуют навыков решения конструкторских и технологических задач. И в самом завершении идет осуществление комплексных работ по выполнению творческих проектов. Это как раз и относится к проектной деятельности, цель которой — формирование ключевых компетентностей.

Технология проектной деятельности поможет решить следующие задачи:

– научит применять базовые знания и умения, которые усваиваются на уроках;

– стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка, когда он познает и ищет способ решения чего-либо;

– позволяет рассмотреть один и тот же объект с точки зрения нескольких наук, что показывает школьникам то, то все предметы школьной программы взаимосвязаны друг с другом;

– привлекает детей к социально значимой, преобразовательной деятельности, которая поможет сформировать различные социальные компетентности, профессиональные интересы [1].

В педагогической деятельности использование проектной деятельности сможет решить задачи индивидуально ориентированного образования. Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок сам выбирает проблему, которая ему интересна, подбирает информацию и ищет способы её решения. Таким образом, она соответствует способностям каждого ребенка и направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

В данной технологии субъектом является сам ученик, соответственно у него проявляется активная позиция. Это всё содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся. Субъективность ребенка проявляется в том, что ребенок сам ставит цель, планирует исследование, ход работы, разрабатывает проект, оценивает и защищает его, делится своим опытом.

Особо хочется отметить, что проект предполагает обязательно рефлексию, оценку того, что каждый приобрел, что получилось, а что нет, на что обратить внимание. Школьники осваивают алгоритм действий, учатся самостоятельно определять проблему, находить информацию, искать пути решения, пробуя разные способы и анализировать свою работу. Вырабатывается самостоятельность, плюс ко всему, когда ребенок выступает со своим проектом, рассказывает о нем, он делится этим с другими, учится работать и взаимодействовать в группах.

Но для педагога тоже отводится определенная роль. В проектной деятельности учитель выступает в качестве демократичного руководителя, консультанта, помощника, тьютора, старшего товарища.

Вместе с тем, стоит отметить, что с проектной деятельностью связаны и другие понятия, такие как проектное обучение и метод проектов, которые стоит различать. Разграничить их довольно сложно, поэтому все условно, но это позволяет показать многоаспектность образовательного процесса.

Проектное обучение может рассматриваться — как дидактическая система, а метод проектов — как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения ряда задач обучения используются разные методы, в том числе и творческие проекты, цель у которых — это включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи и до ее осуществления.

Переход на новый ФГОС подталкивает учителя уже с начального звена начинать выстраивать систему проектного обучения [4].

Проектная деятельность учащихся — компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя. Отсюда следует, что с одной стороны активность и самостоятельность ребенка, а с другой, деятельность педагога [3].

Учитель уже знаком с ребенком, знает его опыт, интересы и возможности школьника, опираясь на это, помогает выбрать направление, цель, содержание деятельности, пути и способы ее организации, метода анализа и оценки результата, выстроить этапы выполнения проекта, правильнее говорить о методе проекта или проектном обучении.

Делая вывод, понятия проектное обучение, метод проектов и проектная деятельность взаимосвязаны, а метод проектов и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.

Проектная деятельность представлена технологично: определяются этапы ее организации, действия ребенка, а также учителя на каждом этапе.

Приведем примеры этапов проектной деятельности учащихся.

Согласно Павловой М. Б., структура и соответственно этапы проектной деятельности могут быть представлены линейно: потребность — проблема — исследования — первоначальные идеи — оценка идей — разработка лучшей идеи — планирование — изготовление — апробирование — оценка [3, с.286]

Однако люди, которые более творчески подходят к делу, не всегда могут думать логически. Психология творческих проектов требует, чтобы дети могли выполнять действия в разной последовательности. Данный подход развивает творческие способности и одновременно помогает более глубже понять содержание, выбор, использование необходимых средств, управление деятельностью для достижения намеченных результатов.

М. Б. Лебедева и О. Н. Шилова выделяют два подхода, которые определяют этапы работы над проектом:

– конструкторский (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный этапы);

– педагогический (выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта).

Если осмыслить и объединить эти два подхода, то можно выделить следующие этапы:

– подготовка к проекту;

– организация участников проекта;

– выполнение проекта;

– презентация проекта;

– подведение итогов проектной деятельности [2, с.22–25]

Сравнивая различные варианты определения этапов проектной деятельности, мы наблюдаем, что все авторы предлагают сходную логику построения проектной деятельности школьников. Различия в основном связаны со степенью детализации рассмотрения этих этапов, особенностями учебного предмета, вида проектной деятельности либо зависят от того, с чьей позиции представлена проектная деятельность: с позиции школьника или с позиции педагога.

В любом случае, организовывая проектную деятельность, учащиеся используют самые разные средства (методы, приемы, технологии, формы), которые обеспечивают высокий уровень мотивации самого ребенка, понимание сущности деятельности, подготовку детей к ее реализации, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.

Таким образом, умение пользоваться технологией проектной деятельности — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Литература:

  1. Григорьев Д. В. и др. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот: Метод.пособие. — К.: РГУ им. И.Канта, 2009.
  3. Павлова М. Б., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. — Н. Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  4. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климова Е. В. Развитие исследовательских умений младших школьников. — М.: Просвещение, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проектное обучение, метод проектов, проект, ребенок, педагогическая деятельность, преобразовательная деятельность, проектная деятельность учащихся, проектная деятельность школьников, этап.


Похожие статьи

Задать вопрос