Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогические основы проектной деятельности школьников

Педагогика
03.07.2024
81
Поделиться
Библиографическое описание
Барсукова, В. А. Педагогические основы проектной деятельности школьников / В. А. Барсукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116361/.


В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность, школьники.

«Скажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню

Вовлеки меня — и я научусь» .

(Китайская пословица)

В зависимости от того, какой характер носит учебная деятельность, можно выделить несколько уровней обучения. Изначально это репродуктивный уровень ребенок делает по образцу, затем выполняются творческие задания, которые требуют навыков решения конструкторских и технологических задач. И в самом завершении идет осуществление комплексных работ по выполнению творческих проектов. Это как раз и относится к проектной деятельности, цель которой — формирование ключевых компетентностей.

Технология проектной деятельности поможет решить следующие задачи:

– научит применять базовые знания и умения, которые усваиваются на уроках;

– стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка, когда он познает и ищет способ решения чего-либо;

– позволяет рассмотреть один и тот же объект с точки зрения нескольких наук, что показывает школьникам то, то все предметы школьной программы взаимосвязаны друг с другом;

– привлекает детей к социально значимой, преобразовательной деятельности, которая поможет сформировать различные социальные компетентности, профессиональные интересы [1].

В педагогической деятельности использование проектной деятельности сможет решить задачи индивидуально ориентированного образования. Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок сам выбирает проблему, которая ему интересна, подбирает информацию и ищет способы её решения. Таким образом, она соответствует способностям каждого ребенка и направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

В данной технологии субъектом является сам ученик, соответственно у него проявляется активная позиция. Это всё содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся. Субъективность ребенка проявляется в том, что ребенок сам ставит цель, планирует исследование, ход работы, разрабатывает проект, оценивает и защищает его, делится своим опытом.

Особо хочется отметить, что проект предполагает обязательно рефлексию, оценку того, что каждый приобрел, что получилось, а что нет, на что обратить внимание. Школьники осваивают алгоритм действий, учатся самостоятельно определять проблему, находить информацию, искать пути решения, пробуя разные способы и анализировать свою работу. Вырабатывается самостоятельность, плюс ко всему, когда ребенок выступает со своим проектом, рассказывает о нем, он делится этим с другими, учится работать и взаимодействовать в группах.

Но для педагога тоже отводится определенная роль. В проектной деятельности учитель выступает в качестве демократичного руководителя, консультанта, помощника, тьютора, старшего товарища.

Вместе с тем, стоит отметить, что с проектной деятельностью связаны и другие понятия, такие как проектное обучение и метод проектов, которые стоит различать. Разграничить их довольно сложно, поэтому все условно, но это позволяет показать многоаспектность образовательного процесса.

Проектное обучение может рассматриваться — как дидактическая система, а метод проектов — как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения ряда задач обучения используются разные методы, в том числе и творческие проекты, цель у которых — это включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи и до ее осуществления.

Переход на новый ФГОС подталкивает учителя уже с начального звена начинать выстраивать систему проектного обучения [4].

Проектная деятельность учащихся — компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя. Отсюда следует, что с одной стороны активность и самостоятельность ребенка, а с другой, деятельность педагога [3].

Учитель уже знаком с ребенком, знает его опыт, интересы и возможности школьника, опираясь на это, помогает выбрать направление, цель, содержание деятельности, пути и способы ее организации, метода анализа и оценки результата, выстроить этапы выполнения проекта, правильнее говорить о методе проекта или проектном обучении.

Делая вывод, понятия проектное обучение, метод проектов и проектная деятельность взаимосвязаны, а метод проектов и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.

Проектная деятельность представлена технологично: определяются этапы ее организации, действия ребенка, а также учителя на каждом этапе.

Приведем примеры этапов проектной деятельности учащихся.

Согласно Павловой М. Б., структура и соответственно этапы проектной деятельности могут быть представлены линейно: потребность — проблема — исследования — первоначальные идеи — оценка идей — разработка лучшей идеи — планирование — изготовление — апробирование — оценка [3, с.286]

Однако люди, которые более творчески подходят к делу, не всегда могут думать логически. Психология творческих проектов требует, чтобы дети могли выполнять действия в разной последовательности. Данный подход развивает творческие способности и одновременно помогает более глубже понять содержание, выбор, использование необходимых средств, управление деятельностью для достижения намеченных результатов.

М. Б. Лебедева и О. Н. Шилова выделяют два подхода, которые определяют этапы работы над проектом:

– конструкторский (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный этапы);

– педагогический (выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта).

Если осмыслить и объединить эти два подхода, то можно выделить следующие этапы:

– подготовка к проекту;

– организация участников проекта;

– выполнение проекта;

– презентация проекта;

– подведение итогов проектной деятельности [2, с.22–25]

Сравнивая различные варианты определения этапов проектной деятельности, мы наблюдаем, что все авторы предлагают сходную логику построения проектной деятельности школьников. Различия в основном связаны со степенью детализации рассмотрения этих этапов, особенностями учебного предмета, вида проектной деятельности либо зависят от того, с чьей позиции представлена проектная деятельность: с позиции школьника или с позиции педагога.

В любом случае, организовывая проектную деятельность, учащиеся используют самые разные средства (методы, приемы, технологии, формы), которые обеспечивают высокий уровень мотивации самого ребенка, понимание сущности деятельности, подготовку детей к ее реализации, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.

Таким образом, умение пользоваться технологией проектной деятельности — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Литература:

  1. Григорьев Д. В. и др. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот: Метод.пособие. — К.: РГУ им. И.Канта, 2009.
  3. Павлова М. Б., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. — Н. Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  4. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климова Е. В. Развитие исследовательских умений младших школьников. — М.: Просвещение, 2003.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагогическая деятельность
проектное обучение
метод проектов
проектная деятельность
школьники
Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 273-275):
Часть 4 (стр. 271-342)
Расположение в файле:
стр. 271стр. 273-275стр. 342

Молодой учёный