Проектная деятельность учащихся на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 12.06.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Нарыжнева, В. В. Проектная деятельность учащихся на уроках в начальной школе / В. В. Нарыжнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115567/ (дата обращения: 22.12.2024).



На сегодняшний день проектная деятельность является актуальным методом обучения и развития младших дошкольников, поскольку формирует ключевые умения. В данной работе будет рассмотрена проектная деятельность и особенности ее применения в начальной школе.

Ключевые слова: проекты, проектная деятельность, обучение, начальная школа, ФГОС.

На сегодняшний день федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предъявляет к образовательному процессу ряд требований, среди которых применение проектно-исследовательских методов занимает особое место. Проектная деятельность определяется как одно из важнейших условий реализации учебной программы начального образования.

Несмотря на то, что метод проектов возник еще в начале прошлого века, он до сих пор пользуется успехом и является актуальным.

Проект — это такой вид деятельности, направленный на решение определенных задач, с достижением запланированных результатов.

Методом проектов называется специальная личностно-ориентированная методика, которая помогает развить у обучающихся когнитивные способности, способность ориентироваться в огромном потоке информации, а также способствует развитию творческих навыков и адекватной самооценки [2].

Совместная образовательная, познавательная, творческая или игровая деятельность с общими целями, согласованными методами и приемами деятельности, направленными на достижение общих результатов — это определение проектной деятельности.

В настоящее время существует огромное количество классификаций проектов, рассмотрим некоторые из них.

1. Виды проектов : это могут быть классификации:

– по количеству участников: индивидуальные, парные и групповые;

– по временным рамкам: короткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

2. Разновидности проектов или по-другому по продолжительности. К таким проектам относятся:

– мини-проекты, сроком по недели;

– проекты, которые реализуются в течение недели или нескольких месяцев.

– годичные проекты.

3. Типы проектов. Расширенная система классификации, позволяющая более детально изучить структуру проектов и особенности их реализации. Среди различных типов проектов можно выделить:

– исследовательские проекты;

– творческие проекты;

– информационные проекты;

– игровые проекты;

– прикладные проекты и т. д.

С проектной деятельности можно начинать уже в начальной школе, так как это поможет детям развивать навыки мышления, принятия решений, прогнозирования и формировать здоровую самооценку. Учитывая, что в данном возрасте формируются ценностные установки, важно вовлекать их в проектную работу с самого начала учебного процесса [3].

Когда дети из начальной школы принимают участие в проектных мероприятиях, их активная роль в учебном процессе претерпевает значительные изменения: они перестают быть пассивными наблюдателями и становятся активными участниками. Другими словами, дети становятся инициаторами действий. В то же время школьники имеют полную свободу выбора методов для реализации проекта. Задача педагога в этом процессе заключается в руководстве и консультировании учащихся.

При работе с учащимися начальных классов необходимо учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей, так как данная категория детей имеет множество особенностей, которые необходимо учитывать.

Для выбора темы проектной работы для младших школьников следует обращать внимание на содержание учебных предметов или близких к ним наук, например, решение задач. Это важно, потому что проект должен быть актуальным и интересным для учеников. Для некоторых учащихся проект может включать изучение теоретических аспектов для глубокого понимания темы. Однако часто проекты ориентированы на практическую сторону и требуют знаний из различных областей наук. Для успешного выполнения проектов школьникам необходимо использовать все свои творческие и исследовательские способности. Только так можно достичь полной интеграции знаний.

При первом знакомстве с проектной деятельностью в начальной школе рекомендуется проводить проекты в течение одного-двух уроков. Позднее, в рамках учебно-внеурочной деятельности, проекты могут занимать от одной до двух недель [1].

Для успешной реализации проектов необходимо активно вовлекать учеников в прогулки-наблюдения, экскурсии и социальные акции. Кроме того, важно проводить анкетирование, исследования и опросы среди учащихся определенных групп, на которых ориентирован проект, для развития навыков исследования, статистики и анализа данных.

Хотя выполнение проекта включает в себя пять этапов, особое значение при использовании проектной деятельности в начальной школе уделяется презентации проекта, так как здесь дети могут проявить всю свою творческую натуру. При проведении презентации проекта особенно ценится оригинальный подход и фантазия.

В этом случае требуется помочь учащимся оценить проект самостоятельно и задать вопросы для оценки процесса проектирования. Кроме того, значительное внимание уделяется разработке проектов для презентаций, так как представление проекта является своего рода отчетом о выполненной работе.

Существует множество способов представить проект: видеоролик, театральное представление, игра, диалог, презентация, виртуальное путешествие, тематическое мероприятие и многое другое.

Для учеников проектная деятельность представляет собой шанс на самовыражение, возможность создать что-то ценное и увлекательное, приобрести полезные навыки. Иными словами, проектная деятельность способствует раскрытию знаний учеников, публичному представлению результатов своей работы и получению нового опыта.

Основное значение проектной работы заключается в развитии общеучебных умений и навыков, таких как умение рефлексии, исследования, оценки, сотрудничества, коммуникации и презентации.

Работа над проектами должна вестись целенаправленно, поскольку только так дети станут самостоятельнее, у них сформируются лидерские качества, умение работать в команде, давать оценку своим действиям.

Естественно, проекты в начальной школе значительно отличаются от проектов старшей и средней школы, но именно такие проекты отличаются информативностью и дают основу для успешного выполнения проектов в дальнейшем. Особенности младшеклассников в том, что они более активны при обсуждении проектов и полны креатива и воображения.

Однако проблема начальной школы в том, что дети, особенно первоклассники, еще не могут работать самостоятельно. В связи с этим необходимо с самого начала обучения формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности. Важно научить младшеклассников организовывать свою работу и сформировать навыки принимать взвешенные решения в различных ситуациях. Также важно, чтобы для каждой возрастной группы начальной школы был подобран такой вид проектной деятельности, который соответствовал бы их возрасту и особенностям. Только при соблюдении всех этих условий реализация проектной деятельности будет успешной.

Литература:

  1. Караптан А. И. Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе / А. И. Караптан// Школьная педагогика. — 2022. — № 3. — С.8–10.
  2. Богданова Е. С. Критерии оценки эффективности презентации проекта [Электронный ресурс] / Е. С. Богданова// Проблемы современного образования. — 2021. — № 5. — С.214–224.
  3. Марченко А. А. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] / А. А. Марченко// Педагогика и психология образования. — 2021. — № 2. — С.31–40.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, начальная школа, проект, проектная работа, метод проектов, навык, работа, ребенок, успешное выполнение проектов, учебный процесс.


Похожие статьи

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...

Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться...

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Проектная деятельность в старшей школе на уроках английского языка

Старшая школа — это важная ступень образовательной системы. В старшей школе учащимся важно вырабатывать: способность к самостоятельным исследованиям, аналитической деятельности, которые в будущем должны реализоваться в среднеспециальных или в высших ...

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса организации проектной деятельности на уроках английского языка.

Похожие статьи

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...

Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться...

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Проект как средство экологического образования младших школьников

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...

Проектная деятельность в старшей школе на уроках английского языка

Старшая школа — это важная ступень образовательной системы. В старшей школе учащимся важно вырабатывать: способность к самостоятельным исследованиям, аналитической деятельности, которые в будущем должны реализоваться в среднеспециальных или в высших ...

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса организации проектной деятельности на уроках английского языка.

Задать вопрос